ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4355

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Госпошлина за данное заявление составляет 10 базовых величин (БВ) при обращении в хозяйственный суд области либо г. Минска, 20 БВ — при обращении в ВХС и 5 БВ — при обращении ИП вне зависимости от уровня судебной инстанции (п. 2 приложения 16 к НК). При этом в случае признания хозяйственным судом решения таможенного органа недействительным госпошлина подлежит возврату из бюджета (п. 5 ст. 259 НК). Нередко совместно с требова­нием о признании решения таможенного органа недей­ствительным заявляется требование о взыскании из бюджета излишне уплаченных в результате данного реше­ния денежных средств. Здесь целесообразно сослаться на подл. 1.1.7 п. 1 ст. 257 НК, освобождающий от госпошлины по искам о взыскании сумм из бюджета.

Помимо названных международных нормативных пра­вовых актов, в части, не противоречащей им, применяются и документы национального уровня. В частности, нередко хозяйственные суды, что, по нашему мнению, правильно, ссылаются на п. 35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, вво­зимого на таможенную территорию Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1246 (далее — Положение), в соответствии с которым непредставление декларантом дополнительно запрашиваемых документов, не имеющих непосредственного отношения к партии оце­ниваемых товаров, или представление которых не может быть осуществлено по объективным не зависящим от него причинам, а также отсутствие в представленных докумен­тах каких-либо сведений, если порядок заполнения данно­го документа не определен законодательством РБ или стра­ны, выдавшей документ, не может быть основанием для отказа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара.

Например, таможенным органом в обоснование приня­того решения о корректировке таможенной стоимости ука­зывалось в т.ч., что заявителем (декларантом) не представ­лена калькуляция затрат на производство и сбыт единицы изделия, которую он должен был истребовать в рамках подтверждения таможенной стоимости от поставщика. Но заявитель представил письменный отказ поставщика раскрывать данную информацию как имеющую для него коммерческое значение. Хозяйственный суд пришел к вы­воду о невозможности представить такой документ по не зависящим от заявителя причинам (п. 35 Положения) и неправомерности отказа в принятии заявленной таможен­ной стоимости по данному основанию.

Зачастую таможенные органы ссылаются на, по их мне­нию, неточности (неясности), давая оценку тому или иному представленному документу, отсутствие каких-либо реквизитов.

Например, таможенный орган потребовал представле­ния для подтверждения таможенной стоимости определен­ного перечня документов, в т.ч. экспортной декларации. Затем в обоснование своей позиции о корректировке тамо­женной стоимости он отметил, что в этой декларации ука­заны сведения о средстве перевозки и номере коносамента, отличные от содержащихся в иных документах. При этом имелось письмо производителя (Китай), исходя из которо­го экспортная декларация оформляется после загрузки контейнера на фабрике, без чего контейнер не может быть отправлен в порт. Поэтому в декларации (копия которой заверена Международной торговой палатой КНР) были указаны данные о номере коносамента и средстве перевоз­ки, перевозившего товар от склада до порта.


В данной ситуации хозяйственный суд сделал ссылку на п. 35 Положения, в соответствии с которым таможенный орган вправе запросить у декларанта соответствующие разъяснения. В соответствии с п. 38 Положения в случае возникновения сомнений в подлинности и достоверности документов о стоимости товара стран отправления, проис­хождения, транзита, которые были представлены декла­рантом, таможенный орган РБ может дополнительно ини­циировать перед ГТК направление в таможенные или дру­гие компетентные органы соответствующих стран запро­сов и информации о предполагаемом нарушении таможен­ного законодательства РБ. Правом, закрепленным в изло­женных нормах, таможенный орган не воспользовался.

Другой пример — таможенным органом в обоснование непринятия заявленной таможенной стоимости указано, что прайс-лист поставщика, представленный заявителем в целях подтверждения данной таможенной стоимости, не содержит сведений о валюте платежа. Однако хозяйствен­ный суд констатировал, что при сопоставлении его с накладными, счетом-фактурой и т.д. вытекает, что прайс-лист составлен в EUR, и данное обстоятельство не может являться основанием для корректировки таможен­ной стоимости.

По сути, суд оценил не отдельный документ, а всю их со­вокупность, что, по нашему мнению, верно. На основании ч. 3 ст. 108 ХПК хозяйственный суд оценивает относи-мость, допустимость, достоверность каждого доказатель­ства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств именно в их совокупности.

Зачастую таможенные органы просят представить доку­менты о реализации ввозимого товара на территории РБ с целью сопоставления цены, по которой товар ввозился, с ценой, по которой товар реализуется.

Например, таможенным органом указано, что представ­лены документы по реализации лишь части товаров и толь­ко по одному договору. Однако он, как отмечено в реше­нии хозяйственного суда, изначально не указал необходи­мый объем и период реализации, потому нарушения со сто­роны заявителя в этой части не было.

В судебной практике также были случаи взыскания с та­моженных органов денежных средств на юруслуги, потра­ченных заявителями в целях защиты их нарушенного пра­ва, хотя и в меньшем размере.





























ЛЕКЦИЯ:РАЗДЕЛ 2:Таможенные платежи.

Виды таможенных платежей и порядок их исчисления определяется Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Первоначально, такими актами были: «О едином таможенном тарифном регулировании» от 25 января 2008г.; «Об условиях и механизме применения тарифных квот» от 12 декабря 2008г. А также, Протоколы: от 12 декабря 2008г: «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа»; «О предоставлении тарифных льгот»; «О единой системе тарифных преференций Таможенного союза».


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества наделил Комиссию Таможенного союза (сегодня - ЕЭК) полномочиями по ведению Единого таможенного тарифа ТС [].

Единый таможенный тарифсвод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельностью ТС. [].

Дя юридических лицставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом ТС, утверждённым Решением Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Акцизов – приложением 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, налога на добавленную стоимость – статьёй 102 указанного кодекса.

Для физических лицРеспублики Беларусь, единые ставки ввозных таможенных пошлин, налогов установлены Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007г. №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

Принятыми Соглашениями государств-участников ТС уточнено, что, таможенная пошлина – обязательный платёж, взимаемый таможенными органами государств-участников ТС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. А таможенные сборы - обязательный платёж, взимаемый таможенными органами государств-участников ТС за совершение ими действий, связанных с таможенным оформлением и таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий в случаях, установленных законодательством каждого из государств-участников ТС. [].

К таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

- акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

- таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Право таможенных пошлин формируется на основе международных договоров и норм внутреннего законодательства [ст. 70 ТКТС ].

Ввозная таможенная пошлина – обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию.

Вывозная таможенная пошлина - обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при вывозе товаров c таможенной территории ТС.

Это наиболее распространённые виды пошлин, к тому же исторически возникший раньше всех других таможенных пошлин.


Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) Протоколом от 11 декабря 2009г. государства-участники ТС определили порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Следует отметить, что взимания косвенных налогов по работам и услугам в отношении между субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в государстве – члене таможенного союза, территория которого признаётся местом реализации работ, услуг. За исключением работы по переработке давальческого сырья, ввезённого на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства – члене таможенного союза с последующем вывозом продукции переработки на территорию другого государства. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Акцизы, – это тоже косвенные налоги на товары (продукцию). Сегодня это, например, на спирт гидролизный технический, пиво, табачную продукцию, автомобильное топливо и другие товары (продукцию). Акцизные товары маркируются специальными акцизными марками – бланк строгой отчётности с определёнными степенями защиты [].

Антидемпинговыми таможенными пошлинами облагаются импортные товары при наличии доказательства, что их поставки осуществляются путём так называемого демпинга – по заниженным ценам и наносит или угрожает нанести ущерб национальному производству страны ввоза. Антидемпинговые пошлины взимаются в размере между демпинговой ценой и ценой аналогичного товара на мировом рынке.

В практике международных таможенных отношений встречаются и другие виды таможенных пошлин, такие как компенсационные, специальные, сезонные, карательные, запретительные и другие. При этом надо отметить, что к одному и тому же виду таможенных пошлин может применяться различный размер таможенных ставок, что прямо устанавливается в таможенном тарифе.

Фискальные таможенные пошлины – устанавливаются на те потребительские товары, которые на данной таможенной территории не производят. Например, кофе, вина.

Транзитные таможенные пошлины взимаются за провоз товаров иностранного производства через таможенную территорию страны

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

- адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в наткральном выражении (количества, массы, объёма или иных характеристик);

- комбинированные – сочетающие виды, указанные выше [ст. 71].

Таможенные сборы:

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.


Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является, прежде всего, таможенная стоимость товаров.

Во-вторых, и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика). Налоговая же база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов, как правило, самостоятельно. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов;

- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;