ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4356

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

- возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

- при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

- при ввозе товаров. За исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

- при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза;

- если в соответствии с ТКТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Сроки уплаты таможенных пошлин определяются международными договорами государств-участников ТС, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе. В ТКТС. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов конкретизированы статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТКТС.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества. Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенные платежи уплачиваются в валюте государств-участников ТС, за исключением случаев, предусмотренных уплаты таможенных платежей. Форма уплаты таможенных платежей определяется законодательством государств-участников ТС.

Изменение сроков таможенных пошлин и налогов производиться в форме отсрочки и (или) рассрочки. Основания и условия предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей определяются в соответствии с международными договорами государств-участников ТС, регулирующими таможенные правоотношения в ТС. Порядок предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей регламентируется Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, утверждённым решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010г. № 41 [].


Основным нововведением явилось то, что отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей сегодня предоставляются плательщику таможенных пошлин при наличии одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ: ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче; осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член таможенного союза, если законодательством государства – члена таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин; ввоз товаров, включённых в утверждённый Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин; ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники; ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. Соглашением чётко определено, что отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (статья 7 Соглашения) при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 2 ТКТС [].

Государства-участники ТС определили и преференции оплаты таможенных платежей:тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Эти льготы составляют единую систему тарифных преференций таможенного союза, утверждённого Комиссией таможенного союза «Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза» от 12 декабря 2008г. и ратифицированного, в частности, в Беларуси Советом Республики Беларусь 11 декабря 2009г. Преференции по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов, в большей мере распространяются развивающиеся страны и наименее развитые страны с целью поддержать развитие их экономик. С этой целью Комиссия таможенного союза определила перечни указанных стран. К развивающимся странам, например, относятся Албания, Алжир, Венесуэла и другие. Всего по списку 103 страны. К наименее развитым странамотносятся Республика Ангола, Гвинея, Танзания и другие. Всего по списку – 49 стран.


К мерам государственного регулирования перемещения товаров через таможенную границу относятся и меры нетарифного регулирования.

В соответствии статьи 4 ТКТС, меры нетарифного регулирования – это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путём введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Лимиты устанавливаются международными договорами государств-участников ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств-участников ТС, изданными в соответствие международными договорами государств-участников ТС.

Нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов двадцатого века с целью развития государственной политики государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Исходя из положений Генерального соглашения, нетарифные ограничения могут быть определены как любые действия, препятствующие свободному потоку международной торговли [2. с. 424 392]. То есть, нетарифные меры создают более жёсткие условия для перемещения через таможенную границу иностранных товаров по сравнению с условиями для товаров национального производства или различный режим для товаров разных стран.

Настоящее время отсутствует Единая для всех стран классификация нетарифных ограничений.Варианты классификации, в частности, были предложены ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В итоге, в настоящее время насчитывается более 800 видов нетарифных мер, которые объединены в следующие пять групп:

- группа №1. Меры вмешательства государства в торговлю, включающие: льготы производителям местной продукции; экспортные субсидии; компенсационные пошлины; государственные закупки; торговые операции государственных предприятий; прочие меры по ограничению торговли;

- группа № 2. Особенности таможенных и административных процедур, включающие: метод таможенной оценки; антидемпинговые пошлины; структура тарифов; консульские формальности и сборы; таможенные документы; правила происхождения товаров;

- группа № 3. Стандарты, включающие: технические стандарты; требования к упаковке товаров и маркировке;

- группа № 4. Специфические торговые барьеры, включающие: количественные ограничение импорта; двусторонние дискриминационные ограничения импорта; ограничение экспорта; установление минимальных цен; лицензирование ; запреты в отношении кинофильмов;

- группа № 5. Импортные сборы, включающие: внесение депозитов; кредитные ограничения для импортёров; различные сборы; пограничные сборы фискального характера; ограничения в отношении иностранных вино-водочных изделий; дискриминационные сборы с автомобилей; статистические и административные сборы; специальные сборы на импортные товары [].


Таким образом, данная классификационная схема объединяет все нетарифные ограничения в пяти основных категорий: ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях; таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и сходные с ними административные меры; ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей.

Классификация нетарифных ограничений, разработанная Секретариатом ГАТТ, широко используется в ходе международных торговых переговоров, и явилась теоретической базой формирования единой системы нетарифного регулирования ТС трёх постсоветских государств. Решением Комиссии ТС от 27 ноября 2010г. № 168 «Об утверждении функционирования Единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации», утверждён перечень товаров, являющихся существенно важным для внутреннего рынка ТС, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты [].

