Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банк России реализует жесткий контроль процесса изготовления денежных средств, в частности, определяет необходимый объем эмиссии (определяется путем достижения соответствия между суммами фактических выплат наличных денег потребителям и поступлениями наличных денежных знаков в кассы территориальных управлений Банка России) и осуществляет равномерное распределение наличных средств между субъектами РФ.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение и изъятии из обращения банкнот и монет. Кроме того, к его полномочиям также относится утверждение номиналов и образцов новых денежных знаков. Вначале о таких решениях официально уведомляются Государственная Дума и Правительство РФ, после чего информация о выпуске новых денег с подробным описанием публикуется на официальном сайте банка и в СМИ.

Производство непосредственно денежных знаков реализуется государственным унитарным предприятием «Госзнак»; после изготовления банкноты и монеты хранятся в Центральном хранилище Банка России и по мере необходимости распределяются между местными хранилищами банка.

В таблице 5 представлены данные относительно удельного веса отдельных монет, находящихся в обращении в Российской Федерации в 2014-2018 гг.

Таблица 5

Удельный вес отдельных монет в общей сумме монет в РФ в 2014-2018 гг., % [27]

Номинал

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

10 коп.

3

3

3

3

3

50 коп.

5

4

4

4

4

1 руб.

9

9

9

9

8

2 руб.

8

8

7

7

7

5 руб.

16

15

15

14

14

10 руб.

57

58

59

60

61

25 руб.

2

3

3

3

3

Итого

100

100

100

100

100


Как следует из представленных данных, удельный вес монет номиналом 10 рублей имеет тенденцию к увеличению, связанную с политикой округления цен. Также утрачивает свои позиции удельный вес монет номиналом 2 и 5 рублей, что связано с проявлениями инфляции и маркетинговыми факторами (например, ценами в 99 руб., 999 руб. и т.д.). Монеты же номиналом 10 и 50 копеек являются до сих пор востребованными (например, в платежах за коммунальные услуги или аптеках). Монеты номиналом в 25 рублей выпускаются к памятным датам или событиям лимитированными версиями и недостаточно распространены в обращении.

В таблице 6 представлены данные относительно удельного веса отдельных купюр, находящихся в обращении в Российской Федерации в 2014-2018 гг.

Таблица 6

Удельный вес отдельных купюр в общей сумме купюр в РФ в 2014-2018 гг., % [27]

Номинал

2014

2015

2016

2017

2018

100 руб.

1

1

2

1

1

500 руб.

5

5

4

4

3

1000 руб.

27

25

24

22

21

5000 руб.

67

69

70

73

75

Итого

100

100

100

100

100

Как следует из данных таблицы, удельный вес купюр номиналом 500 и 1000 рублей снижается, 100 рублевая купюра имеет устойчивую тенденцию сохранения удельного веса в общей сумме банкнот. 5000-ная купюра имеет максимальный удельный вес – 75%, поскольку имеет наибольший номинал.

В таблице 7 представлены данные относительно суммы банкнот и монет, находящихся в обращении по состоянию на 1.01.2019 г., их количества и удельного веса.

Таблица 7

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монет, находящихся в обращении по состоянию на 1.01.2019 г. [47]

Банкноты

Монеты

Итого

Сумма, млрд. руб.

10220,4

102,4

10322,8

Количество, млн. экз.

6262,3

66893,5

73155,8

Удельный вес по сумме, %

99,0

1,0

100,0

Удельный вес по купюрам, %

,6

91,4

100,0

Изменение с 01.01.2018, млрд. руб.

768,5

6,7

775,2

Изменение с 01.01.2018, %

8,1

7,0

8,1


Как следует из представленных данных, на 01.01.2019 г. в РФ в обращении находилось 10322,8 млрд. руб. наличных денег, из них 10220,4 млрд. руб. – банкноты и 102,4 млрд. руб. – монеты. По сравнению с 2018 г. количество денег в обращении выросло на 775,2 млрд. руб., из них банкнот – 768,5 млрд. руб., монет – 6,7 млрд. руб.

Динамика изменения количества наличных денег в обращении в 2018 году представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Изменение количества наличных денег в обращении в 2018 г. [47]

Рациональное применение инструментов денежно-кредитного регулирования способствует эффективности эмиссионной деятельности. Выпуск денежных знаков в оборот обуславливает закономерный увеличения количества денежной массы в обращении, что выступает в качестве одной из причин инфляции. Поскольку предложение денег на начало 2019 года не превышает имеющийся на них спрос, произошло некоторое смещение баланса инфляционных и экономических рисков в сторону рисков для экономики.

В соответствии с данными Центрального банка, в настоящее время удельный вес банкнот составляет 99% в общей сумме денежной массы, монет – 1%. Купюры номиналом 100 рублей характеризуются устойчивой динамикой снижения в общей массе денежных средств, купюру номиналом 5000 рублей - тенденцией к увеличению. В отношении монет указанное характерно для – 10 и 50 копеек, 1 и 10 рублей соответственно. Таким образом становится очевидной необходимость эффективного способа организации системы обращения средств для грамотного их распределения.

