ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6255
Скачиваний: 5
Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».
Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.
2.3. Безгражданство (апатризм, аполидизм)
Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства.
Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны.
Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.
В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления.
К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.
Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.
Конвенция 1961 г. предусматривает, что:
-
любое Договаривающееся государство должно предоставлять
свое гражданство любому рожденному на его территории лицу,
которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1); -
найденыш, обнаруженный на территории Договаривающе
гося государства, должен при отсутствии доказательств про
тивного считаться рожденным на этой территории от роди
телей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2); -
любое Договаривающееся государство должно предоставлять
свое гражданство любому рожденному не на территории Дого
варивающегося государства лицу, которое иначе было бы апат
ридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его
родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4); -
отказ от гражданства Договаривающегося государства не дол
жен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, ког
да соответствующее лицо имеет или приобретает другое граж
данство (пп. а п. 1 ст. 7); -
никакое Договаривающееся государство не должно лишать
никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сде
лало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).
В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей
целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.
Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.
§ 3. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь
3.1. Общие положения
В 1991 г. впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы, порядок и основания приобретения и прекращения белорусского гражданства. На протяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
В 2002 г. на его базе был принят новый Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3,
в который вносились изменениями законами от 22 июня 2006 г. № 129-3 и 4 января 2010 г. № 105-3 (далее - Закон о гражданстве).
Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 , в редакции от 29 декабря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, а также ряд многосторонних и двусторонних международных договоров Республики Беларусь составляют законодательную основу регулирования института белорусского гражданства.
3.2. Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданами Республики Беларусь являются:
~ лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;
— лица,
которые приобрели гражданство Республики
Беларусь
в
соответствии с действующим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу соответствующего Закона.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:
-
стабильность
гражданства (ст.
10 Конституции Республи
ки
Беларусь, ст. 6-7 Закона о гражданстве);
-
защита
и покровительство со стороны государства
граж
данам
Республики Беларусь как на территории
Беларуси,
так и за ее пределами (ч.
1 ст. 10 Конституции Республи
ки
Беларусь);
-
невыдача
граждан Республики Беларусь (согласно
ч. 3 ст. 10
Конституции
Республики Беларусь гражданин
Республики
Беларусь
не может быть выдан иностранному
государству,
если
иное не предусмотрено международными
договорами
Республики
Беларусь);
- равное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);
-
свобода
выбора гражданства (белорусское
законодательство
предоставляет
каждому лицу свободно и добровольно
изби
рать
себе гражданство, менять его либо
отказываться от
него;
так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве
никто не
может
быть лишен права изменить гражданство);
-
избежание
случаев безгражданства закреплено
в ст. 3 За
кона
о гражданстве и находит свое отражение
во многих
других
статьях Закона. Так, в силу того, что
Республика
Беларусь
стремится к избежанию случаев
безгражданства,
ребенок,
родившийся в Беларуси у родителей,
которые явля
ются
лицами без гражданства и постоянно
проживающими
на
территории нашей страны, приобретает
белорусское граж
данство
по рождению. Аналогично решается вопрос
в слу
чае,
если родители ребенка являются
иностранными граж
данами,
а государства, гражданами которых
являются его
родители,
не предоставляют ему своего гражданства.
Прекращение
гражданства Республики Беларусь не
допускается, если гражданин Республики
Беларусь не имеет иного гражданства
или гарантий его приобретения (ст. 20
Закона о
гражданстве);
- верховенство международных договоров над национальным законодательством о гражданстве. Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве, согласно которой, «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г. заключено соглашение с Украиной, которое предусматривает упрощенный порядок изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Аналогичные соглашения нашим государством заключены с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
3.3. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь
Закон предусматривает несколько оснований для приобретения белорусского гражданства:
По рождению. Филиация (от лат. filius - сын), т.е. приобретение гражданства по рождению, является основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобретает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.
Так В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы., согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Условия приема в гражданство Республики Беларусь
Прием в гражданство обусловлен определенными условиями (цензами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответствовать этим условиям.
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:
-
берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конститу
цию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь; -
знает один из государственных языков Республики Бела
русь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21
Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с
гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем
одним из государственных языков Республики Беларусь в
пределах, необходимых для общения, определяется должно
стным лицом органа внутренних дел, осуществляющим
прием документов, о чем производится запись в анкете»; -
проживает на территории Республики Беларусь после полу
чения разрешения на постоянное проживание в Республике
Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, уста
новленном законодательством) в течение семи лет непре
рывно.
Закон о гражданстве предусматривает определенные категории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:
а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами современной территории Республики Беларусь;
б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающие профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Республики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановлении в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).
В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».
Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о гражданстве независимой Беларуси. Действующий Закон о гражданстве сохранил возможность его получения в порядке регистрации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в законном порядке может лишь лицо, постоянно проживающее на территории государства. В ст.15 перечислены также иные требования к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобретения гражданства. Такое лицо должно:
-
достичь 18-летнего возраста;
-
родиться либо постоянно проживать на территории Респуб
лики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в
силу первого Закона о гражданстве); -
состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского
гражданства; -
отвечать требованиям языкового ценза;
-
взять на себя обязательство соблюдать и уважать Консти
туцию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь; -
не иметь гражданства иностранного государства либо выйти
из него.
Правом на приобретение гражданства в порядке регистрации пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего гражданство в этом порядке, а также потомки лица, которое приобретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.
Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации могут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных условий:
-
дети, постоянно проживающие на территории Республики
Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из
которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо
по заявлению одного из родителей, состоящего в граждан
стве Республики Беларусь, если место нахождения другого
родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь; -
дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспита
ния ребенка или дали согласие на его усыновление, призна
ны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсут
ствующими или умершими, а также недееспособные лица,
над которыми установлены опека или попечительство, - по
заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом
опеки и попечительства.
К иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве, относится усыновление. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.