ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2462
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Место истории в системе социогуманитарного образования
Распределение часов курса по темам и видам работ
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Тема 2. Этапы становления российской государственности
Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв.
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
Тема 5. Альтернативы российским
Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.
Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.
Особая ситуация сложилась с промышленностью. Провозглашение нэпа сопровождалось допущением частной собственности на мелких и средних предприятиях. Нэпманы могли взять в собственность предприятия и организовать частное производство. Если продукция не имела спрос на рынке, в промышленности наблюдалось бы массовое банкротство промышленных предприятий, и значительная часть рабочих оказалась бы безработной. Но «рабоче-крестьянское государство» не могло допустить массовую безработицу. Государство вынуждено влиять на развитие промышленных предприятий с тем, чтобы те не увольняли рабочих. В то время политический лозунг был таков, что государство – рабоче-крестьянское, чтобы поддержать рабочих данных фабрик и заводов.
Следовательно, можем сделать вывод, что в период провозглашения НЭПа выход промышленности на рынок был явно неудачен. Для подтверждения этого мы можем привести цифры: цены на промышленную продукцию превышали довоенные на 8 %. Но это не покрывало значительно выросшие в результате разрухи излишки, подорожание сырья, снижение производительности труда. Следовательно, государство должно было вмешиваться и не допускать дальнейшего роста цен. В октябре 1923 г. уровень цен на промышленные товары составил уже 179 % от довоенного уровня. Но здесь есть ещё 2 важных показателей: на фоне роста цен на промышленной продукцию, продукция промышленности составила 37 % на довоенную, а сельское хозяйство удерживалось на уровне 72 % от довоенного. В результате к концу 1923 г. крестьянин за хлеб получал в три раза меньше ситца, гвоздей и керосина чем до 1-ой мировой войны. Это позволило промышленным работникам иметь прибыль и одновременно возникает острый дефицит на товары. Это назвали «товарным голодом». А так как у руководителей государства было представление, что своими декретами они могут вводить экономические законы. Был введен в действие административный ресурс, было принято постановление о необходимости снижения цен на промышленную продукцию, чтобы та была доступна крестьянам. В такой нездоровой экономике произошло в 1924 г. лишь небольшое снижение цен на промышленную продукцию (на 3 % - средний показатель). Теперь предприятия работали в убыток, и к середине 1925 г. цены вновь начинают расти. Это могло привести только к тому, что крестьяне реально стали сдерживать продажу сельскохозяйственной продукции.
А если выпуск сельскохозяйственной продукции не увеличивается, если продажа сельскохозяйственной продукции уменьшается, уменьшаются возможности для поднятия хозяйства в целом. В 1927 г. товарные запасы у государства в связи со слухами о войне были выбраны. Сложилась ситуация, когда крестьянство предпочитало не торопиться с реализацией сельскохозяйственной продукции, и соответственно сложилась дикая ситуация: крестьянин не был заинтересован в своём труде. Государственные цены на хлеб были низкие, увеличение этих цен привело бы к инфляции, но в городах и рабочих посёлках хлеб и сельскохозяйственная продукция становится дефицитом. Поэтому урожай 1927 г. начинает насильственно изыматься. А в дальнейшем в 1928 г. в Москве и Ленинграде, а с 1929 г. во всех крупных городах были введены хлебные карточки. Для многих сегодня карточки кажутся каким-то элементом зла, тем, что должно вызывать раздражение, но в действительности, у наших с вами предков было два варианта: пытаться где-то купить хлеб по высоким ценам, и это было нужно делать во внерабочее время, и тратить огромные суммы, не было уверенности, что купить продовольствие станет реально. И второй вариант: гарантировано получить хлеб по карточке. Но вот в 1928 г. вводятся карточки, что вызывает общее удовлетворение. Теперь хлеб будет лежать на прилавке, и в любом случае карточка сможет быть отоварена. Следовательно, когда говорим о карточках, нужно видеть, что в целом это зло, они наносят ущерб развитию реальной экономики, когда для жителей страны это возможность отоварить карточку и прокормить себя и семью. Впервые в истории России в общегосударственном масштабе было введено регулируемое потребление в мирное время. Не было ни войны, ни бедствий, это был результат неправильной экономической политики, когда рост цен на промышленные товары и низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию вызывали незаинтересованность в реализации сельскохозяйственной продукции.
