ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6200

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государства несут ответственность за действия своих орга­нов независимо от их положения в структуре власти, т.е. при­надлежности к законодательной, исполнительной, судебной власти, системе центральных или местных органов. Следует отметить, что определенное поведение может присваиваться государству, когда его органы действовали в официальном ка­честве, т.е. осуществляли элементы государственной власти, даже если предоставленные им полномочия были при этом превышены или их осуществление было сопряжено со злоупот­реблением.

Ответственность государств может возникать и за действия лиц, не относящихся к его органам. Прежде всего это относит­ся к частным лицам и организациям, если они были уполно­мочены осуществлять отдельные элементы государственной власти. Кроме этого, государства могут нести ответственность за действия органов другого государства, предоставленных в его распоряжение, либо отдельных частных лиц или групп лиц, не осуществляющих государственных властных полномочий, но действовавших под контролем или руководством соответ­ствующего государства.

Другой элемент международно-противоправного деяния, нередко именуемый «объективным», состоит в нарушении го­сударством своего международного обязательства, т.е. несоот­ветствии его поведения тому, что требует от него соответствую­щее международное обязательство, которое в зависимости от характера может предписывать определенный образ поведения или достижение определенного результата. При этом не имеет значения, вытекает ли нарушенное обязательство из междуна­родного обычая, договора или иного источника международно­го права.

обстоятельства, исключающие про­тивоправность:

Поведение государства, подпадающее под перечисленные выше критерии, тем не менее, может рассматриваться как пра­вомерное, если имели место обстоятельства, исключающие про­тивоправность.

В Проекте о международной ответственности называется шесть обстоятельств подобного рода: согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствие и состояние край­ней необходимости.

Наличие перечисленных обстоятельств само по себе не влияет на сохранение в силе подвергшихся наруше­нию международных обязательств, а оправдывает отступление от них на протяжении периода времени, когда эти обстоятель­ства возникали и продолжали существовать. Кроме этого, ни одно из перечисленных обстоятельств само по себе не избавля­ет от обязанности возмещения причиненных убытков.

Кроме этого, ни одно государство не может хотя бы временно отказаться от своих прав, вытекающих из императивных норм международного права — норм jus cogens.

Осуществление права на самооборону в соответствии с Уставом ООН связано с ведением военных действий, когда меж­дународные соглашения, рассчитанные на мирное время, пре­кращают действие и применяются правила, регулирующие по­рядок ведения вооруженных действий. Вместе с тем самообо­рона оправдывает не всякое отступление от международных обязательств, а лишь, если принятие соответствующих мер удов­летворяет требованиям соразмерности и необходимости.


Отступление от международных обязательств может оправ­дываться также в связи с реагированием на совершение меж­дународно-противоправного деяния. Однако подобного рода действия оправдывают невыполнение международных обяза­тельств в той мере, насколько они сами являются законными, о чем будет идти речь ниже. Кроме этого, противоправность исключается только в отношении обязательств, принятых в пользу правонарушителя, и не освобождает от обязательств в отношении третьих государств, права которых также могут быть затронуты.

Противоправность деяния исключается также в следую­щих случаях:

  • форс-мажорной ситуации, когда у соответствующего госу­
    дарства под влиянием причин природного или технического
    характера не имелось возможности следовать принятому обя­
    зательству;

  • бедствия, когда отступление от обязательства вызвано стрем­
    лением избежать вреда жизни и здоровью людей, если толь­
    ко такое поведение не связано с причинением более масш­
    табных вредных последствий;

  • состояния крайней необходимости, когда отступление от
    международного обязательства вызвано необходимостью за­
    щиты коренных интересов государства или международного
    сообщества с учетом разумной заботы об интересах других
    участников международного общения.

Наряду с ординарными правонарушениями, именуемыми «деликтами», следует различать категорию международных преступлений. (не вызывала сомнений: агрессия; установление и сохранение силой колониального господства; серьезное и массовое на­рушение прав человека — рабство, геноцид, апартеид; массовое загрязне­ние атмосферы и морей.)

