Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1255

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прекращение гражданства Республики Беларусь происходит при выходе из гражданства либо его утрате. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица в порядке, установленном Президентом. Гражданство утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.

Прекращение гражданства не допускается в следующих случаях:
1) лицо является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда; 2) лицо имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; 3) лицо не имеет другого гражданства или гарантий его приобретения.

Заявления по вопросам гражданства подаются в орган внутренних дел по месту постоянного жительства лица, а в случае постоянного проживания за границей – в соответствующее посольство (консульство). Законом установлены следующие основные сроки рассмотрения заявлений по вопросам гражданства: о приеме в гражданство – не более одного года; о выходе из гражданства – не более шести месяцев; о приобретении гражданства в порядке регистрации – не более двух месяцев.

Кроме граждан Республики Беларусь на территории нашей страны проживают иностранные граждане и лица без гражданства, которые обладают правами, свободами и выполняют обязанности наравне с нашими гражданами, если иное не установлено Конституцией и законами.



9. Политическая система общества


Под политической системой общества понимается совокупность общественных формирований, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть.

Важнейшим элементом политической системы общества является государство, функции которого осуществляют государственные органы. Государственный орган – это образованная в соответствии с Конституцией, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. В случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президента, государственных органов.

В государственно-властном механизме особое место отводится Президенту, который занимает доминирующие позиции. Законодательным и представительным органом республики является Национальное собрание. На местном уровне представительными органами являются местные Советы депутатов. Совет Министров выступает в качестве центрального органа исполнительной власти. Ему подчинены республиканские органы государственного управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров). На местном уровне исполнительную власть осуществляют исполкомы и администрации. Судебная власть принадлежит судам. В Республике Беларусь функционируют общие суды, хозяйственные суды, Конституционный суд. В систему органов государственного надзора и контроля включают соответственно Прокуратуру и Комитет государственного контроля.


Наиболее важным принципом организации и деятельности государственных органов является принцип разделения государственных властей. Он сформировался в XVIII веке и предполагает разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Основные цели – недопущение тирании, защита прав и свобод личности. Данный принцип предусматривает существование системы «сдержек» и «противовесов». Реализация концепции разделения властей
в Республике Беларусь имеет свою специфику, связанную в первую очередь с особым статусом Президента.

Элементом политической системы являются политические партии. Политические партии – это добровольные общественные объединения, преследующие политические цели, содействующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах. Они образуются в явочно-регистрационном порядке. Законодательством закреплены права и обязанности партий, которые позволяют им активно участвовать в общественно-политических процессах.

Также в качестве элемента политической системы общества выступают общественные объединения. Общественные объединения – это добровольные формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Общественные объединения образуются, как и политические партии в явочно-регистрационном порядке. Выделяют международные, республиканские и местные объединения.

В современной Беларуси значительную роль в политической системе страны играют трудовые коллективы, которые сочетают хозяйственную
и иную деятельность с участием в политических процессах. Национальное законодательство предоставляет трудовым коллективам широкие возможности влияния на общественно-политическую жизнь
(право выдвигать своих представителей в избирательные комиссии, кандидатов в депутаты и др.).



10. Избирательное право и избирательная система.
Референдум


Избирательное право – 1) (в объективном смысле) – система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов;

2) (в субъективном смысле) – право гражданина избирать и избираться.

Избирательная система представляет собой совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов.

Избирательный процесс – это законодательно установленная совокупность стадий (этапов) проведения выборов. Выделяют следующие основные стадии: назначение выборов; организация избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; регистрация избирателей; выдвижение кандидатов; осуществление предвыборной агитации; проведение голосования; подведение итогов выборов.

Важнейшими принципами избирательной системы Республики Беларусь являются: всеобщность, равное избирательное право, свободный характер выборов, прямое избирательное право, косвенное избирательное право, тайное голосование, гласность.


Референдум представляет собой всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Выделяют республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначает Президент как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом.

Референдумы проводятся в целом в том же порядке, что и выборы.
В Республике Беларусь в 1995, 1996, 2004 гг. проводились республиканские референдумы.

В настоящее время проведение выборов и референдумов регулируется Конституцией и Избирательным Кодексом от 11 февраля 2000 г.



11. Конституционно-правовой статус Президента


Президенту отводится особое место в системе государственных органов. Он непосредственно не включается ни в одну из ветвей власти. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность
и взаимодействие органов
государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент избирается путем проведения всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, обладающий избирательным правом, постоянно проживший на территории Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами, не моложе 35 лет.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через
30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики
Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Президент вступает в должность после принесения Присяги. Срок его полномочий пять лет. Президент Республики Беларусь может быть по решению Национального собрания смещен с должности в связи
с совершением тяжкого преступления, досрочно освобожден при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Президент может в любое время подать в отставку, которая принимается Палатой представителей.


Согласно ст. 84 Конституции, Президент: 1) назначает республиканские референдумы; 2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; 3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; 4) назначает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; 5) образует, упраздняет
и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; 6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; 7) определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; 8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; 9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей; 11) освобождает от должности Председателя
и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом,
с уведомлением Совета Республики; 12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; 13) обращается с посланиями к народу о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; 14) обращается
с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; 15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; 16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; 17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении
и предоставлении убежища; 18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; 19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; 21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 22) вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; 23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок; 24) подписывает законы; имеет право
в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; 25) имеет право отменять акты Правительства; 26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству; 27) формирует и возглавляет Совет Безопасности; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; 28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; 29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.


С целью реализации своих полномочий Президент издает декреты, указы, распоряжения. Декреты обладают силой закона. Они делятся на временные декреты и декреты, издаваемые на основе Закона о делегировании законодательных полномочий. Указы Президента могут носить как подконституционный, так и подзаконный характер. Выделяют нормативные и не нормативные указы Президента. Распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными актами.


12. Правовые основы деятельности Парламента


Парламент – Национальное собрание – является представительным и законодательным органом республики. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

В Палату представителей входит 110 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства, в его состав входит 64 члена. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов верхней палаты назначаются Президентом.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. По решению Президента палаты (палата) Парламента могут быть распущены досрочно в следующих случаях: при отказе в доверии Правительству; при выражении вотума недоверия Правительству; в случае наличия
в действиях палат Парламента грубых либо систематических нарушений Конституции, что подтверждено заключением Конституционного суда;
при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.