Файл: Страхование и его роль в развитии экономики. ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для более полной оценки уровня развития страхового рынка Российской Федерации сравним значения основных макроэкономических индикаторов проникновения страхования, таких как доля совокупной страховой премии в ВВП и плотность страхования (страховая премия на душу населения), с мировыми значениями.

Необходимо отметить низкий уровень проникновения страховых услуг в сфере добровольного страхования на российский страховой рынок. Между тем в развитых странах виды добровольного страхования, такие как медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, являются массовыми продуктами.

Анализ тенденций формирования страхового рынка, изучение его особенностей и перспектив дальнейшего развития показали, что отечественный страховой рынок имеет мощный потенциал. Особым условием его развития является понимание и стимулирование страхования как специализированной отрасли по стабилизации экономики. С помощью создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц происходит формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Однако принуждение потребителей к приобретению страховых услуг не всегда является действенным методом для их продвижения. Чаще намерение потенциальных страхователей пользоваться услугами страховщиков продиктовано собственной оценкой степени угрозы каждого отдельного риска, а также потенциального ущерба, связанного с ним.

Чувствительность к рискам - первая предпосылка для заключения договора страхования. Однако в Российской Федерации восприятие опасностей, поддающихся страхованию, пока еще не настолько значимо, чтобы стимулировать все население приобретать хотя бы один вид добровольного страхования, не говоря уже о всесторонней защите имущества и здоровья, подразумевающей наличие нескольких полисов у одного человека. То, что развитие российского страхования еще далеко от масштабов рынков в странах с развитой экономикой, связано также с наличием дополнительных значимых факторов, снижающих желание приобретать полисы. Когда возможные клиенты страховых компаний определяются с теми опасностями, которые могут им угрожать, перед ними встает проблема выбора способов защиты от них. Вторым шагом потребителя на пути к приобретению страхового полиса является оценка страхования как эффективного способа борьбы с опасностями, и страхование далеко не всегда рассматривается как приоритетный инструмент предотвращения рисков.


На отношение оценки страхования как эффективного способа борьбы с опасностями особое влияние оказывает окупаемость вложенных в страхование средств, которая выражается в объемах страховых возмещений. По мере того как уровень выплат растет, все больше потребителей считают страхование выгодным вложением средств, а чем ниже стоимость страховой услуги, тем более выгодным для них становится страхование.

Мониторинг потребительского отношения к страховым компаниям показал удовлетворенность страхователей качеством сервиса, предоставляемого страховщиками [2, с. 78].

Результаты мониторинга показали, что за последние два года только 72% от числа клиентов, получивших выплату в страховой компании, полностью или в основном удовлетворены размером выплаты и качеством обслуживания. Полностью удовлетворены выплатой и сервисом всего лишь 51 % от числа тех, кто получал выплату и определился с оценкой обслуживания.

Для обеспечения как экономической, так и психологической защиты хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений. Создание национальной системы страхования поможет создать эффективный механизм по предупреждению и противодействию существующим и внезапно возникшим опасностям и угрозам. Для этого необходимо решение следующих задач:

- укрепление стабильности и надежности страховщиков;

- государственное регулирование и надзор за тарифной политикой страховщиков;

- совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;

- формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;

- создание благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли;

- совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования.

1.3. Правовое регулирование страховой деятельности в России

Типологизация законов РФ в зависимости от регулируемой ими области деятельности в страховании представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Типологизация законов РФ в зависимости от регулируемой ими области деятельности в страховании


Регулируемая область

страховой

деятельности

Регулирующий

законодательный акт

1 Отношения субъектов страховой деятельности с потребителями

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 
«О защите прав потребителей» и др.

2 Конкурентные отношения в сфере страхования

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Закон РФ от 
17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «Об естественных монополиях» и др.

3 Маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» и др.

4 Продвижение продукции

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. 
№ 38-ФЗ «О рекламе» и др.

5 Правовое обеспечение страховой деятельности

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и др.

Подзаконные акты РФ – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Например, в ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих страховую деятельность, находятся: постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование в маркетинге; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ СПАО «ИНГОССТРАХ»


2.1 Общая характеристика организации

СПАО «ИНГОССТРАХ» — одна из крупнейших в России страховых компаний, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.

