Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. По правовому статусу в соответствии со ст. 663 ГК РФ общества делятся на публичные и непубличные. В законодательстве закреплен дифференцированный подход к регулированию публичных и непубличных обществ. К публичным обществам предъявляются строгие требования по раскрытию информации. Регулирование непубличных обществ более диспозитивно и предоставляет возможность их участникам самостоятельно определять специфику управления компанией. Непубличное общество не вправе публично размещать или публично обращать акции или иные ценные бумаги, конвертируемые в его акции. Данное право появится у общества только после закрепления в его уставе за ним статуса публичного общества, что повлечет за собой обязанность по соблюдению требований, предъявляемых к публичным обществам.

4. По месту нахождения эмитентов можно разделить на российских и иностранных, т.е. зарегистрированных в качестве юридических лиц в России или в иностранной юрисдикции.

Следует также учитывать, что 30 декабря 2014 г. Банком России было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг N 454-П,[16] которое вступило в силу 17 марта 2015 г.

Данное Положение распространяется на всех эмитентов ценных бумаг, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации (исключение - Банк России, а также эмитенты российских государственных и муниципальных ценных бумаг).

Положение устанавливает требования к раскрытию:

- информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- информации в форме проспекта ценных бумаг;

- консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг;

- ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;

- информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг;

- иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

В соответствии с указанным Положением эмитенты обязаны раскрывать в форме сообщений о существенных фактах сведения о проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента, и об определении эмитентом облигаций нового представителя владельцев облигаций.

Следует отметить, что эмитенты более не обязаны раскрывать в Интернете информацию об изменениях, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества.


Акционерные общества также обязаны раскрывать информацию о планируемой дате направления заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества.[23, с.65]

В отношении эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, Банк России согласно п. 3 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг:

- принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

- размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

- уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

- направляет материалы проверки по фактам эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

- уведомляет в письменной форме о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений требований законодательства РФ о ценных бумагах, связанных с эмиссией ценных бумаг;

- обращается с иском в арбитражный суд о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.

Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию (за исключением выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг), несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.[20, с.127]

2.2. Эмиссия акций и иных ценных бумаг

Согласно Закону о рынке ценных бумаг под эмиссией понимается установленная Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Однако легально установленное понятие эмиссии не вполне точно отражает ее суть и потому справедливо критикуется многими исследователями, которые обращают внимание на следующее.


Во-первых, законодательство сводит процедуру эмиссии к действиям одного лишь эмитента, хотя в принципе невозможно представить такую эмиссию, при которой возникновение ценных бумаг зависело бы только от одного эмитента.

Во-вторых, в определении отсутствует какое-либо разделение этапов эмиссии и размещения. Безусловно, размещение ценных бумаг - это важный, но не единственный этап эмиссии.

Поскольку эмиссия представляет собой последовательность действий эмитента и иных лиц (государственных органов, органов корпоративного управления и т.д.), то в результате этих действий возникают эмиссионные отношения, имеющие направленность на решение задач, стоящих перед эмитентом. Как и любые отношения в сфере экономики, они, будучи опосредованы правом, приобретают характер правовых отношений. [22, с.765]

Наиболее точным представляется определение эмиссии, как - совокупность гражданско-правовых сделок, административных актов и организационно-распорядительных действий (содержание эмиссии), совершаемых эмитентами и иными лицами в предписываемой законом или в ином порядке, им установленном, форме и последовательности (процедура эмиссии), и направленных на размещение ценных бумаг, а в конечном счете - на удовлетворение экономических потребностей граждан и юридических лиц.[22, с.698]

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (ст. 19) процедура эмиссии включает следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска).

В зависимости от объема регистрируемых документов и раскрываемой информации, а также от количества этапов процедура эмиссии ценных бумаг может проходить в общем, специальном и особом порядке.

В общем порядке осуществляется эмиссия ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта ценных бумаг, включая этапы, указанные в п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг.

Специальный порядок отличается необходимостью регистрации проспекта ценных бумаг (п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).


В особом порядке отсутствуют отдельные этапы, характерные для общего и специального порядка, но существуют дополнительные, особые требования, установленные законом. [22, с.798]

Общий порядок эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг. В большинстве случаев формально процедура эмиссии начинается с принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.

Если рассматривать акции, то в зависимости от выбранного способа размещения этих ценных бумаг возможны различные варианты решений, которые должен принять уполномоченный орган управления эмитента. Перечислим некоторые из них согласно Стандартам эмиссии:

1) решение об учреждении акционерного общества (размещение акций при учреждении);

2) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций и последующего распределения их среди акционеров;

3) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций (размещение акций путем конвертации в акции той же категории или типа с большей номинальной стоимостью);

4) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций (путем подписки).

Решение о размещении должно содержать общие сведения об эмиссии ценных бумаг.[23, с.65]

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что основной целью составления и последующего утверждения данного решения является фиксация прав, принадлежащих владельцам размещаемых ценных бумаг.

Важная особенность: решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.

3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску идентификационного номера.

В то же время в отдельных случаях, связанных прежде всего с особыми видами ценных бумаг , государственная регистрация их выпуска не требуется:

- облигации Банка России (п. 2 ст. 27.5-1 Закона о рынке ценных бумаг);

- биржевые облигации (п. 2 ст. 27.5-2 Закона о рынке ценных бумаг);

- российские депозитарные расписки (только в случаях соблюдения условий, указанных в п. 5.1 ст. 27.5-3 Закона о рынке ценных бумаг).

Регистрирующим органом согласно действующему законодательству выступает Банк России (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).


В случае специального порядка эмиссии государственная регистрация выпуска сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг (в обязательном или добровольном порядке).

По умолчанию в ходе эмиссии всегда составляется проспект, однако из этого правила сделано несколько исключений, установленных в п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг.[18, с.78]

Что касается содержания проспекта ценных бумаг, то оно должно включать довольно подробную информацию об эмитенте. Как отмечено в законодательстве, "информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг" (п. 3 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).

В настоящее время срок государственной регистрации составляет в обычном порядке 20 дней, в случае наличия проспекта ценных бумаг - 30 дней (п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг размещение эмиссионных ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещено.

По окончании процедуры государственной регистрации выпуск ценных бумаг получает индивидуальный регистрационный номер, обязательный к упоминанию при совершении любых рыночных операций с ними.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг. Именно от данного этапа зависит, насколько успешно прошла эмиссия ценных бумаг, особенно это справедливо для публичного размещения, когда по его результатам становится ясно, удалось ли эмитенту достичь поставленной цели

Действующее законодательство определяет размещение ценных бумаг как отчуждение эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Законодатель исходит из того, что в ходе размещения ценные бумаги отчуждаются эмитентом и приобретаются в собственность первыми владельцами - инвесторами.[23, с.66]

Законодатель в ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг установил обязательные требования - условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг:

1) эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска;

2) количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) запрещается начинать размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к упомянутому проспекту;