НЭП должен был за счет усиления крестьянских хозяйств обеспечить экономическое усиление страны, но этого не произошло. Опять же для подтверждения данного тезиса приведем цифры: на селе господствовало полунатуральное хозяйство, большая часть продукции производилась для потребления или обмена с соседями. Посевные площади достигли 95 % довоенных, но товарность с этих площадей составляла половину довоенных. То есть земля не создала условий для того, чтобы крестьянин с выделенного надела получал достаточное количество сельскохозяйственной продукции. Это создавало угрозу кризиса для всего хозяйства страны. И в конце 1920-х гг. произошло невиданное явление: крестьяне предпочитали платить сельскохозяйственный налог не своей продукцией, а деньгами. На этот поворот следует обратить внимание. Он означал обострение несоответствия между денежной системой и циркуляцией в стране натуральных ресурсов. И опять же вместо того чтобы разобраться, почему крестьяне перестали производить сельскохозяйственную продукцию, идёт забрасывание страны политическими лозунгами. Прошёл Пленум ЦК и ЦКК в 1928 г. и вместо анализа, почему крестьяне перестали производить продукцию, почему не хотят давать её натуральным налогом, был сделан вывод: «во всем виноваты богачи, которые подговаривают крестьян уменьшать производство».
Ставка делается на уравнительность: тот, кто выше бедняков, тот является врагом и из-за него сложившаяся ситуация в стране создаёт массу проблем для всех. Если бы это были просто слова, то на них можно было не обращать внимания, но пленум ЦК партии был высшим органом. Соответственно на основе этих решений начинается агитационная программа, что Советская власть проводит правильную политику, но есть открытые и скрытые враги: нэпманы и кулаки – открытые, подкулачники - те, кто действуют по советам кулаков, - скрытые. Отсюда начинается компания по борьбе против влияния нэпманов и кулаков и их тайных союзников. Для того чтобы попасть в эту группу, достаточно было проявить экономическую инициативу. Все кризисы и затруднения, которые переживала страна, объяснялись кознями этих людей. И хотя ещё не объявляется о борьбе с нэпманами и кулаками, но создание такой атмосферы ведёт к сворачиванию деятельности нэпманов. Отсюда видно, что провозглашенная «новая экономическая политика» носила поверхностный характер.
Промышленность, несмотря на введение хозяйственного расчета, продолжала опираться на сильную поддержку государства. То есть не от того, как работают промышленные предприятия, зависел конечный итог. Действие рынка внутри промышленности было сильно ограничено. И то, что действовали политические лозунги, сказалось и на руководстве промышленности в целом. Например, за годы НЭПа произошло повышение заработной платы рабочих, хотя они по-прежнему не были экономически заинтересованы в конечном результате труда. То, какую зарплату получали рабочие, не зависело от их труда. Всё определялось сверху, из наркоматов, которые перераспределяли доходы и расходы и поддерживали те отрасли, которые считали наиболее важными. Но реальная зарплата к концу 1920-х гг. становилась всё меньше. Это было связано с меньшим выпуском сельскохозяйственной продукции, меньше её стало и в городах. Это вызвало роптание среди рабочих, ибо многие из которых помнили, что можно было купить на зарплату рабочего при царе. В этих условиях, чтоб хоть как-то сбить недовольство, с 1928 г. рабочих стали снабжать по заборным книжкам. Так везде наблюдался дефицит, по этим книжкам было обеспечено определенное распределение, начиная хлебом, потом стали распределять сельскохозяйственную продукцию, а затем и остальные товары повседневного спроса. Заборная книжка – разлинованная тетрадь, что-то выделялось по дням, неделям, месяцам. Большинство рабочих были удовлетворены. Рабочие стремились гарантировать себя от стихии рынка (стихия рынка есть везде, где работают экономические законы) хорошо работаешь – надбавка, плохо – убавка, за хорошую работу повышают квалификацию, ты получаешь больше денег, соответственно товаров. Но рынок – стихия. По сути это была авторитарная система рынка.