Стремясь достигнуть компромисса и избежать перенесения в междуна­родную сферу уголовно-правовых категорий, КМП ООН отказа­лась от термина «международные преступления», заменив его термином «серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права».

Однако проблема формулировки критериев разграничения типов правонарушений во многом осталась нерешенной. Если прежде бралась за основу убежденность мирового сообщества в преступности определенного деяния ', то в нынешней редак-ции Проекта указывается на характер нарушенного обязатель­ства, проистекающего из императивной нормы международно­го права, и серьезность нарушения, что согласно ст. 40 Проек­та может выражаться в грубом и систематическом невыполне­нии ответственным государством своего обязательства.

В целом КМП ООН устранилась от решения проблемы от­ветственности за международные преступления государств, ого­ворив в ст. 41 Проекта, что его статьи не затрагивают дальней­шее развитие института наиболее серьезных нарушений меж­дународного права. Вместе с тем реализация ответственности за их совершение связана с рядом особенностей.


§ 3. Механизм реализации международной ответственности государств за правонарушение

Для определения оснований наступления международной ответственности употребляют термин «нарушение международ­ного обязательства», который отражает характер построения международных правоотношений, связывающих отдельные го­сударства, вследствие чего международное правонарушение тож­дественно нарушению обязательств в отношении конкретных государств, которые приобретают возможность правомерно ис­пользовать механизм реализации международной ответствен­ности для защиты своего нарушенного права.

1. С учетом этого правом на осуществление мер ответственности обладают толь­ко государства, обладающие статусом «потерпевшего» в ре­зультате совершения международно-противоправного деяния.

Традиционно международные обязательства носили двусто­ронний характер, вследствие чего потерпевшим выступал один из субъектов международного права, который самостоятельно обеспечивал защиту своих прав.

Реакция на совершение меж­дународного правонарушения входила в его внутреннюю ком­петенцию, и вмешательство в ход осуществления ответствен­ности со стороны иных субъектов было недопустимым.

2. Однако со временем ситуация менялась. Важным этапом стало фор­мирование обязательств, принимаемых в интересах группы стран. Их появление вызвано расширением практики заклю­чения многосторонних договоров, устанавливающих между уча­стниками определенный правовой режим. Нарушение принятых обязательств хотя бы одним из участников договора ведет к разрушению всей договорной структуры. Соответственно от­ношения ответственности, возникающие между правонаруши­телем и остальными участниками режима, можно выделить в отдельный тип.

3. Возникновение принципиально нового - третьего по счету типа отношений ответственности связано с формированием общих интересов мирового сообщества в устранении угрозы для существования всего человечества.

В современных условиях действия отдельных государств могут поставить на грань вы­живания все человечество или привести к уничтожению его важнейших ценностей. Ряд обязательств, в первую очередь зап­рещающих угрозу силой и ее применение, массовое и грубое нарушение прав человека, загрязнение окружающей среды, при­званы защитить коренные интересы всего мирового сообще­ства. С учетом заинтересованности в их соблюдении со сторо­ны всех участников международного общения, подобные обяза­тельства рассматриваются как универсальные erga omnes (от лат. «против всех»), т.е. связывающие всех субъектов между­народного права. Их нарушение порождает универсальные пра­воотношения ответственности между правонарушителем, с од­ной стороны, и мировым сообществом, с другой. Вследствие этого любое из государств приобретает статус потерпевшего и уполномочено участвовать в реализации ответственности пра­вонарушителя .


Расширение круга стран, реагирующих на совершение меж­дународного правонарушения, может быть сопряжено с произ­волом. В частности, реализация международной ответственно­сти не должна перейти в руки отдельных государств, относящихся к категории наиболее сильных, которые выступят в роли мировых полицейских.

В этой связи актуальна проблема оп­ределения категории универсальных обязательств erga omnes и координации действий государств, реализующих ответствен­ность на многосторонней основе.

