ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1966
Скачиваний: 3
Бывшие советские республики (ныне суверенные государства) могут быть объединены в отдельную подгруппу (за исключением, возможно, прибалтийских республик), так как все они «вышли» из одной страны – СССР и потому исторически, экономически взаимосвязаны, взаимозависимы и где-то однотипны по менталитету населения, образу жизни и т.д.
Все это позволяет сделать схожий подход к реформированию экономики. Он, как правило, носит эволюционный, а потому затяжной, зачастую мучительный, разноплановый характер. Каждая страна ищет и реализует свой путь реформ, в том числе в области внешних отношений.
В отдельной
подгруппе находятся Китай и Вьетнам,
которые проводят реформы схожим образом,
ориентируясь на внешние инвестиции,
используя их в четко ориентированных
направлениях. Эти страны имели в первые
годы реформирования низкий уровень
социально-экономического развития
(спад), что естественно. Затем последовала
стабилизация и, наконец, экономический
рост. Сейчас Китай находится на подъеме.
По прогнозам,
в 2030 г. в числе таких
стран, как США, Япония и Германия, он
займет лидирующие позиции в использовании
передовых технологий. Вьетнам также
рассматривается как один из будущих
азиатских «экономических тигров»,
преемников Южной Кореи, Тайваня и др.
Из прежней многочисленной группы стран с административно-ко-мандной экономикой сейчас остались только две страны – Куба и Северная Корея.
Выводы:
-
Субъектами мировой экономики являются хозяйствующие субъекты национальных экономик, ТНК, международные экономические организации и интеграционные объединения.
-
В мировой экономике обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Основанием включения страны в ту или иную группу являются уровень ее экономического развития, степень открытости национальной экономики, масштабность экономического потенциала, тип экономического роста, социально-экономической структуры экономики. Внутри каждой группы стран выделяются подгруппы.
Тема III. ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
3.1. Понятие, предпосылки, последствия интеграции.
3.2. Этапы (формы) интеграции.
3.3. Основные интеграционные объединения мирового хозяйства.
3.1. Понятие, предпосылки, последствия интеграции
Одной из основных тенденций развития мировой экономики, начиная с середины 50-х гг. ХХ в., является экономическая интеграция национальных экономик. На рубеже ХХ–ХХI вв. этот процесс усилился, охватывая все большее количество стран.
Экономическая
интеграция – процесс взаимопроникновения,
срастания экономик соседствующих
(одного региона) стран и образования
единого хозяйственного комплекса на
основе глубоких и устойчивых связей
как на микро- (между фирмами), так и на
макроуровне (между государствами).
Примером могут быть стабильно идущее
в последние десятилетия расширение и
усиление разнообразных связей американских
корпораций
с канадскими и мексиканскими,
бурный рост взаимосвязей между
западноевропейскими компаниями. Или,
наконец, постоянное численное увеличение
числа стран, вступающих в интеграционные
объединения (Европейский Союз увеличился
с 6 стран в 1952 г. до 27 в 2007 г.; на американском
континенте все страны Северной и Южной
Америки работают над реализацией идеи
создания всеамериканской зоны свободной
торговли «от Аляски до Огненной Земли»).
Экономическая интеграция предполагает:
– кооперирование национальных фирм в области производства, сбыта, научных исследований, конструкторских разработок и т.д.;
– либерализацию экономических отношений между странами, входящими в объединение (свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы);
– выравнивание уровней экономического развития стран–участниц;
– обеспечение коллективной экономической безопасности от внешней конкуренции;
– регулирование экономических процессов внутри объединения и проведение единой, согласованной политики по отношению к третьим странам (не входящим в данное интеграционное объединение);
– совместное финансирование проектов по развитию наиболее неблагополучных районов стран-участниц и т.д.
Интеграция – закономерный процесс, который обусловлен рядом предпосылок.
Во-первых, рост масштабов производства усиливает конкуренцию, обостряет проблему сбыта и снижает прибыль на национальном рынке. Например, рост издержек производства и, естественно, потерь вследствие «замыкания» западноевропейских производителей в узких рамках национальных рынков достигал в свое время 10 млрд. экю ежегодно. Это вынуж-дает бизнес искать наиболее благоприятные условия деятельности прежде всего в сопредельных странах. Создаваемые на соседствующих территориях концерны, тресты, финансово-промышленные группы приобретают многонациональный характер.
Во-вторых, переплетение ранее национальных компаний, перемещение их деятельности за границу, естественно, поставили вопрос о создании единого экономического пространства, снятии торгово-экономических барьеров между странами альянса, которые наносили прямой ущерб действующим на его территории компаниям. Например, накануне создания Европейского экономического сообщества компании стран «шестерки» – Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга – ежегодно теряли 10–12% их совокупной прибыли. Либерализация внешнеэкономической деятельности, формирование «открытой» экономики стран-участниц позволили им обеспечить стабильный экономический рост. Ученые Гарвардского университета США произвели сравнительные расчеты по 117 странам мира. Вывод: за последние 25 лет в странах с «закрытой» и «полузакрытой» экономиками среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а с «открытой» – 3,5%, т.е. в 5 раз выше.
Таким образом, взаимная выгода (сначала расчётная, предполагаемая, а затем реальная) вынуждала фирмы, государства расширять, углублять взаимное сотрудничество в рамках интеграционных объединений.
В-третьих, научно-техническая революция, увеличение затрат на дорогостоящие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские работы) вынудили фирмы, страны расширить сотрудничество друг с другом в этой области, благодаря чему были объединены разбросанные по странам научные разработки (зачастую однотипные), были ликвидировано дублирование, уменьшены затраты участвующих сторон.
В-четвёртых, необходимость реализации крупномасштабных проектов, имеющих международное значение (например, строительство подводного туннеля между Францией и Англией, развитие южных районов Италии, реконструкция Панамского канала, «подтягивание» менее экономически развитых стран, решение глобальных проблем, касающихся всей мировой экономики), требует аккумуляции ресурсов всех стран. В этом есть свой резон, ведь мировое хозяйство – внешняя среда любого союза, и благополучие этой среды – необходимое условие его стабильности и благополучия.
В-пятых, интеграционные объединения (а их насчитывается несколько десятков в мировом хозяйстве) создавались не только с целью облегчить экономическое развитие фирм и стран какого-то региона, но и для того, чтобы как-то противостоять более мощным внерегиональным субъектам. Например, изначальным импульсом для создания Европейского Союза была идея (а затем реальность) о создании зоны коллективной безопасности от диктата американских корпораций, затем защита европейского рынка от массового наплыва японских, а сейчас китайских товаров.
Последствия интеграции не могут быть оценены однозначно: или хорошо, или плохо. Например, свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами-участницами, с одной стороны, хорошо, особенно для потребителей (больше товаров и услуг, шире выбор, выше качество, ниже цена и т.д.). Свободное движение факторов производства повышает экономическую безопасность страны на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, требует унификации законодательства, налоговой и социальной политики. С другой стороны, этот процесс может отрицательно повлиять на национальных производителей (повышение конкуренции, разорение, уменьшение рабочих мест), хотя приток иностранных товаров должен инициировать местный бизнес на всестороннее переустройство своего производства и сбыта.
Помимо экономических эффектов международная интеграция способствует созданию благоприятной внешнеполитической атмосферы. Как правило, экономический союз служит основой для укрепления взаимопонимания, а также политического и культурного сближения стран. Кроме того, экономическая интеграция содействует развитию взаимопомощи и солидарности, вплоть до военной поддержки стран, связанных экономическими обязательствами. Примером этого может служить Европейский Союз, в рамках которого остались в далеком прошлом жесткие раздоры, войны между Францией и Германией, между Англией и Францией, между Германией и Чехией и т.д. Мир изменился.
Процесс интеграции стран и формирование полноценных экономических объединений, как показывает 56-летний опыт Европейского Союза – наиболее зрелого в мире экономического интеграционного объединения, – это длительный процесс, включающий несколько последовательных этапов.
3.2. Этапы (формы) интеграции
Первый этап – зона свободной торговли (ЗСТ). Предусматривает отмену таможенных ограничений в торговле между странами-участницами. При этом у каждой страны остается своя система защиты внутреннего рынка от третьих стран (не входящих в данный альянс). На данном этапе остается необходимость таможенного контроля на внутренних границах, так как через одну страну с низким уровнем пошлины товары третьих стран могут проходить в другую, где этот уровень выше.
Второй этап – таможенный союз (ТС). Предполагает полное упразднение таможенных пошлин во взаимной торговле. Кроме этого, ТС создает единый для всех стран-участниц таможенный тариф, который действует на внешних границах союза по отношению к третьим странам. Как правило, этот тариф распространяется на часть товаров и услуг.
Установление единого тарифа на определенные товары и услуги позволяет защитить страны союза от внешней конкуренции и создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри союза.