Таким образом, перечень тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговых отношений нашли единое понимание у государств-участниц ТС, что стало основой для правового закрепления обеспечения порядка взимания таможенных платежей.

Во-вторых, следует отметить и то, что если в прошлом, таможенные пошлины применялись, как правило, лишь в фискальных целях, то есть как источник доходов для государственной казны, то сегодня – это ещё и метод создания общего рынка.

Льготы по уплате таможенных платежей:

Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012г. № 6 “О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности”, вступающим в силу с 1 июля 2012г., в качестве одной из мер стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности предусмотрена возможность получения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе в Беларусь определённых товаров в качестве вклада в уставных фонд. Этими льготами могут воспользоваться коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Беларуси, с местом нахождения на территории сельской местности, под которой понимается вся территория нашей страны, за исключением территории отдельных крупных и средних городов. В декрете перечислены товарные позиции, при ввозе которых возможно получение льгот. Но, надо соблюсти два условия: ввозсоответствующих товаров должен осуществляться в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования уставного фонда; суммарная стоимость таких товаров не должна превышать величину денежного вклада, указанного в учредительных документах рассматриваемых организаций. (Весь текст Декрета см. Информбанк от 18.05.2012г., №36).




Тема № 3: Понятие и принципы проведения таможенного контроля

3.1. Основные вопросы:

1. Понятие таможенного контроля.

2. Система управления рисками.

3. Порядок проведения таможенного контроля.

4. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

5. Формы таможенного контроля.

6. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля.

3.2. Примерные темы рефератов:

1. Зоны таможенного контроля.

2. Таможенный контроль после выпуска товаров.

3. Принцип выборочности таможенного контроля

4. Права, обязанности специалиста при проведении таможенного контроля.

5. Технические средства таможенного контроля.

6. Правила осуществления (методика) личного досмотра.

    1. Литературные источники:

1.Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках таможенного союза от 12 декабря 2008г. //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2009.

2.Система управления рисками в таможенном деле: международный опыт и национальное законодательство // Информбанк. 2010. № 34.

3.Сиротский А. Трансформация таможенного законодательства Республики Беларусь под влиянием внешних факторов //Юстиция Беларуси. № 7. 2010.

4.Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009г. / Официальный сайт Комиссии.- Москва, 2010.- Режим доступа: http: / www. tsouz. Ru.

5.Рапота Р. ЕврАзЭС: экономическое притяжение / Г. Рапота [и др.]; под общ. ред. В.М. Зюбина.- М., 2005.

6.Кондратьева М.Б. Таможенный союз ЕврАзЭС: по стопам Европы ? / М.Б. Кондратьева // Современная Европа.- 2009.- № 3.

7.Лихачёв А.Е. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития / А.Е. Лихачёва // Рос. Внешнеэкономический вестник.- 2010. -№ 6.

8.Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге 21-го века / Ю.В. Шишков.- М., 2001.

9.Сиротский А. Тройственный таможенный союз: уроки истории // Юстиция Беларуси. № 2. 2011.

4. Опорные положения по теме: Понятие и принципы проведения таможенного контроля

3.4.1 Понятие таможенного контроля

В соответствии норм Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках таможенного союза от 12 декабря 2008г, таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства [].Субъекты, объекты и место проведения таможенного контроля, а также законодательная база для его проведения определены ТКТС [ст. ТКТС 94]. В ней, в частностности, установлено, что таможенный контроль проводиться таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и государств – членов ТС. Так, например, в соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, этапами формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утверждённых Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 6 октября 2007г. № 1 и от 9 июня 2009г. № 9, с 1 июля 2011г., прекращено осуществления функций согласованных видов государственного контроля на внутренних границах стран таможенного союза. На казахстанско-российском участке границы прекращено совершение фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного, транспортного (автомобильного) видов контроля, таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, за исключением пограничного контроля. На белорусско-российском участке границы в пунктах принятия уведомлений (далее - ППУ) прекращено осуществление отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран, а также транспортного (автомобильного) контроля. Сами ППУ ликвидируются. Функции по осуществлению согласованных видов государственного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию таможенного союза, будут осуществляться уполномоченными органами России, Беларуси и Казахстана, в том числе в пунктах пропуска на внешней границе таможенного союза. Анализируя законодательство ТС о таможенном контроле, осуществляемое таможенными органами таможенного союза на территории государств-участников таможенного союза, следует отметить ряд и других новшеств: