Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент: понятие и особенности. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1 Понятие, цель и функции менеджмента
1.2 Организационное управление
1.4 Типология управленческих задач и ее особенности
Глава 2. Анализ типологии управленческих решений на примере ОАО Московского завода Микромашина
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры управления
2.3 Совершенствование организационно-управленческой структуры управления
- во внедрении системы в одном подразделении, которое выступает полигоном для проверки пригодности УПЦ для остальных подразделений;
- во внедрении системы на всех уровнях управления одновременно, которые рассматриваются как единая система.
1.4 Типология управленческих задач и ее особенности
Совокупность задач, нуждающихся в решении, может быть представлена в качестве многомерного пространства. В качестве его элементов выступают характеристики решаемых задач. К числу важнейших параметров этого пространства характеристик уместно причислить степени сложности, неопределенности, открытости и динамизма задач [16, с.73].
В теории игр в качестве важного параметра решаемых задач выступает степень конфликтности среды. Если ограничиться только тремя характеристиками, то для наглядности представляется возможным изобразить основные классы решаемых задач в трехмерном пространстве в виде вершин куба (рис. 1.4) [9, с.72].
Рис. 1.4 Основные классы решаемых задач (куб Говарда)
В качестве другого способа наглядного представления типологии задач выступает построение дерева решаемых задач. Задачи, в соответствии с сочетанием конкретных характеристик, могут быть [7, с.218] (рисунок 1.5):
1. Детерминистскими (Д) – решения в условиях определенности:
- простыми и статическими (ДПС),
- сложными и статическими (ДСС),
- простыми и динамическими (ДПД),
- сложными и динамическими,
2. Рискованные (вероятностные) (ВПС):
- простыми и статическими (ВПС),
- сложными и статическими (ВСС),
- простыми и динамическими (ВПД),
- сложными и динамическими (ВСД).
Рис. 1.5. Дерево задач [15, с.105]
1.5 Понятие и особенности типологии управленческих решений
Как уже было отмечено выше, - реальные управленческие решения имеют существенные отличия друг от друга. Исходя из этого можно говорить о наличии необходимости определенной классификация типов решений для того, чтобы иметь возможность дифференцировать одно решение от другого и совершенствовать методы принятия определенных решений.
Посредством сложности и многообразия решений не только предполагается, но и испытывает необходимость в применении различных критериев классификации решений [16, с.78].
В качестве важной предпосылки анализа такой классификации решений выступает осуществление установления субъекта или той части организации, на которую возложена ответственность за данное решение. При этом имеет место факт разработки «дерева организации» по отношению к принимаемым решениям, которое будет являться близко соответствующим ее организационной структуре. Характерным в данном случае можно назвать то, что в процессе реализации этого подхода имеет место выявление субъектов принятия решений в основных функциональных областях[19, с.74].
Это, к примеру, специалисты по осуществлению контроллинга, менеджеры по производству, финансовые менеджеры, специалисты по маркетингу или управлению персоналом. Все они несут ответственность за специфические отрасли организационной деятельности.
Кроме того, имеет место наличие необходимости в определении общих масштабов решений, посредством которых отображается их общий характер без акцентирования на специфике конкретного решения.
В аспекте рассматриваемого вопроса необходимо обратить внимание на ту характерную особенность, что к числу основных факторов, посредством которых оказывается влияние на принимаемые решения, уместным является отнесение следующих (рис. 1.6) [7, с.218].
Рис. 1.6. Основные факторы, оказывающие влияние на принятие решения
Уровнями управленческой иерархии, на которых осуществляется принятие решения, включается [16, с.84]: институциональный уровень, уровень стратегического центра хозяйствования, центра прибыли или издержек и т.д.
Функциональными областями, в которых осуществляется принятие решений, включаются: маркетинг, производство, управление персоналом, управление финансами.
Классификация решений представляется возможной в соответствии с рядом различных критериев. На рис. 1.7 приведен пример применения некоторых критериев классификации[9, с.52].
Рис. 1.7 Классификация управленческих решений в соответствии с различными критериями
Управленческое решение выступает в качестве результата анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [19, с.79].
Необходимо осуществлять формализацию комплексных проблем. Говоря другими словами, - необходимо количественно определить разницу, которая имеет место непосредственно между фактическими и желаемыми состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для её решения дерева целей [16, с.77]. Разработка эффективных решений является важнейшей составляющей процесса управления организацией. Посредством изменений внутренней и внешней среды порождается возникновение необходимости в принятии разнообразных управленческих решений.
В качестве основных факторов, посредством которых оказывается влияние на организацию и функционирование системы, выступают[5, с.83]: технико-технологические, социально-экономические и региональные факторы. Исходя из этого принято выделять 2 группы задач, нуждающихся в решении: функциональные и ситуационные.
Характерной особенностью функциональных является то, что они обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников и носят в основном стандартный характер [19, с.84].
Появление ситуационных связано с нарушением взаимодействия подсистем и элементов в организации, либо под влиянием перечисленных факторов.
Кроме того, в соответствии с трудностью решаемой проблемы для снижения риска ошибки общепринятым является применение 4 уровня принятия решений, каждому из которых соответствует свой тип решения [19, с.86]:
- Рутинный тип: не требует творческого подхода, т.к. по типичным, часто повторяющимся ситуациям, на практике уже выработана программа поведения. Такие однотипные ситуации характерны для малых предприятий.
- Селективный тип: требует ключевых навыков (установление целей, анализ информации), инициативы(в пределах дозволенного). Результативность решения зависит от способности менеджера выбрать самое экономичное и эффективное среди альтернативных возможностей (кадры, ресурсы, качество и т.д.).
- Адаптационный тип: менеджер вырабатывает совершенно новое творческое решение (новую рекламу, новые пути сбыта и реализации продукции и т.д.).
- Инновационный тип: предполагает творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие (например, при создании новой технологии, новой отрасли науки).
Вывод по разделу
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Под основной целью менеджмента общепринятым является понимать обеспечение гармонии в развитии организации (говоря другими словами, - согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации).
Под организационным управлением принято понимать совокупность решений, посредством которых определяется, какими людьми, в какое время и какие технологические процессы осуществляются для получения некоторого конкретного, совместного конечного результата. Как следствие, - организационное управление представляет собой управление персоналом организации.
Целевое управление представляет собой метод управленческой деятельности, который предусматривает предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения.
Специалист по управленческим решениям должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.
Глава 2. Анализ типологии управленческих решений на примере ОАО Московского завода Микромашина
2.1.Общая характеристика предприятия
ОАО Московский завод Микромашина в процессе осуществления свой деятельности руководствуется Уставом, который зарегистрирован в Министерстве юстиции. В качестве учредителя предприятия выступает непосредственно Государство. Месторасположения анализируемого предприятия: город Москва, ул. Просторная, 7.
Данное предприятие имеет свой официальный сайт в сети Интернет: http://www.mikma.com/
Кроме того, анализируемое предприятие имеет свой интернетмагазин, расположенный по адресу: http://shop.mikma.com/
Данное предприятие занимается оптовой реализацией бытовой техники и пластмассовых, а т.ж. пластиковых изделий.
Кроме того, ОАО «Московский завод «Микромашина»» может выполнить на собственной производственной базе следующие виды работ:
- литье деталей из пластмасс на термопластавтоматах;
- механосборочные и сборочные операции;
- изготовление прессформ, а также формообразующих элементов с применением электроэрозионной обработки;
- токарные и фрезерные работы на универсальных станках и станках с ЧПУ.
Открытое акционерное общество «Московский завод Микромашина»» предлагает в аренду отремонтированные офисные помещения от 17 до 112 квадратных метров, есть помещения свободной планировки, а также производственные (складские) помещения до 500 кв. метров, ангар на территории завода площадью 231 кв.метров.
Арендная плата дифференцирована (в зависимости от площади) и включает НДС и стоимость коммунальных услуг.
На заводе имеются: буфет, столовая, медпункт, банкомат, предоставляются места для стоянки автотранспорта.
Предприятие расположено на пересечении улиц Просторная и м. Черкизовская в 10 минутах ходьбы от м.Преображенская площадь.
Охрану завода обеспечивает охранное предприятие ветеранов подразделения «Вымпел».
Московский завод «Микромашина» известен в России уже более полувека. Он является старейшим предприятием России, успешно осуществляющим свою деятельность как в Советский период, так и сейчас. За это время бытовая техника под маркой «МИКМА» зарекомендовала себя как качественная и надежная. Продукция предприятия многофункциональна и практична.
Предприятие работает над расширением ассортиментного ряда, уделяя особое внимание высокому качеству и комфорту в использовании. Кроме того, компанией постоянно расширяется круг деловых партнеров и дорожит стабильностью отношений.
При этом «Микромашина» обеспечивает своих партнеров:
- осуществлением бесперебойных поставок техники хорошего качества;
- гарантийной поддержкой в течение 1 года, а также послегарантийным обслуживанием;
- рекламной продукцией и другой поддержкой производителя.
Стоит обратить т.ж. внимание и на то, что система менеджмента качества предприятия сертифицирована в соответствии с требованиями ISO 9001:2008.
Генеральным директором предприятия является Сидоров Д.А.
2.2 Анализ организационной структуры управления
Рассматривая особенности организационной структуры управления предприятием, необходимо отметить, что структура аппарата анализируемого предприятия построена на основании линейно-функциональной организационной схемы. Данная структура управления предусматривает, что вся полнота власти находится в руках непосредственно линейного руководителя, коим в данном случае является генеральный директор. В процессе разработки конкретных вопросов и подготовки соответствующих решений, программ, планов, ему оказывает помощь специальный аппарат, в состав которого входят функциональные подразделения. Принимаемые ими решения проводятся в жизнь через главного руководителя или в пределах своих полномочий непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.