Выделим особенности организации наличного денежного обращения в РФ: бесплатное подкрепление коммерческих банков наличными; наличие региональных кассовых центров; наличие у Центрального банка России Росинкас – собственной службы инкассации и перевозки ценностей; контроль со стороны коммерческих банков за соблюдением субъектами хозяйствования кассовой дисциплины.

Банк России проводит перманентную работу по оптимизации расходов на наличный денежный оборот. В качестве ключевых направлениями такой работы выступают:

– определение оптимальных объемов хранения наличности;

– укрупнение кассовых центров. На протяжении последних лет Банк России осуществил значительное сокращение числа небольших кассовых центров и произвел модернизацию одного из наиболее крупных кассовых центров по обработке наличности в г. Москва;

– оптимизация расходов, связанных с изготовлением денежных знаков. Банком России выпущены в обращение монеты обновленного содержания из стали с гальванопокрытием номиналом 1,2, 5 и 10 рублей;


– совершенствование технологии обработки наличности и повышения эффективности применения сортировочного оборудования, загруженного на сегодняшний день лишь на 30–40 %;

– борьба с подделкой денежных знаков посредством улучшения защитных свойств банкнот [38, с. 159].

Говоря об особенностях денежного обращения в современных условиях, целесообразно рассмотреть и систему безналичных расчетов в стране, в частности, развитие розничных платежных услуг.

С начала 2010-х годов началась заметная миграция аудитории в сегмент полностью безналичных расчетов, довольно существенно повлиявшая на бизнес платежных терминалов. В 2009 году был принят Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Указанным Законом в правовое поле были введены платежные агенты и установлен ряд специальных требований к ним. Так, в обязанность платежных агентов была вменена постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, зачисление наличной выручки на данные специальные счета и расчет с конечными получателями исключительно с их использованием.

В 2010-х годах начался новый этап развития рынка розничных платежных услуг, характеризующийся большей активностью в вовлечении системных крупных игроков, прежде всего, банков.

Интерес классических банков к розничным расчетам обуславливается усилением конкуренции со стороны Операторов электронных денежных средств, получивших с 2012 года статус банков или небанковских кредитных организаций, и начавших играть на рынке более заметную роль.

Вслед за рынком операторы сотовой связи также начали стимулировать полностью безналичные платежи. В 2011-2012 гг. произошло первое снижение (в 10 раз) комиссий, выплачиваемых агентам по приему платежей за услуги мобильной связи, что подвигло агентов к поднятию взимаемых с плательщиков комиссий, изменяя тем самым структуру платежей.

В качестве наиболее существенной новации следует выделить выпуск предоплаченных карт с балансом, совпадающим с балансом электронного кошелька. Ввиду того, что предоплаченные карты работают в рамках международных платежных систем, оперативная совместимость с уже существующими POS-терминалами, банкоматами и аналогичными устройствами способствует повышению реальной ценности систем электронных денег.

В период 2000-2015 гг. доля граждан, которые имеют мобильный телефон, выросла до 75%. Посредством повышения доступности мобильной связи системно поддерживалось развитие платежной отрасли.


К 2016 году отечественный рынок розничных финансовых услуг сохранил собственное разнообразие, несмотря изменение соотношения отдельных инструментов. В частности, потребители полностью отказались от применения скретч-карт, произошла миграция части аудитории платежных терминалов в сегмент платежных карт. Тем не менее, Университет обуславливает некоторую унификацию платежных инструментов и услуг. Постепенно, системы электронных денег трансформируются в интерфейсы для платежных карт, утрачивая свою роль держателей средств клиентов в электронных кошельках. Благодаря центростремительным тенденциям, клиенты «выталкиваются» в сторону крупных организаций, а законодательство повышает барьеры для входа на рынок небольших игроков.

Развитие розничных платежных услуг сегодня становится одной из важнейших задач государства, при котором необходимо учитывать все проблемы, которые могут затронуть население, малый и средний бизнес. На первый план сегодня выходят: безопасность совершаемых операций, скорость и удобство сервисов по совершению розничных платежей. Пользователи сегодня участвуют в эволюции платежных услуг, в которой им приходится менять свои платежные привычки. Для того, чтобы смена платежных привычек прошла безболезненно, пользователям необходимо понимать все преимущества и оценивать их на практике. Главным удобством использования розничных платежных услуг является повышение качества обслуживания клиентов и доступ к платежным услугам в режиме онлайн 24-часа.

Количество карт, выпущенное на 1 тыс. человек взрослого населения к 2018 году составило в целом по России 2173 ед., т.е. 2,1 ед. на одного человека. Годовой пик выпущенных карт приходится на Центральный федеральный округ и составил в году 2,8 карты на человека, т.е. больше, чем среднее по России. В Северокавказском федеральном округе приходилось менее одной карты на человека. Причиной такого разброса является проблемы охвата территории (рис. 2).

Рисунок 2 - Количество эмитированных отечественными кредитными организациями платежных карт, в расчёте на 1 тыс. чел.

Уменьшение доли наличных платежей, по мнению экспертов, должно происходить в два этапа:

- сокращение тарифов по банковским переводами и тарифов по платежам, а также удешевление эквайринговой комиссии;

- введение ограничений по сделкам в наличной форме обращения, например, покупка недвижимости или автотранспорта до сих пор происходит только за наличный расчёт.