Тарифы по зарплате становятся неразличимы, работай ты с ленцой или на износ, это не имело значения. Другое дело, что дополнительные пайки и материальные блага могли получить активисты и ударники. С 1928 г. начинается стахановское движение передовиков и новаторов производства. Стаханов – шахтер, поставивший рекорд добычи угля. Такие люди появились везде. Они получали дополнительные пайки, костюм, рубаху, галстук и ботинки для выезда на собрания, если их сажали в президиуме, они получали паек, в котором было то, что другим было недоступно. В дальнейшем распределительная система разовьется и достигнет апогея во время «перестройки».
То, что рабочие были довольны сворачиванием НЭПа, не значило, что они были одиноки в своих суждениях. Их поддерживало и крестьянство. «Разруха в головах» крестьян была огромная: крестьяне на земле не хотели становиться крепкими хозяевами. Конечно, существовала часть крестьян, которая продавала излишки, но 35 % крестьян были освобождены от уплаты сельскохозяйственного налога. Чтобы попасть в их число нужно было объявить себя бедняком. Бедняки помогали комиссарам раскулачивать богатых крестьян, и часть из того, что будет изъято, обязательно попадет бедняку. 35 % процентов – это треть крестьян, которые освобождены от налога, которые против кулаков, но есть и бедняки по объективным причинам. Если задуматься, то можно представить, что большая часть крестьянства была связана с авторитарным режимом, была ему благодарна, их бы не освободили при царе, они бы разорились, а здесь беднякам создавались условия для жизни. Ресурсы, которые были у кулаков постоянно перераспределялись между крестьянами, часть переходила и в эти 35 %. Кроме того, ощущалась заинтересованность крестьян в различного рода кооперациях, потому что объединение создавало возможности для батрацких хозяйств выжить.
Для осуществления НЭПа нужен был слой организаторов, но что можно было требовать от безграмотных крестьян и таких же рабочих? Идеи НЭПа были для них чужды. Отсюда возникает желание у значительной части населения страны отказаться от НЭП, но сохранить те льготы и преимущества, которые возникают к концу 1920-х гг. По сути дела НЭП приоткрыл тайну: в России есть хозяйство, но нет экономики. Экономика – это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья производства, распределения и обмена на территории страны. Но ввиду отсутствия таковой смычка города и деревни оказалась невозможной, люди в городе и деревне нуждались друг в друге. Но не понимали, что получение продукции зависит от их труда. Для обеспечения «смычки города и деревни» не было механизма воспроизводства. Цены были «неправильными», не связанными с экономическими стимулами. Такая ограниченная, примитивная попытка улучшить условия жизни в стране привела к разочарованию многих в первую очередь рабочих и крестьян, они больше не верили в возможности НЭПа, в то, что он создаст хорошие условия жизни и соответственно всё больше возникает желание в массовом сознании преодолеть НЭП и быстрыми темпами построить социализм. Под социализмом многие понимали распределение, уравнительность, возможность выживания за счет других. Отсюда в тех документах, которые собирала ОГПУ видно настроения: НЭП надоел, многие мечтают о коммунистическом обществе. В массовом сознании НЭП провалился.
С 1925 г. начинается перекачка средств из деревни в индустриализацию. Среди масс, за счет пропаганды население страны поддерживает лозунги борьбы с мировым империализмом. Этот лозунг был важным, ибо для масс можно было говорить о том, что это распределение - равенство, которое достигли. Общество отвечало ростом принудительной перекачки ресурсов. Любое сопротивление тому, чтобы изъять ресурсы из деревни объявлялось противодействием Советской власти. Объявлялся террор. Центр конфликта лежал в сфере основополагающих социальных ценностей. К концу 1920-х г. остатки НЭПа были ликвидированы. НЭП не мог быть осуществлен. Эта политика не опиралась на достаточно мощные силы, на систему экономических законов и поэтому НЭП не могла быть изначально реализована.
Эта политика не опиралась на достаточно мощные силы, на систему экономических законов и поэтому НЭП не могла быть реализована. Но теперь для того чтобы продолжала осуществляться политика перераспределения, отоваривания, равенства, а нужно было создать новую систему, которая гарантировала бы каждому жителю страны паек и средства к существованию, но как это сделать никто не знал. Требовалось волшебство. И волшебник, обещающий обществу чудо создания социализма, нашелся. Запрос общества был реализован.
