Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

- осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России;

- разрабатывает проекты нормативных актов (за исключением законодательных), связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

- разрабатывает рекомендации по применению законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;

- определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения;

- определяет порядок включения организаций в реестр управляющих компаний специализированных обществ, а также порядок исключения организаций из указанного реестра, осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний специализированных обществ и проверку этой деятельности, направляет им предписания об устранении нарушений Закона о рынке ценных бумаг, нормативных актов Банка России;

- определяет обязательства, денежные требования по которым не могут являться предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением;

- устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего контроля;

- устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего аудита;

- утверждает требования к организации системы управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций.


Важной функцией государственного регулирования на рынке ценных бумаг является лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, все виды вышеуказанной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением права на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, когда лицензия может быть предоставлена государственной корпорации федеральным законом, на основании которого она создана.[20, с.128] При этом деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется двумя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра (п. 6 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг).

В случаях, предусмотренных ст. 39.1 Закона о рынке ценных бумаг, Банк России может приостановить или аннулировать выданную ранее лицензию. Так, согласно п. 1 указанной статьи лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть аннулирована Банком России:

1) на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг в письменной форме об аннулировании лицензии;

2) в случае неоднократного в течение одного года неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания Банка России;

3) в случае неоднократного в течение одного года нарушения профессиональным участником рынка ценных бумаг более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) в случае неоднократного в течение одного года нарушения профессиональным участником рынка ценных бумаг требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

5) в случае отсутствия лица, имеющего лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица);

6) в случае прекращения руководства текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг (принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа либо отсутствия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа);


7) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве;

8) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[6];

9) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований по ведению реестра требований кредиторов, а также иных требований, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[8];

10) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

11) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований к деятельности или проведению операций, осуществление (проведение) которых допускается в соответствии с требованиями федеральных законов только на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе при осуществлении функций трансфер-агента, функций счетной комиссии, функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;

12) в случае нарушения форекс-дилером требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации;

13) в случае неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания, направленного ему в связи с приостановлением действия лицензии, в установленный таким предписанием срок.

Есть ряд случаев, когда лицензия не только может, но и должна быть аннулирована. Речь, в частности, идет о следующих случаях:

1) профессиональный участник рынка ценных бумаг признан банкротом;

2) у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

3) профессиональный участник рынка ценных бумаг не осуществлял соответствующий вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в течение более 18 месяцев.[23, с,64]

Вывод: Рынок ценных бумаг - это система взаимоотношений по поводу ценных бумаг и иных финансовых инструментов, возникающая между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками и иными лицами, функционирование которой, обеспечивается регулирующим воздействием государства, а также основывается на принципах саморегулирования.


Правовое регулирование института ценных бумаг осуществляется посредством принятия законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов.

2. Правовой статус эмитента и регламентация  эмиссии ценных бумаг

2.1. Эмитенты на рынке ценных бумаг

Эмитент является одной из центральных фигур на рынке ценных бумаг. Именно это лицо осуществляет выпуск ценных бумаг для последующей продажи инвестору, получает на рынке необходимые финансовые ресурсы для своего дальнейшего развития, несет ответственность перед владельцами размещенных ценных бумаг за надлежащее осуществление воплощенных в них прав.

Легальное определение понятия "эмитент" содержится в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которой эмитент - это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает следующие ограничения на выпуск всех либо некоторых ценных бумаг для отдельных категорий лиц.

1. Запрет на эмиссию ценных бумаг - отдельные виды эмиссионных ценных бумаг могут эксклюзивно выпускаться только строго определенным кругом эмитентов. Например, эмиссия акций является своеобразной привилегией акционерного общества. Как отмечается в п. 1 ст. 96 ГК РФ[1], акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.

2. Ограничения эмиссии ценных бумаг - отдельные юридические лица ввиду особенностей своего правового статуса либо ограничены, либо вообще лишены права эмиссии ценных бумаг. Например, акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций[7].

3. Ограничение эмиссии ценных бумаг для некоммерческих организаций - некоммерческие организации по общему принципу не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Это установлено п. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"[5]. Эмиссия ценных бумаг допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии обеспечения, определенного нормативными актами. Например, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития"[11] наделена правом выпуска не только облигаций, но и иных ценных бумаг. При этом в качестве эмиссионных ценных бумаг выступают ценные бумаги, обеспечивающие права требования исполнения обязательств в денежной форме, приобретенные у третьих лиц (п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О банке развития").


Также правом выпуска эмиссионных ценных бумаг обладает государственная компания "Российские автомобильные дороги", причем в законе особо отмечена возможность выпуска и размещения ценных бумаг в целях осуществления заимствований не только в России, но и за ее пределами (п. 8 ст. 2 Федерального закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")[13].

Классификация эмитентов:

1. По форме осуществления деятельности главный классификационный критерий, заложенный в самом определении эмитента, содержащемся в Законе о рынке ценных бумаг, можно выделить юридические лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Среди коммерческих организаций-эмитентов можно выделить акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Право эмиссии облигаций предоставлено унитарным предприятиям п. 1 ст. 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"[9].

Среди некоммерческих организаций в качестве эмитентов выступают государственные корпорации и государственные компании (например, Внешэкономбанк и Автодор).

Отдельно среди юридических лиц ввиду неопределенности своего правового статуса стоит ЦБ РФ, имеющий право эмитировать облигации (п. 8 ст. 35 Закона о Банке России).

К следующей группе эмитентов, представляющих исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"[4] относятся:

Правительство РФ и Минфин России (Правительство РФ вправе уполномочить тот или иной федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время это Минфин России (п. 5.3.16 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329);

высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований; местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

2. По сфере осуществления деятельности можно выделить банки, страховые организации, юридические лица, осуществляющие деятельность в инвестиционной, депозитарной и прочих сферах. Например, применительно к кредитным организациям в качестве специального закона выступает Закон о банках, к акционерным инвестиционным компаниям - Закон "Об инвестиционных фондах"[7]. Кроме того, отдельные эмитенты характеризуются особым порядком регистрации эмиссии ценных бумаг.