Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) предприятия и операторы связи. Они обязаны: предоставлять
оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях
связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и
тактических приемов проведения указанных мероприятий1;

г) лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и
Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные
представители Минфина России и др.).

По отношению к государству различают две основные группы субъектов: являющиеся его представителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (область частной сыскной деятельности).

Все субъекты ОРД могут быть также классифицированы на две группы:

а) юридические лица, которые в свою очередь подразделяются на:

1) оперативно-розыскные органы. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» они обозначены как оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ч.І ст. 13);

2) частное сыскное предприятие, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу;

б) физические лица (например, оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).

Субъекты ОРД имеют определенные полномочия, под которыми в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных Федеральным законом об ОРД и в соответствии с ним другими законодательными актами России.

Полномочия оперативного подразделения в области осуществления ОРД не следует путать с полномочиями соответствующих субъектов в сфере уголовной, административной, уголовно-процессуальной и иной деятельности. Это особенно важно в связи с тем, что ОРД является комплексным видом юридической деятельности [14].

Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскном законе предусмотрено ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности ОРД, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами.

В ФЗ об ОРД содержатся три группы запретов, налагаемых на:

  1. органы, осуществляющие ОРД, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч.7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);
  2. иных участников ОРД (судей, агентов — ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);

3) относительно неопределенный круг физических и юридических
лиц (ч. 6 ст. 6 и ч. 2 ст. 16).


Вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него Федеральным законом об ОРД и другими законодательными актами в области названного вида деятельности обязанностей, последние несут юридическую ответственность.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 указанного выше Закона его нарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Следовательно, для наступления юридической, в том числе и уголовной, ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий — какое-либо нарушение ФЗ об ОРД, то есть противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленный порядок, и предусмотренность ответственности законодательством России.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:

  • государственные органы, осуществляющие ОРД (ст. 13);
  • должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их (ст. 14,15,22);

- должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных
ОРМ или надзирающие за их законностью: судьи, прокуроры и пр. (ст. 9,21);

  • отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО (ст. 17);
  • иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД (ч. 6 ст. 6) [15].

В процессе осуществления ОРД субъекты данного вида деятельности могут нарушать нормы, регулирующие правоотношения, то есть совершать различного рода правонарушения. В ч. 9 ст. 5 Федерального закона об ОРД говорится о возможности наступления ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, за нарушения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении данного вида деятельности.

Большое значение для правильной квалификации содеянного имеет определение функций субъекта общественного отношения. Один и тот же субъект в зависимости от выполняемых им функций может быть участником самых разнообразных отношений. Так, в процессе решения задач оперативно-розыскной деятельности субъект ОРД вступает в оперативно-розыскные отношения, но при совершении им преступлений он становится субъектом уголовно-правовых отношений.

Использование должностных полномочий предполагает как активное поведение (действие), так и пассивное поведение (бездействие) должностного лица, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления).


Как уже говорилось, в данном случае действия должностного лица должны вытекать из его служебных полномочий и быть связаны с осуществлением им прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует подразумевать такие действия виновного субъекта, которые непосредственно вытекают из данных ему полномочий и являются осуществлением прав и обязанностей, которыми наделяется должностное лицо в связи с занимаемой должностью, то есть составляющими его непосредственную служебную компетенцию [16].

Говоря о злоупотреблении должностными полномочиями субъектов оперативно-розыскной деятельности, необходимо сказать, что их полномочия достаточно разнообразны. Для того чтобы определить, какие непосредственные служебные обязанности были нарушены виновным лицом, требуется обратить внимание на нормативные акты, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и составляют их права и обязанности.

В постановлении о привлечении к ответственности в качестве обвиняемого и обвинительном заключении непреложным образом должны наличествовать отсылки на данные правовые акты. Это те правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные прямые обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы вменяется в вину должностному лицу. Определение конечных границ полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.

Для наличия состава злоупотребления должностными полномочиями, соответственно диспозиции исследуемой нормы, необходимо, чтобы действия должностного лица совершались вопреки интересам службы. Это предполагает, что правонарушение объективно противополагается как общим целям и требованиям, предъявляемым к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, так и задачам, реализуемым отдельными подразделениями данных органов, нарушает основные принципы и методы работы государственной службы.

Под интересами службы в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует понимать безупречное точное соблюдение субъектами данного вида деятельности Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.


Действия, наносящие ущерб этим интересам, приводят к грубому нарушению прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства, что говорит об общественной опасности преступлений против государственной власти.

Объем и содержание понятия «интересы службы» образуют не только интересы того органа власти или учреждения, где находится, состоит на службе должностное лицо, но и связанные с ними интересы других учреждений и организаций, интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления в целом [17].

Для решения вопроса о наличии или об отсутствии в действиях должностного лица, использовавшего свои служебные полномочия вопреки интересам службы, признаков состава преступления судебно-следственные органы должны установить, что действиями субъекта причинен существенный вред правоохраняемым интересам и правам в виде наступивших последствий, выраженных в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Понятие «существенное нарушение» является аксиологическим (оценочным). Поэтому при установлении существенного нарушения необходимо обязательно учитывать количество потерпевших граждан, степень тяжести причиненного правонарушителем морального, физического или имущественного вреда, меру отрицательного влияния на стабильное функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также других структурных составляющих государственного аппарата.

Как говорилось ранее, мотив совершения правонарушения является обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями [18].

Между тем для привлечения к уголовной ответственности за
злоупотребление должностными полномочиями (умышленное

преступление) недостаточно установить, что виновный своими действиями (бездействием) причинил указанный в законе вред. Необходимо, помимо этого, доказать, что он действовал или бездействовал при этом с корыстной или иной личной заинтересованностью.

Еще одно должностное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, за которое субъект оперативно-розыскной деятельности в качестве специального субъекта может быть привлечен к уголовной ответственности, — это халатность (ст. 293 УК РФ) [19].


Под халатностью, согласно ст. 293 УК РФ, понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей существенно нарушаются интересы не только государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Непосредственным объектом преступной халатности так же, как и при злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) [20], являются нормальная деятельность указанных ранее органов и интересы службы в этих органах и учреждениях. Базовым непосредственным объектом данного правонарушения выступают социальные, общественные и экономические отношения, определяющие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и его отдельных составляющих.

Объективная сторона данного преступления характеризуется:

  • деянием - действием или бездействием (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей);
  • вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства);

- причинной связью между указанным деянием и последствиями.
Неисполнение должностным лицом своих обязанностей

совершается путем бездействия. Ненадлежащее их исполнение возможно как путем действия, так и бездействия.

Ключевым моментом определения объективной стороны данного состава является установление двух обстоятельств:

- были ли возложены на должностное лицо служебные обязанности,
неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло
существенное нарушение прав и интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или государства;

- имело ли соответствующее должностное лицо реальную
возможность (как объективно, так и субъективно) для надлежащего
исполнения своих служебных обязанностей.

Таким образом, уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих обязанностей входило в круг правомочий должностного лица, закрепленных в конкретном законе либо ином нормативном правовом акте, а также в соответствующих должностных инструкциях, приказах, распоряжениях и т.д. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.