23 тема.
Сталинизм в СССР
Заметны такие существенные кампании, как коллективизация, индустриализация и культурная революция. В действительности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. под старыми лозунгами происходит изменение основ в политике и утверждается командно-административная система. Для многих советских людей и иностранцев не был заметен этот переход. Основные лозунги и задачи остались тем же (построение коммунизма, борьба за мировую пролетарскую революцию). Но нужно судить по реальным делам. Мы видим разрыв между прежними (ленинскими подходами) и переходом к новым подходам. Эти подходы условно можно назвать сталинизмом, утверждением командно-административной системы.
Еще в 1928 г. Н.И. Бухарин говорил о беспринципности И.В. Сталина, о том, что он всегда готов сменить свои взгляды, чтобы удержаться у власти. Эта беспринципность открывала путь для очередной смены идеологии на противоположную по сравнению с исходной точкой развития советского общества. Предлагать, как раньше методы активизации населения было сложно. Провозглашенная НЭП не удалась, внедряемые крестьянству кооперативы не получили серьезной поддержки и к концу 1920-х годов у большинства жителей страны возникает некомфортное состояние. Попытки в прежнем варианте разрешить противоречия не давали результатов. Дискомфорт из-за того, что эффект от всех мероприятий Советского государства можно было ожидать не скоро. Было не ясно как выйти из ситуации в аграрных отношениях, развитии промышленности, как быстрее создать социалистический строй.
И.В. Сталин предложил быстрое, пользующееся массовой поддержкой средство. Начинается проведение в жизнь сталинизма. Этот вариант в развитии советского общества находит всё большую поддержку. Единственными, кто возражал - это ближайшее окружение В.И. Ленина. В основе сталинизма лежал гипертрофированный древний менталитет, рассматривающий любую собственную активность как результат внешней силы. Т.е., если ленинский вариант построения социализма формально предусматривал привлечение инициативы масс, то теперь единственно правильное решение, которое должны поддержать массы - это распоряжения мудрого вождя. В этом проявляется разочарование масс в самих себе. Постепенно активность Советов снижается, и действия Советов подменяются распоряжениями исходящими из узкого круга бюрократов администраторов. Советы вытесняются, и этим показывают свою неспособность реально управлять обществом. Складывается новая ситуация, когда массы стараются примкнуть к внешней силе, к власти Коммунистической партии, к разуму всесильного вождя.
Сталинская версия социализма отличается от ленинской. Иногда их рассматривают как нечто единое. Но В.И. Ленин и его соратники считали, что достаточно победить в рабоче-крестьянской революции, чтобы массы через свое творчество смогли управлять государством, т.е. массы сами создадут идеальное социалистическое общество. К концу 1920-х гг. стало ясно, что Советская власть и Коммунистическая партия не могут этого сделать. Советская власть и государство должны приобщиться к новому вождю.
Постепенно в 1920-е годы, используя свое положение генерального секретаря ЦК РКП (б), ИВ Сталин стал единственным воплощением правды, истины, справедливости. К концу 1920-х годов он приближался к положению божества. Новые партийно-советские руководители видели в нем выразителя своих идей. Он, якобы, формировал саму нравственность, освобождая людей от совести во имя высших целей. Обоснованность власти земного Бога над всеми соответственно снимала ответственность с партийно-советских работников. С советских и партийных руководителей ответственность снималась, чтобы выполнить предписания великого земного Бога – лучшего «великого вождя всех времён и народов».
Власть И.В. Сталина распространялась, таким образом, не только на СССР, но и на всё человечество. Москва – это столица III-го Коммунистического Интернационала. В кремлёвском кабинете «великого вождя» решалось кто прав, а кто нет на Земле. Уже то, что И.В. Сталин обозначал ту или иную группу в коммунистическом движении «ревизионистской бандой» было достаточно, чтобы репрессировать её.
В своё время В.И. Ленин считал, что большевистская партия должна была подсказывать Советам, как решать те или иные вопросы. «Земной Бог» отказался от двойной идеи «народного государства», где вся власть будет принадлежать всему народу. Новые большевики сталинского окружения не понимали, зачем заменять власть большевиков на народовластие.