Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1253

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время;

совершения работником по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

однократного грубого нарушения работником правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников.



31. Рабочее время и время отдыха


Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте
и выполнять свои трудовые обязанности.

К рабочему времени относится также и время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в праздничные и выходные дни).

Существуют следующие нормативы рабочего времени (нормальное рабочее время):

1. Рабочий день – это установленная законом продолжительность рабочего времени в течение суток (при пятидневной рабочей неделе рабочий день равен 8 ч, при шестидневной – 7 ч).

2. Рабочая смена – режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности (в две смены и более). По длительности рабочая смена может быть больше рабочего дня, но необходимо, чтобы
в течение недели или месяца установленная законом норма рабочего времени соблюдалась.

3. Рабочая неделя – это установленная законом продолжительность рабочего времени в часах в рамках календарной недели. В соответствии со
ст. 112 ТК Республики Беларусь недельная норма не должна превышать
40 ч независимо от того, шести – или пятидневная рабочая неделя установлена на предприятии.

Для некоторых категорий работников устанавливается сокращенное рабочее время. Так, для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 ч в неделю, для работников моложе 18 лет: в возрасте от 14 лет до 16 лет – не более 23 ч в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю (ст. 113, 114 ТК Республики Беларусь).

От сокращенного рабочего времени необходимо отличать неполное рабочее время, которое определяется соглашением сторон. В ч. 2 ст. 289 ТК Республики Беларусь указаны категории работников, которым наниматель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю:

1) по просьбе беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (в том числе находящегося на ее попечении) или осуществляющей уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;


2) инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендациями;

3) при приеме на работу по совместительству;

4) другим категориям работников, предусмотренным коллективным договором, соглашением.

Время отдыха – это свободное от исполнения трудовых обязанностей время, которое работник может использовать по своему усмотрению.

Виды отдыха:

1) ежедневный отдых (время отдыха в период между окончанием рабочего дня и началом следующего рабочего дня);

2) дополнительные специальные перерывы (предоставляются отдельным категориям работников в течение рабочего дня, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для кормления ребенка; работникам,
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и др.);

3) еженедельный непрерывный отдых (при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю, а при шестидневной рабочей неделе – один выходной день).

4) государственные праздники и праздничные дни (работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими).

Под отпуском понимается освобождение работника от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы.

В Трудовом кодексе установлено два вида отпусков: трудовые и социальные.

В системе трудовых отпусков различают основной отпуск (в соответствии со ст. 156 ТК Республики Беларусь минимальный – не менее 21 календарного дня и удлиненный – от 28 до 56 календарных дней) и дополнительный (за работу с вредными условиями труда – от 7 до 41 календарного дня).

Социальные отпуска предоставляются работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей.

К числу социальных отпусков относятся следующие:

по беременности и родам;

по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

в связи с обучением без отрыва от производства;

творческие;

по уважительным причинам личного и семейного характера.



32. Трудовые споры и порядок их разрешения


Трудовые споры – это разногласия, возникающие на предприятиях, учреждениях, организациях между работниками, с одной стороны и нанимателями – с другой, по вопросам, вытекающим из трудовых правоотношений.

Возникновение трудовых споров обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам можно отнести экономическое положение в государстве и конкретной организации. В связи с производственными, организационными и экономическими причинами наниматель должен производить кадровые перестановки, сокращения численности или штата работников, изменять содержание трудовой функции работника. Нарушение в этих условиях прав работника влечет обращение его в соответствующие органы за разрешением трудового спора
и защитой своих трудовых прав.


Причинами возникновения трудовых споров субъективного характера являются недостаточное знание работниками и нанимателем трудового законодательства, а иногда и сознательное его несоблюдение, неправильное толкование норм права и нарушение в связи с этим трудовых прав работников. Причинами трудовых споров являются также недобросовестное отношение отдельных работников к исполнению своих трудовых обязанностей, предъявление необоснованных требований и т. п.

Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. В ст. 233 ТК Республики Беларусь указаны два органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: 1) комиссия по трудовым спорам (далее – КТС), создаваемая в организации; 2) суд.

КТС рассматривают трудовые споры между нанимателем и работником по вопросам перевода на другую работу и перемещения, изменения условий выполнения трудовых обязанностей и др. КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год.

Заявление работника, поступившее в КТС, должно быть рассмотрено в десятидневный срок в присутствии подавшего заявление. В отсутствие заявителя рассмотрение возможно только по его письменному заявлению. Комиссия по трудовым спорам может вынести одно из следующих решений:

об удовлетворении требований работника в полном объеме;

о частичном их удовлетворении;

об отказе в удовлетворении требований.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или нанимателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии по трудовым спорам.

В ст. 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право на забастовку.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст. 337 ТК Республики Беларусь).

Сторонами коллективного трудового спора являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

День отказа нанимателя от удовлетворения требования коллектива работников считается моментом возникновения коллективного трудового спора. Далее в трехдневный срок создается примирительная комиссия.

В случае несогласия с предложениями примирительной комиссии стороны могут обратиться к посреднику. Не достигнув желаемого результата
и при помощи посредника, стороны вправе обратиться в Республиканский
трудовой арбитраж. Если коллективный трудовой спор не разрешен и Республиканским трудовым арбитражем, то работники могут объявить забастовку.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.




33. Предмет и система финансового права


Как и всякая отрасль права, финансовое право имеет свой предмет правового регулирования.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению
и использованию денежных фондов.

Специфика регулируемых финансовым правом общественных отношений заключается в следующем:

складываются в сфере финансовой деятельности государства;

объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства;

возникают под воздействием и в интересах государства.

Следует учитывать, что предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а только те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления. Вне этой сферы деятельности финансовое право не возникает. Сама же сфера финансовой деятельности так обширна и многообразна, что внутри ее возникает необходимость регулирования некоторых сторон не только нормами финансового права, но и другими отраслями права, так как не все денежные отношения, которые возникают в государстве, являются финансово-правовыми.

Финансовые правоотношения возникают между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами в связи с распределением финансовых ресурсов; между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями и учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, расходованием государственных денежных средств; между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием и использованием государственных денежных фондов и ресурсов; между государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов централизованных страховых фондов; между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой, по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы, методы и формы финансовой деятельности, виды денежных фондов государства, порядок установления и взимания налогов и неналоговых платежей.

финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право имеет свою систему, включая общую и особенную части.

К Общей части относятся нормы, регулирующие общие принципы, формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, правовое положение всех участников финансовых правоотношений.


Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, регулирующие внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, валютные операции, банковское кредитование.



34. Финансовая деятельность и финансовая система


Финансовая деятельность государства охватывает широкий круг вопросов. Целью этой деятельности является обеспечение финансовыми ресурсами государства для выполнения стоящих перед ним задач. По материальному содержанию финансовые ресурсы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства по образованию (мобилизации), распределению и использованию денежных фондов – материальной основы функционирования государства. Данную деятельность осуществляют все государственные органы в пределах своей компетенции. Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Национальное собрание (Парламент) обсуждает
и принимает законы по вопросам: бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении.

Органы государственного управления осуществляют финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение подчиненными им подразделениями задач и функций. Кроме органов общей компетенции для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции созданы специальные органы государственного управления: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др.

В мобилизации государственных денежных средств принимают участие организации, предприятия, учреждения, физические лица путем уплаты налогов, других обязательных и добровольных платежей. К обязательным платежам кроме налогов относятся обязательные отчисления во внебюджетные фонды; страховые взносы по обязательному государственному страхованию и др. Добровольные платежи – это лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц.

При распределении денежных средств государство использует два метода: финансирование и кредитование.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств государственным и местным (основанным на коммунальной собственности) организациям.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности как государственным, так и негосударственным организациям. В условиях перехода
к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности – бюджетный кредит и кредитная ссуда.