ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6255

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более практичный и гуманный подход белорусского зако­нодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Бе­ларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, име­ющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязан­ностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Бе­ларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

2.3. Безгражданство (апатризм, аполидизм)

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) по­нимается правовое положение лица, при котором оно не име­ет никакого гражданства.

Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобре­ло гражданство другой страны.

Апатриды пользуются ограни­ченной правоспособностью по сравнению с гражданами госу­дарства, на территории которого они находятся. Они не обла­дают многими политическими правами (избирательным, пра­вом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать боль­шинство должностей, не пользуются правом на дипломатичес­кую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, на­правленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления.

К таким договорам относятся Конвенция о стату­се апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Ев­ропейская конвенция о гражданстве 1997 г.

Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Бе­ларусь не является участником данной Конвенции), государ­ства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо бо­лее благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государ­ства должны приравнивать апатридов, находящихся на их тер­ритории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на соци­альное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим де­тям религиозное воспитание.

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

  • любое Договаривающееся государство должно предоставлять
    свое гражданство любому рожденному на его территории лицу,
    которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

  • найденыш, обнаруженный на территории Договаривающе­
    гося государства, должен при отсутствии доказательств про­
    тивного считаться рожденным на этой территории от роди­
    телей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

  • любое Договаривающееся государство должно предоставлять
    свое гражданство любому рожденному не на территории Дого­
    варивающегося государства лицу, которое иначе было бы апат­
    ридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его
    родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

  • отказ от гражданства Договаривающегося государства не дол­
    жен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, ког­
    да соответствующее лицо имеет или приобретает другое граж­
    данство (пп. а п. 1 ст. 7);

  • никакое Договаривающееся государство не должно лишать
    никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сде­
    лало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).


В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о граждан­стве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей

целью предотвратить либо свести к минимуму случаи без­гражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законода­тельстве, независимо от участия (неучастия) в них.

§ 3. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь

3.1. Общие положения

В 1991 г. впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы, поря­док и основания приобретения и прекращения белорусского граж­данства. На протяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

В 2002 г. на его базе был принят новый Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3,

в который вносились изменениями законами от 22 июня 2006 г. № 129-3 и 4 января 2010 г.105-3 (далее - Закон о гражданстве).

Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции Республи­ки Беларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рас­смотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Бе­ларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 , в редакции от 29 декабря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, а также ряд многосторонних и двусторонних международных договоров Рес­публики Беларусь составляют законодательную основу регули­рования института белорусского гражданства.

3.2. Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выража­ющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданами Республики Беларусь являются:

~ лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;

лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь
в соответствии с действующим Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению признают­ся лица, родившиеся в пределах современной территории Рес­публики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу соответствующего Закона.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:

- стабильность гражданства (ст. 10 Конституции Республи­
ки Беларусь, ст. 6-7 Закона о гражданстве);

- защита и покровительство со стороны государства граж­
данам Республики Беларусь как на территории Беларуси,
так и за ее пределами
(ч. 1 ст. 10 Конституции Республи­
ки Беларусь);


- невыдача граждан Республики Беларусь (согласно ч. 3 ст. 10
Конституции Республики Беларусь гражданин Республики
Беларусь не может быть выдан иностранному государству,
если иное не предусмотрено международными договорами
Республики Беларусь);

- равное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);

- свобода выбора гражданства (белорусское законодательство
предоставляет каждому лицу свободно и добровольно изби­
рать себе гражданство, менять его либо отказываться от
него; так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве никто не
может быть лишен права изменить гражданство);

- избежание случаев безгражданства закреплено в ст. 3 За­
кона о гражданстве и находит свое отражение во многих
других статьях Закона. Так, в силу того, что Республика
Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства,
ребенок, родившийся в Беларуси у родителей, которые явля­
ются лицами без гражданства и постоянно проживающими
на территории нашей страны, приобретает белорусское граж­
данство по рождению. Аналогично решается вопрос в слу­
чае, если родители ребенка являются иностранными граж­
данами, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Пре­кращение гражданства Республики Беларусь не допускает­ся, если гражданин Республики Беларусь не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения (ст. 20 Закона о гражданстве);

- верховенство международных договоров над национальным законодательством о гражданстве. Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве, согласно кото­рой, «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международ­ного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г. заключено соглашение с Украиной, которое предусматрива­ет упрощенный порядок изменения гражданства граждана­ми Республики Беларусь, постоянно проживающими в Ук­раине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Аналогичные соглашения нашим го­сударством заключены с Республикой Казахстан, Кыргызс­кой Республикой и Российской Федерацией.

3.3. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь

Закон предусматривает несколько оснований для приобре­тения белорусского гражданства:

По рождению. Филиация (от лат. filius - сын), т.е. приоб­ретение гражданства по рождению, является основным и наи­более распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в граждан­стве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобре­тает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.

Так В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы., согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает граждан­ство Республики Беларусь по рождению, если на день рожде­ния ребенка:


родители (единственный родитель) ребенка, постоянно про­живающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно про­живающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок ро­дился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предостав­ляют ему своего гражданства.

Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Рес­публики Беларусь.

Условия приема в гражданство Республики Беларусь

При­ем в гражданство обусловлен определенными условиями (цен­зами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответство­вать этим условиям.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возра­ста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:

  1. берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конститу­
    цию Республики Беларусь и иные акты законодательства
    Республики Беларусь;

  2. знает один из государственных языков Республики Бела­
    русь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21
    Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с
    гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем
    одним из государственных языков Республики Беларусь в
    пределах, необходимых для общения, определяется должно­
    стным лицом органа внутренних дел, осуществляющим
    прием документов, о чем производится запись в анкете»;

  3. проживает на территории Республики Беларусь после полу­
    чения разрешения на постоянное проживание в Республике
    Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, уста­
    новленном законодательством) в течение семи лет непре­
    рывно.

Закон о гражданстве предусматривает определенные кате­гории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:

а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как бело­русы, и их потомки (кровные родственники по прямой ли­нии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами со­временной территории Республики Беларусь;

б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Бе­ларусь, высокие достижения в области науки, техники, куль­туры и спорта либо обладающие профессией или квалифи­кацией, представляющими государственный интерес для Рес­публики Беларусь;

в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Респуб­лики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановле­нии в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).

В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Бела­русь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».


Приобретение гражданства Республики Беларусь в поряд­ке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о граж­данстве независимой Беларуси. Действующий Закон о граж­данстве сохранил возможность его получения в порядке регис­трации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о при­обретении гражданства Республики Беларусь в законном по­рядке может лишь лицо, постоянно проживающее на терри­тории государства. В ст.15 перечислены также иные требова­ния к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобре­тения гражданства. Такое лицо должно:

  1. достичь 18-летнего возраста;

  2. родиться либо постоянно проживать на территории Респуб­
    лики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в
    силу первого Закона о гражданстве);

  3. состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского
    гражданства;

  4. отвечать требованиям языкового ценза;

  5. взять на себя обязательство соблюдать и уважать Консти­
    туцию Республики Беларусь и иные акты законодательства
    Республики Беларусь;

  6. не иметь гражданства иностранного государства либо выйти
    из него.

Правом на приобретение гражданства в порядке регистра­ции пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего граж­данство в этом порядке, а также потомки лица, которое приоб­ретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.

Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации мо­гут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных усло­вий:

  • дети, постоянно проживающие на территории Республики
    Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из
    которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо
    по заявлению одного из родителей, состоящего в граждан­
    стве Республики Беларусь, если место нахождения другого
    родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

  • дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспита­
    ния ребенка или дали согласие на его усыновление, призна­
    ны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсут­
    ствующими или умершими, а также недееспособные лица,
    над которыми установлены опека или попечительство, - по
    заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом
    опеки и попечительства.

К иным основаниям, предусмотренным Законом о граж­данстве, относится усыновление. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Рес­публики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых явля­ется гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.