Основной целью СПАО «ИНГОССТРАХ» является осуществление всех видов страхования и перестрахования и получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

1) страхование;

2) перестрахование;

3) инвестирование и иное размещение средств Общества, включая страховые резервы;

4) защита государственной тайны.

История компании началась в 2011 году, когда ОСАО «Ингосстрах» подписало договор о Партнерстве с АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи». И снова, как и 34 года назад во время проведения Олимпиады 1980 года в Москве, ОСАО «Ингосстрах» выступило Партнером и Официальным страховщиком Олимпийских игр.

Организационная структура СПАО «ИНГОССТРАХ» представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Организационная структура СПАО «ИНГОССТРАХ»

Организационная структура управления предприятием СПАО «ИНГОССТРАХ» является линейно–функциональной.

Преимущества линейно–функциональной структуры управления:

  • единство и четкость распорядительства;
  • согласованность действий исполнителей;
  • четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
  • быстрота реакции в ответ на прямые указания;
  • получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
  • личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего предприятия.

Существуют и недостатки линейно–функциональной структуры управления:

  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности;
  • перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
  • тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких отделов.

СПАО «ИНГОССТРАХ» организует работу, исходя из возложенных на него задач и выполняемых функций в соответствии с перспективными и текущими планами работы; координирует свою деятельность с другими организациями в целях соблюдения интересов своего предприятия.


Рассмотрим основные виды посредников сфере продажи страховых продуктов. Можно выделить две основные категории посредников в страховании СПАО «ИНГОССТРАХ»:

- специализированные страховые посредники, у которых операции по страхованию являются основным видом деятельности (агенты и брокеры);

- компании разных сфер деятельности, не связанных со страхованием, которые предлагают страхование как дополнительную, сопутствующую услугу при реализации товаров и услуг.

В таблице 2.1 представлены основные посредники СПАО «ИНГОССТРАХ».

Специализированные посредники

Неспециализированные посредники

Страховые агенты

Агенты — физические лица

Автосалоны, турагентства, спортивные организации, организации, работающие в индустрии отдыха и развлечений, банки, салоны связи, предприятия сферы недвижимости

Почтовые отделения, автосалоны, супермаркеты, нотариальные конторы, медицинские организации, компании-перевозчики, лизинговые компании и др.

Агенты — юридические лица, специализирующиеся на рознице

Страховые брокеры

Брокеры, специализирующиеся на корпоративном страховании

Брокеры, входящие в холдинг

Задачами страховых агентов являются продвижение страховых услуг от страховщика к страхователям, помощь в заключении договоров страхования, содействие их исполнению. Основные функции агентов СПАО «ИНГОССТРАХ» реализуются через:

- поиск и консультирование страхователей; оформление и подписание документации; обслуживание страхователя по договору. Опираясь на данные таблицы, можно выделить:

1) страховых агентов - физических лиц. Чаще они выполняют посредническую деятельность в мелких сделках в розничных видах страхования.

Круг лиц, с которыми они работают, небольшой, а спектр услуг, включая дополнительные, весьма узок;

2) страховых агентов - юридических лиц. Они специализируются на розничном страховании, у них преобладают мелкие и единичные сделки с физическими или юридическими лицами. Как правило, являясь представителем нескольких страховщиков, они получают от них вознаграждение, и спектр их услуг значительно шире.

Всех агентов можно условно разделить на две группы:

1) сотрудники СПАО «ИНГОССТРАХ», вознаграждение которых состоит из заработной платы и агентских комиссионных. К ним относятся прямые страховые агенты, которые состоят в штате СПАО «ИНГОССТРАХ» и имеют постоянную оплату труда. В этом случае они имеют право представлять только СПАО «ИНГОССТРАХ», от которой получают полномочия и комиссионное вознаграждение. Их деятельность полностью управляется и контролируется страховщиком посредством трудового договора и должностных обязанностей. СПАО «ИНГОССТРАХ» несет постоянные расходы на содержание агентов: на обучение, выдачу заработной платы независимо от производительности труда;