Третий этап – единый (общий) рынок. На этом этапе не только снимаются ограничения в торговле товарами и услугами, но и устанавливается полная свобода в передвижении труда и капитала между странами-участницами. Возникает необходимость в унификации технических норм, экологических требований, хозяйственного законодательства, налоговых и банковских систем, трудового права, а также в создании наднациональных органов коллективного руководства и управления.
Четвертый этап – экономический и валютный союз. Кроме уже решенных ранее вопросов создается единый эмиссионный центр, вводится единая валюта, наднациональные законодательные, исполнительные и судебные органы проводят согласованную внешнеторговую, налоговую, денежно-кредитную, социальную политику, унифицируется законодательство, вплоть до разработки общей конституции. Решения этих органов власти обязательны для всех стран-участниц союза.
Сегодня в мире существует около 85 региональных экономических объединений, находящихся на разных ступенях интегрированности, а потому имеющих разные эффекты своей деятельности.
3.3.
Основные интеграционные объединения
мирового хозяйства
Наиболее динамичные объединения находятся в Западной Европе (ЕС), Северной Америке (НАФТА), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН и АТЭС), в Латинской Америке (МЕРКОСУР).
-
ЕС – Европейский Союз – представляет собой консолидированный региональный хозяйственный комплекс с тесными взаимосвязями, собственным разделением труда, единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития.
Европейская
экономическая интеграция начиналась
с «Европы шести», когда в 1952 г. Франция,
ФРГ, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия,
Голландия и Люксембург) подписали
соглашение о создании Европейской
организации угля и стали (ЕОУС). Затем
эти же страны подписали Римские договоры,
учреждающие Европейское экономическое
сообщество (ЕЭС), которое с 1967 г. стало
называться Европейским сообществом,
а с 1994 г. – Европейским Союзом.
По мере своего развития и приобретения привлекательности ЕС пополнялся новыми странами-участницами: в 1973 г. в его состав вошли Англия, Дания, Ирландия; в 1981 г. – Греция; в 1986 г. – Испания и Португалия; в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция; в 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр (исключая турецкую часть); в 2007 г. – Болгария, Румыния. Таким образом, сейчас ЕС насчитывает 27 стран-участниц.
Расширение ЕС за счет вовлечения новых стран-членов характеризует экстенсивный путь развития процесса интеграции. В то же время последовательное движение к унификации сначала таможенной и торговой политики в 50-х гг., аграрной – в 60-х гг., структурной и валютной – в 70-х гг., антициклической – в 80-х гг., создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы – в начале 90-х гг., унификация денежно-кредитной и финансовой политики, переход к единой европейской валюте – евро свидетельствуют о постоянном углублении и интенсификации европейского процесса интеграции.
Поступательное движение интеграции в Европе обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов (органов). Основными институтами ЕС являются Европейский совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.
Европейский
совет –
высший политический орган ЕС, куда
входят все главы государств (президенты)
и правительств (премьер-министры).
Собирается дважды в год. Принимаемые
решения определяют стратегию ЕС,
в
соответствии с которой действуют Совет
министров и Комиссия ЕС.
Совет министров ЕС действует на уровне глав правительств стран-членов, либо на уровне министров, курирующих обсуждаемые вопросы (иностранных и внутренних дел, экономики, финансов, сельского хозяйства др.). Является главным органом, принимающим решения, издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу для всех стран-участниц.
Комиссия ЕС – наднациональный исполнительный орган (своего рода правительство ЕС). Разрабатывает законодательство ЕС, дает рекомендации Совету по принятию решений, контролирует исполнение решений, принятых Советом, управляет финансами ЕС. Резиденция находится в Брюсселе.
Европейский парламент (ЕП) – представительный орган, избираемый прямым, всеобщим голосованием граждан всех стран Евросоюза. ЕП имеет право отклонять законодательные акты Совета, контролировать работу Комиссии ЕС, утверждать бюджет ЕС, участвовать в разработке и принятии новых законодательных актов. Резиденция Европарламента находится в Страсбурге.
Европейский суд следит за единообразным толкованием законодательных актов ЕС и их исполнением, обеспечивает соответствие национальных законодательств основополагающим принципам Союза, регулирует возникшие противоречия или разногласия между членами ЕС и его институтами, между ЕС и физическими и юридическими лицами. Для всех областей, на которые распространяется законодательство ЕС, Евросуд является судебным органом высшей инстанции.