Файл: УМП_Мировая экономика_Мертвищев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1930

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий призван способствовать модернизации аграрного сектора, противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств, регулировать цены и объемы производства основных видов аграрной продукции (мяса, зерна, масла и др.).

Европейский социальный фонд облегчает перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию (приспособление) к разным условиям в интеграционном пространстве.

Европейский фонд регионального развития содействует структурной перестройке экономики отстающих в развитии или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей) стран и регионов ЕС.

2. НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли. Соглашение о создании этого объединения между США, Канадой и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, которые хотели сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке. К этому их подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуациях в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал и сотрудничество.

Ведущие компании стран-участниц НАФТА рассчитывали объединить финансовые, научно-технические и предпринимательские потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства в Мексике за счет относительно низкой оплаты труда. В частности, на тот период один час рабочего времени в Канаде стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов.

Основные цели НАФТА – либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между тремя странами.

В соответствии с такой политикой Мексика, например, полностью отменила пошлины на компьютеры американского и канадского производства, на импорт американских автомобилей, ввела закон, расширяющий возможности инвесторов северных соседей, отменила ограничения на иностранное участие в национальных банках и страховых компаниях и т.д.

Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получила от стремительного роста иностранного капитала (12 млрд. долл. только прямых инвестиций ежегодно). За годы участия в альянсе Мексика сумела создать обрабатывающую промышленность, сборочные производства, работающие на импортных полуфабрикатах, комплектующих и выпускающие технологически сложные виды продукции – автомобили, станки, оборудование, электробытовую технику, электроаппаратуру и др. Доля этой продукции в экспорте страны составляет около 85%. Успехи последних лет позволили Мексике войти в число новых индустриальных стран.


США и Канада, в свою очередь, увеличили свой экспорт и количество рабочих мест, расширили рынок сбыта и сферу выгодного приложения капитала, повысили конкурентоспособность многих изделий промышленности (особенно трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств, перенесенных из США в Мексику).

3. АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, создана в 1967 г. с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских работ. В состав АСЕАН входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма (Бирма), Бруней, Лаос, Вьетнам, Камбоджа.

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел, корректирующих направления сотрудничества. Постоянно работающий комитет состоит из министра иностранных дел страны, которая в данный момент является председателем АСЕАН, и послов других государств. Регулярные встречи министров (экономики, образования, энергетики, науки и технологии и т.д.) готовятся соответствующими комитетами в структуре Секретариата. В структуре координационных органов АСЕАН функционирует несколько специализированных учреждений, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др.

В рамках АСЕАН к 2008 г. налажено сотрудничество в области безопасности, финансов, телекоммуникаций, туризма, окружающей среды, сель-ского хозяйства, транспорта и здравоохранения.

4. АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, куда сейчас входит 21 государство, среди которых помимо сугубо региональных стран можно назвать США, Японию, Китай, Россию, Канаду и ряд южноамериканских государств.

Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически его рабочими органами вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям и технологиям в промышленности, телекоммуникациям, транспорту, энергетическому сотрудничеству, сохранению морских ресурсов и рыболовству, по развитию малого и среднего бизнеса).

На совещании глав государств и правительств в 1994 г. (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – к 2010 г.)

Последние 20 лет сохраняются высокие темпы экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На его долю приходится 55% ВНП планеты и 40% мировой торговли. Если учесть, что в регионе проживает половина населения мира, в распоряжении которого огромнейший сырьевой потенциал, то вполне объяснима тенденция формирования новейшего экономического центра мирового хозяйства.


5. МЕРКОСУР – Южноамериканский общий рынок. Относится к круп-нейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки (1991 г.). Первоначально в его состав входили Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. На основе соглашения о свободной торговле к МЕРКОСУР присоединились Чили, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. По сути можно говорить о существовании южноамериканской зоны свободной торговли от Панамского канала до Огненной Земли.

Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовой сферы.

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, функционирующая постоянно; 10 технических комиссий, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой и макроэкономической политики, сухопутного и морского транспорта, промышленных технологий, сельского хозяйства и энергетики.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают благоприятно, несмотря на сохраняемые разногласия относительно полной отмены тарифов во внутрирегиональной торговле, единых внешних тарифов на импорт товаров из третьих стран.

В чем едины все страны – члены МЕРКОСУР так это в том, что все они поддержали идею США о создании единого всеамериканского общего рынка «от Аляски до Огненной Земли», а это уже новый уровень интеграционного объединения, перерастающего в глобальный интеграционный союз.

Выводы:

  1. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик стран одного региона в единый хозяйственный комплекс.

  2. Международная экономическая интеграция – одна из основных тенденций современной мировой экономики. Она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития экономик стран-участниц союзов и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

  3. Объединение государств в интеграционное образование – длительный процесс, проходящий такие классические этапы (формы), как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, на каждом из которых связи между странами-членами расширяются, углубляются, и, возможно, в будущем, по мере совершен-ствования форм экономической интеграции, станет реальным политический союз, т.е. создание единого государственного образования.

  4. Существование нескольких десятков интеграционных объединений в мировом хозяйстве свидетельствует о том, что страны понимают выгоды такого сотрудничества с соседями. Тем более, что наглядные примеры
    де
    монстрируют успешно функционирующие ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС и др. Однако далеко не все объединения и их участники готовы к подобному сотрудничеству.





Тема IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ


    1. Понятие, предпосылки, пути глобализации.

    2. Транснациональные компании (ТНК), их конкурентные преимущества в мировом хозяйстве.

    3. Международные стратегические альянсы (МСА).

4.1. Понятие, предпосылки, пути глобализации

Глобализация – понятие, близкое к понятию «интеграция». И то, и другое означают «объединение» множества в одно целое. Отличие между ними в масштабности этого объединения: если интеграция означает объединение национальных экономик соседствующих стран с целью создания единого регионального экономического пространства, то глобализация, являясь высшей формой экономической интеграции, превращает в единый хозяйственный комплекс всю мировую экономику.

Таким образом, глобализация – процесс формирования устойчивых производственно-хозяйственных связей между странами, фирмами, экономическими союзами независимо от их географического местоположения, в результате чего страны мира превращаются в единый (мировой) рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

Нынешний этап глобализации был подготовлен целым рядом новых процессов в мировом хозяйстве. Среди них следует выделить следующие:

1. Ослабление политических и экономических барьеров на пути движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, а также устранение административных запретов на торговлю товарами, изготовленными на основе высоких технологий. Эти процессы либерализации, начавшиеся внутри региональных экономических объединений, начали выходить за их границы, распространяясь по всему миру и способствуя интенсивной миграции факторов производства в мировом хозяйстве.

2. Последние достижения научно-технического прогресса позволили создать качественно новую, надежную мировую экономическую инфраструктуру (в том числе транспортные сети, связь, информационную систему), которые доступны и выгодны всем странам.

3. Интернационализация производства (стремление компаний использовать ресурсы различных регионов мира, создавать там свои филиалы, дочерние фирмы и т.д.).

4. Слияние исторически раздельных и разных национальных рынков на основе сближения и слияния вкусов и предпочтений потребителей различных национальностей (повсеместное распространение, например, «Coca-Cola», автомобилей «Toyota», «Mercedes», холодильников «Филипс», импортных станков, оборудования и др.).

5. Рост международной деятельности банков и других финансовых институтов в связи с появлением средств электронной связи, позволяющей осуществлять в мировом масштабе мониторинг финансовых рынков, проведение финансовых операций, анализ рынков и др.

6. Распад колониальной системы и установление в связи с этим в мире нового экономического порядка, а также окончание «холодной войны» между двумя политико-экономическими системами позволили рассматривать мир как целостную систему, которую требовалось консолидировать (упрочить, укрепить, сплотить для улучшения деятельности).


Показателями степени участия страны в процессе глобализации являются:

величина внешнеторговой квоты (сумма экспорта и импорта) в ВВП, т.е. чем она больше, тем более вовлечены страны в мирохозяйственный процесс;

участие страны в международном движении капитала: объем накопленных в стране иностранных инвестиций и капиталовложений по отношению к ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем внешнего долга к ВВП, объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к доходам от экспорта товаров и услуг, объем финансовых потоков за границу;

доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых и число задействованной отечественной рабочей силы за рубежом;

доля иностранных патентов и лицензий в общей их численности, зарегистрированных в стране, и количество национальных патентов, предоставленных за границу;

размер экспорта и импорта технологий, ноу-хау и управленческих услуг.

Процесс глобализации осуществляется прежде всего путем увеличения числа, расширения сфер и географии деятельности ТНК – это, во-первых. Во-вторых, путем создания международных стратегических альянсов – объединений различных ТНК для решения задач производственного, научного, сбытового и прочего характера. В-третьих, глобализация идет по пути расширения и объединения региональных интеграционных группировок. В-четвертых, процесс глобализации предполагает создание и функционирование региональных и международных экономических организаций, регулирующих, регламентирующих и, в известной мере, контролирующих экономическую деятельность стран-членов этих организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.).

Основной силой стремительной глобализации являются транснациональные корпорации.


4.2. Транснациональные компании (ТНК),
их конкурентные преимущества в мировом хозяйстве

Головная фирма ТНК контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей в их капитале. ТНК ныне являются торговцами, инвесторами, распространителями передовых технологий, стимуляторами миграции рабочей силы, инициаторами расширения и углубления производственных связей между хозяйствующими субъектами различных стран.

Деятельность ТНК характеризуется огромными масштабами. Они контролируют 40% промышленного производства в мире и 2/3 мировой торговли. В частности, им принадлежит 90% мировой торговли пшеницей и железной рудой, 85% – медью и бокситами, 80% – чаем и оловом, 75% – натуральным каучуком и нефтью, 80% – интеллектуальным капиталом. Такие крупнейшие ТНК, как «Дженерал Моторс», «Форд», «IBM», «Роял – Датч Шелл» распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля национальных органов власти не только стран, принимающих их филиалы, но и стран базирования головных фирм [3, с. 544].