ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4365

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- изготовленные на единой таможенной территории из товаров, полностью произведённых на единой таможенной территории и (или) ввезённых на единую на единую таможенную территорию, которые пробрели статус товаров таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-участников ТС, регулирующими таможенные правоотношения в ТС [].

Товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы товаров, ввезённых на таможенную территорию Таможенного союза. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров в соответствии ТКТС, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

Товары считаются находящимися под таможенным контролем, до: помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления. За исключением: условно выпущенных товаров или реимпорта; помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения; обращения в собственность государства; фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза; отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для дальнейшего коммерческого использования; признания части иностранных товаров, помещённых под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями; приобретение условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза.

При определении срока нахождения товаров под таможенным контролем важно учитывать то, что товары, ввезённые на таможенную территорию Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной их утраты). Это в случаях: аварии или действия непреодолимой силы; в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения; в результате наступления иных обстоятельств, установленных международными договорами.

При проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля выборочности, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза в части обеспечения таможенного контроля.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.


Следует отметить, что порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств – членов таможенного союза. Например, в Беларуси, это Постановления Совета Министров Республики Беларусь: от 24 мая 2007г. № 674 (в ред. от 10 января 2008г.) «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требования к ним»; от 1 июня 2007г. № 742 (в ред. от 31 декабря 2009г. № 1752 «Об определении зон оперативной деятельности таможен» [].

Когда речь идёт о деятельности лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела, то под такими лицами понимаются: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, уполномоченные экономические операторы. Деятельность указанных лиц уже нами была подробно исследована в первом разделе настоящего УМК. Следует еще раз подчеркнуть, что практически все категории лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, сохранились в ТК ТС. Ранее были – таможенные агенты (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, добросовестный участник ВЭД. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь, указанные лица для осуществления соответствующей деятельности должны были получать лицензию. Сегодня ТКТС предусматривает, что допуск к осуществлению деятельности в области таможенного дела осуществляется путём включения в реестр, ведение которых осуществляют таможенные органы.

3.4.4 Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

В соответствии с ТКТС таможенные документы – это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке. Коммерческие документы – счёт-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС.

Размещение товаров в зоне таможенного контроля подтверждается путём предоставления таможенному органу одного из следующих документов:

- соответствии с пунктом 1 Постановления ГТК от 27 июня 2007г. № 66 «О документе, подтверждающим размещение товаров в зоне таможенного контроля, и процедуре временного хранения товаров» определено, что размещение товаров в зоне таможенного контроля подтверждается путём представления таможенному органу одного из следующих документов:


- уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля. Представлять уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля могут: владелец временного склада; получатель товаров; представитель вышеуказанных лиц. Уведомление должно представляться в пункт таможенного оформления, где производится оформление товаров.

Уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля может представляться: в двух экземплярах на бумажном носителе; в электронном виде. Уведомление в электронном виде должно содержать все сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру временного хранения. К ним относятся:

- наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (место жительства) отправителя, получателя товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

- наименование страны отправления, страны назначения товаров;

- наименование, количество, фактурную стоимость товаров;

- сведения о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров; коды товаров в соответствии ТН ВЭД на уровне не менее первых четырёх знаков;

- вес товаров брутто (в килограммах) или объём товаров (в кубических метрах); сведения о складе временного хранения либо об ином месте, в котором предполагается осуществлять временное хранение товаров.

Если уведомление не содержит всех этих сведений, то в таможенный орган дополнительно должны быть представлены иные имеющиеся документы;

- при перемещении товаров железнодорожным транспортом – оригинала копии листа уведомления о прибытии груза железнодорожной накладной. Лист уведомления о прибытии груза является составной частью накладной СМГС, которая заполняется при отправлении груза. Этот лист является листом № 5 в составе накладной и сопровождает груз до станции назначения;

- при перемещении товаров воздушным транспортом – генеральной декларации или грузовой ведомости согласно Добавлениям 1 и 3 к международным Стандартам и Рекомендуемой практике в соответствии с приложение 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944г., а при их отсутствии – иных транспортных документов (накладных), сопровождающий товар.

В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.


3.4.5 Формы таможенного контроля.

В статье 110 ТК ТС определены формы таможенного контроля (ранее это были «операции таможенного контроля»). В ТКТС исчез такой вид таможенного контроля, как таможенное исследование. И появилась новая форма таможенного контроля – проверка системы учёта товаров и отчётности по ним. Однако это не означает, что таможенные органы не смогут проводить исследования товаров. В ТК ТС этому вопросу посвящена отдельная глава.

ТКТС устанавливает формы таможенного контроля. Следует отметить, что в белорусском таможенном кодексе понятие «формы таможенного контроля» отсутствуют, однако присутствует понятие «операции таможенного контроля», которое по своему содержанию аналогично понятию «форма таможенного контроля», как уже отмечено в настоящем раздела.

Главы 16 ТКТС к формам таможенного контроля относит:

- проверка документов и сведений. Проанализировав статью 111 ТКТС в целом можно сделать вывод о том, что основными целями проверки документов и сведений являются:

- определение подлинности документов и подлинности содержащихся в них сведений;

- определение правильности оформления документов и представления сведений;

- профилактика таможенных правонарушений;

- предотвращение таможенных преступлений;

- соблюдение таможенного законодательства ТС и государств-членов ТС в отношении запретов и ограничений перемещения товаров через таможенную границу ТС;

- иные цели, предусмотренные таможенным законодательством ТС и государств-членов ТС.

Способами же достоверности представленных сведений выступают:

- сопоставление сведений, представленных в таможенные органы, с информацией, полученной из других источников. Например, от правоохранительных органов государств-членов ТС ;

- анализа сведений таможенной статистики,

- обработки сведений с использованием информационных технологий;

- другими способами, не запрещенными таможенным законодательством ТС .

Таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;

- устный опрос, Таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме,

- получение объяснений. Получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела. Объяснения оформляются в письменной форме;

- таможенное наблюдение. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;


- таможенный осмотр. Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Цель - получить подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта. По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров;

- таможенный досмотр. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации. Возможна разборка, демонтаж или нарушение целостности обследуемых объектов и их частей. Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах. Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено;

- личный таможенный досмотр. Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля. Он проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо лиц, их замещающих. При наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза. Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным документом. Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра. Личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым. В присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании - медицинским работником. Физическому лицу, в отношении которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления;