Файл: Корпоративная культура в организации (на примере АО «Алексинский опытно механический завод»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современные особенности формирования корпоративной культуры предприятия
1.1. Исследование проблем формирования корпоративной культуры организации
1.2. Значение разработки корпоративной культуры для организации
2.1. Характеристика АО «Алексинский опытно механический завод»
2.2. Анализ предприятия по типу корпоративной культуры
2.3. Направления по совершенствованию корпоративной культуры предприятия
Google выделяется своей интересной программой для работников, суть которой заключается в выделении каждому сотруднику 5 части свободного времени на обдумывание каких-либо новых идей. По сути, это свободное время отводится на принятия решений в последующих рабочих часах.
Возможно, для каждого сотрудника Google одним из самых любимых мест в офисе является кафе, где можно не только вкусно поесть, но и пообщаться со своими коллегами в уютной обстановке. Руководство компании убеждено, что возможность спокойно обсуждать новые идеи и обмениваться мнениями позволяет развиваться и двигаться вперед. Такая общность стирает границы общения внутри компании, поэтому любой может обратиться с вопросом к Ларри или Сергею во время встреч, которые традиционно проходят по пятницам, или помериться с начальством силами за теннисным столом.
На рисунке 2 представлены фотографии интерьера офисов компании Google. Влияние корпоративной культуры на результаты функционирования организации исследовали многие ученые.
Рисунок 2 - Фотографии интерьера офисов компании Google
В качестве показателей конкурентоспособности организации можно использовать производительность труда, рентабельность, коэффициент отдачи основного и оборотного капиталов, рентабельность продукции, коэффициент финансовой устойчивости.
Для анализа влияния корпоративной культуры на конкурентоспособность компании можно провести анализ ключевых показателей рассмотренных корпораций (таблица 1)[8].
Таблица 1
Данные о результатах деятельности компаний с лучшей корпоративной культурой
По таблице 1 можно рассчитать следующие показатели эффективности компании – производительность труда и рентабельность деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Ключевые показатели эффективности компаний с лучшей корпоративной культурой
На основании данных таблицы 2 можно рассчитать коэффициент корреляции между показателями места компании в рейтинге и рентабельностью и между показателями место в рейтинге и производительностью труда. Между показателями места корпорации в рейтинге и рентабельности деятельности коэффициент парной корреляции составил -0,47, а между показателями места компании в рейтинге и показателем производительности труда корреляция достаточно высокая – 0,77. По степени тесноты связи различают количественные критерии оценки тесноты связи (таблица 3).
Таблица 3
Количественные критерии оценки тесноты связи
Таким образом, можно отметить, что между корпоративной культуры компании и производительностью труда существует сильная связь, а между корпоративной культурной и рентабельностью организации – связь слабая. То есть корпоративная культура организации оказывает влияние на некоторые показатели конкурентоспособности организации, прежде всего, на эффективность и работоспособность персонала.
В большинстве крупных и средних компаний России присутствует достаточно серьезная озабоченность вопросами корпоративной культуры. Это говорит об управленческой зрелости, готовности не игнорировать «мягкие» компоненты управления. Правда, есть опасность остаться на уровне одних разговоров и превратить отсутствие корпоративной культуры в очередную менеджерскую отговорку о причинах отсутствия стратегии. До недавнего времени российские компании не были серьезно озабочены целенаправленной, систематизированной работой над созданием своей корпоративной культуры. Эта тенденция в настоящее время меняется на противоположную[9].
В больших и средних по размеру компаниях достаточно сложно транслировать управленческие установки высшего менеджмента во все подразделения, доводить их до всех сотрудников. Поэтому необходимо создавать такую систему, в которой каждый работник мог бы принимать правильные решения исходя из своего знания стратегических целей компании.
В настоящее время разработаны различные методы, которые позволяют руководителям формировать и поддерживать корпоративную культуру предприятия, необходимую для успеха стратегии развития организации. После выяснения того, каким требованиям должна отвечать культура данной организации в условиях конкретной стратегии развития, руководство, прежде всего, определяет, какими должны быть философия и практика управления. Исходя из философии управления руководители предприятия намечают конкретные методы формирования эффективной организационной культуры.
Таким образом, корпоративная культура организации имеет определяющее значение для создания в организации стабильных социальных отношений, являющихся условием успешного функционирования корпорации и творческого развития ее работников, а потому формирование корпоративной культуры – важное направление организационно-управленческой деятельности в условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики.
Глава 2. Анализ корпоративной культура АО «Алексинский опытно механический завод» и направления по ее совершенствованию
2.1. Характеристика АО «Алексинский опытно механический завод»
Акционерное общество «Алексинский опытно механический завод», далее – «Общество», возозник – вначале как зеркальная фабрика Московского стеклоплавильного общества – на базе Петровских угольных шахт и одной из первых частных железных дорог России- Коншинских подъездных путей в январе 1898 года.
В 1915 году завод был арендован Военным ведомством Российской империи.После гражданской войны в годы НЭП завод стал специализироваться на выпуске сельскохозяйственных машин.
В 1936 годузаводпереведен на выпуск механического оборудования и в дальнейшем приобретает большое значение в оснащении строящихся и уже существующих оборонных предприятий новейшим спецтехнологическим оборудованием.С 60-х годов, общество становится практически единственным изготовителем крупногабаритной оснастки.
В 80-е годы на заводе проведенаглобальная работа по повышению технического уровня производства. Установлен мощный парк оборудования. Обновлено металлообрабатывающее, кузнечно-штамповочное производство. Внедрены робототехнические комплексы (РТК) и станки с ЧПУ.
В начале 90-х годов, в период практически полной конверсии производства, предприятие переходит на выпуск продукции гражданского назначения.
В настоящее время Алексинский опытный механический завод – это хорошо оснащенное и весьма мобильное предприятие, способное производить самую разнообразную высокотехнологическую продукцию, гражданского, специального и двойного назначения продукцию.
Правовое положение Общества, порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности акционеров Общества, обеспечение защиты этих прав, а также интересов акционеров, определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными Федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также Уставом.
Место нахождения Общества – 301365, Российская Федерация, Тульская область, г. Алексин, ул. Металлистов, д. 10.
Общество является юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством РФ, имеет самостоятельный баланс, расчётные, валютные и другие банковские счета, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, а также вправе иметь иные печати, содержащие вышеуказанные реквизиты и утверждённые внутренними документами.
Основной целью деятельности Общества является систематическое извлечение прибыли.
Для достижения своей уставной цели Общество осуществляет следующие виды деятельности:
− переработку сырья и материалов, предоставляемых на давальческой основе;
− производство и реализацию другой продукции производственно-технического и специального назначения, а также товаров народного потребления;
− разработку и создание опытных образцов, освоение серийного производства новых видов продукции и товаров;
−торгово-посредническую, научно-техническую, транспортно-экспедиционную, внешнеэкономическую, строительную, строительно-монтажную, ремонтную, сельскохозяйственную, инвестиционную.
Уставный капитал Общества составляет 678 059 000 (шестьсот семьдесят восем миллионов пятьдесят девять тысяч) рублей.
Органы управления и контроля общества
Общество имеет следующие органы управления:
− Общее собрание акционеров Общества;
− Совет директоров Общества;
− Единоличный исполнительный орган (Генеральный директор) Общества.
2.2. Анализ предприятия по типу корпоративной культуры
Тип корпоративной культуры АО «АОМЗ» в соответствии с классификацией С. Ханди можно отнести к «культуре роли».
Необходимо отметить, что в силу, ряда причин на предприятии, практически отсутствует такое явление, как «вирусы организации». Т.Е. Сотрудников, которые, как правило, не стараются воспринимать корпоративную культуру и не вписываются в неё, иногда называют «вирусами организации».
Подобно вирусам, они начинают активно бороться с ней. С одной стороны, они отрицательно воздействуют на жизнедеятельность организации, а с другой могут вносить инновационные элементы и способствовать её развитию.
Практически полное отсутствие таких вирусных элементов обусловлено тем, что предприятие является градообразующим для анклавного микрорайона города Алексин с населением в 9 000 человек. Здесь есть еще несколько небольших предприятий, есть возможность работать на других крупных предприятиях города – например на АО «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры», или ездить на работу в Тулу, Калугу, или Московскую область, но микрорайон именно анклавный – стоит на удалении от основных городских массивов, в силу чего, даже несмотря на относительно немаленькую численность в микрорайоне (поселении) с самого начала его основания в XVIвеке жители формировались в своего рода квазиобщину, где всякого рода оппозиция не может проявляться в ярко выраженных формах, в силу того, что «все друг друга знают» и имеют определенную общность интересов. Данное обстоятельство и обуславливает отсутствие личностей, способных служить «вирусами организации».
Проанализируем Общество с помощью методики М.Рокич «Ценностные ориентации» (приложение 1). М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
- Методика использовалась следующим образом:
Респондентам были предъявлены два списка ценностей по 18 в каждом, на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Выявление субкультур проводилось среди работников по гендерным различиям, по возрастным показателям. В тестировании принимали участие 30 респондентов, разной возрастной категории от 18 до 50 лет. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Мужчины среди терминальных ценностей выделяли: здоровье, как физическое, так и психическое, материально обеспеченную жизнь, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, развлечения, приятное времяпрепровождение, счастливая семейная жизнь, творчество, возможность творческой деятельности, любовь, красота природы и искусства.
Женщины среди терминальных ценностей выделили: любовь, счастливую семейную жизнь, интересную работу, общественное признание, веренность в себе, творчество, наличие хороших друзей, активную деятельность жизни, развлечения, счастье других, красоту природы и искусства,жизненную мудрость.
Инструментальные ценности женщины распределили следующим образом: независимость, образованность, твердая воля и терпимость, эффективность в делах, ответственность, исполнительность, жизнерадостность, аккуратность, воспитанность, тепримиримость к недостаткам в себе и других, широта взглядов, честность.
Таким образом, можно сделать вывод, что женщины всё больше стремятся к независимости, эффективности в делах, но при этом выделяя любовь и счастливую семейную жизнь.
Мужчины в Обществе отдают значимую роль здоровью и также стремятся быть материально обеспеченными, но семья и духовная и физическая близость с любимым человеком уходит на задний план, отдавая предпочтение развлечениям.
После проведенных исследований можно сделать вывод, что Общество прошло большой путь развития, как в России, так и за её пределами. Все это не могло не наложить отпечаток на корпоративную культуру организации. Более чем полуторавековая история развития предприятия позволяет говорить о сформированной идеологии и устойчивых ценностях компании.