Универсальные правоотношения ответственности возника­ют прежде всего вследствие совершения наиболее опасных на­рушений международного права. Координация действий госу­дарств осуществляется путем их разграничения на категорию непосредственно и косвенно потерпевших. При этом только непосредственная жертва противоправного деяния обладает полным набором полномочий, тогда как полномочия других государств, заинтересованных в соблюдении нарушенного обя­зательства, являются производными и более узкими.

Это положение касает­ся как государств, так и международных организаций. В част­ности, по­воду полномочий Совета Безопасности ООН, играющего клю­чевую роль в обеспечении международного мира и безопаснос­ти, справедливо отмечал, что:

  1. Совет действует в высшей степени дискреционно. Он не дей­
    ствует обязательно и регулярно во всех ситуациях, которые,
    видимо, требуют применения его компетенции. Напротив,
    он действует избирательно;

  2. Совет не обязан применять единый критерий в ситуациях,
    которые могут показаться вполне схожими. Соответственно
    преступления такого же вида и такой лее серьезности, что и
    другие, могут рассматриваться иначе или не рассматривать­
    ся вообще;

с) сам характер решений Совета, по-видимому, исключает ка­кую-либо обязанность с его стороны мотивировать свои ре­шения, свои действия или бездействия.

Дискреционный и, возможно, произвольный характер вы­бора, сделанного этим органом, усугубляется, таким образом, тем фактом, что отсутствие мотивировки исключает немедлен­ную или последующую проверку законности сделанного им выбора .

Осуществление международной ответственности не на обя­зательной основе означает, что политические мотивы, играют значительную роль в ходе восстановления нарушенного право­порядка.

Вместе с тем необходимость реагирования на совершение наиболее опасных нарушений международного права, угрожа­ющих существованию всего человечества и сохранению его важ­нейших ценностей, требует привлечения усилий всего мирово­го сообщества. В таких случаях реагирование со стороны от­дельных государств может приобретать обязательный харак­тер. В частности, ст. 41 Проекта включила требование, выра­женное также в ряде других международно-правовых актов, о сотрудничестве всех государств в случае совершения серьезных нарушений международного права с тем, чтобы положить ко­нец правомерными средствами любому серьезному нарушению, не допустить признания правомерным положение, сложившее­ся в результате серьезного нарушения и не оказывать помощи или содействия в сохранении такого положения.



§ 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств


В международно-правовой литературе существуют доволь­но разноречивое понимание и применение понятийно-категори­ального аппарата, относящегося к институту реализации меж­дународно-правовой ответственности.

В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответствен­ности», «формы» и «виды» такой ответственности.

Между тем КМП ООН (далее - КМП) при разработке темы об ответствен­ности как государств, так и международных организаций чет­ко разграничила эти понятия.

К юридическим последствиям международно-противоправ­ного деяния относятся: а) прекращение противоправного дея­ния; б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства; и в) возмещение вреда, нанесен­ного противоправным деянием. (Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. ).

Юридические последствия международно-противоправного деяния не влияют на сохраняющуюся обязанность выполне­ния нарушенного обязательства. Даже в том случае, если на­рушившая обязательство сторона выполнит свои обязанности по прекращению противоправного поведения и по предоставле­нию возмещения, она продолжает быть связанной нарушен­ным ею обязательством.

Таким образом, после совершения международно-противо­правного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появ­ляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потер­певшего субъекта — вторичные права (право требовать возме­щения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юриди­ческими последствиями совершения этого деяния.

2.

Что же касается видов и форм ответственности, то дан­ные понятия можно определить следующим образом:

- вид от­ветственностиэто понятие, определяющее общее содержа­ние последствий международного правонарушения, их юриди­ческий характер,

- а форма ответственностиэто способ осу­ществления ответственности в пределах определенного вида.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности – материальная и политическая (нематери­альная).

Материальная ответственность — это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъек­ту материального ущерба.

Политическая ответственностьэто ответственность, которая не связана с нанесением матери­ального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло мате­риального ущерба.