Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Правовое регулирование рынка ценных бумаг
1.1. Понятие рынка ценных бумаг, его функции и виды
1.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
2. Правовой статус эмитента и регламентация эмиссии ценных бумаг
2.1. Эмитенты на рынке ценных бумаг
2.2. Эмиссия акций и иных ценных бумаг
3. Правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
3.1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
3.2. Саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг
1) создание дочернего и (или) зависимого общества;
2) объединение юридических лиц в форме ассоциаций и союзов;
3) экономические объединения - холдинги, финансово-промышленные группы и проч.
Также важно формальное деление сделок по слиянию или поглощению в зависимости от отношения к ней органов управления и намерений хозяйствующих субъектов на дружественные и враждебные; а также по географическому признаку - на локальные, региональные, национальные, международные и транснациональные.
Следует отметить, что использование инструментов рынка ценных бумаг выступает основным средством для проведения процессов слияний и поглощений.
3.2. Саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг
Саморегулирование обычно определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности.
Рынок эмиссионных и иных ценных бумаг подвергается жесткому регулированию не только со стороны государственных органов, но и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО). Мировая практика подтвердила, что на рынке ценных бумаг одного регулятора в лице Банка России и иных государственных органов недостаточно.[23, с.63]
До принятия Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"[14], которым были внесены изменения в правовое регулирование юридических лиц, право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации было предусмотрено отдельными федеральными законами. В Гражданском кодексе РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). В действующей редакции этой нормы указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в саморегулируемой организации, возникает с момента вступления в данную организацию.
Это, несомненно, важное нововведение. Если раньше такое разрешение можно было получить только на основании лицензии, выдаваемой специальными государственными органами, то в настоящее время его можно получить на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.[23, с.62]
В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.
Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"[12]. Необходимость появления единого Закона о саморегулируемых организациях обусловлена введением в законодательные акты требования обязательного членства в таких организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими отношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Федеральным законом "О рекламе"). Таким образом, государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривают, например, Федеральные законы от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[22, с.650].
В то же время Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с деятельностью подобных саморегулируемых организаций, регулируются специальным законодательством. В числе таких специальных правовых актов можно назвать Федеральные законы от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"[10].
Что касается саморегулирования на рынке ценных бумаг, то ему посвящена гл. 13 Закона о рынке ценных бумаг.
В ст. 48 указанного Закона сказано, что саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с данным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Число членов саморегулируемой организации не может быть менее 10.
Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Банком России, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.
Таким образом, государство законодательным путем наделило саморегулируемые организации полномочиями осуществлять контроль за соблюдением их членами (участниками) внутренних документов саморегулируемой организации, организаторов торговли, а также устанавливать и применять меры ответственности за их нарушение.[18, с.76]
В частности, саморегулируемая организация согласно ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг вправе:
- получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Банком России;
- утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
- контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
- осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.
В свою очередь, Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"[5] говорит о конкретных способах защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг саморегулируемыми организациями. Так, согласно ст. 15 названного Закона саморегулируемые организации в соответствии с этим Законом, Законом о рынке ценных бумаг, иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Для того чтобы осуществлять саморегулирование, саморегулируемые организации принимают локальные нормативные акты, которые характеризуются тем, что устанавливают не только самостоятельное регулирование различных аспектов внутренней деятельности саморегулируемой организации, но и правила поведения профессиональных участников на фондовом рынке, порой даже более строгие, чем правила, предусмотренные государством.[21, с.660]
Саморегулируемые организации осуществляют контроль по собственной инициативе, на основании обращения Банка России, федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.
Вывод: профессиональных участников рынка ценных бумаг можно разделить на две группы: лица, совершающие инвестиционные сделки на рынке ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие); лица, обеспечивающие функционирование учетной системы рынка ценных бумаг (регистраторы и депозитарии).
Для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо иметь лицензию, быть членом саморегулируемой организации, иметь собственные средства и соответствовать требованиям профессионального участника.
Заключение
Рынок ценных бумаг является в настоящее время своеобразной «лакмусовой бумагой», проявляющей взлеты и падения экономического рынка, и соответственно взлеты и падения российской экономики. Рынок представляет собой огромный живой организм и является одной из основ рыночной экономики. Участники этого «организма» могут внезапно разбогатеть, или стать в один миг банкротами.
Рынок ценных бумаг регулируется как государством, так и саморегулируемыми организациями. Правовое регулирование института ценных бумаг осуществляется посредством принятия законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов.
Можно дать следующее определение рынка ценных бумаг: это система взаимоотношений по поводу ценных бумаг и иных финансовых инструментов, возникающая между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками и иными лицами, функционирование которой, обеспечивается регулирующим воздействием государства, а также основывается на принципах саморегулирования.
Эмитентом является юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Эмитенты обязаны раскрывать информацию об эмиссии ценных бумаг. В зависимости от объема регистрируемых документов и раскрываемой информации, а также от количества этапов процедура эмиссии ценных бумаг может проходить в общем, специальном и особом порядке.
Ценные бумаги регистрируются государством. Действующее законодательство определяет размещение ценных бумаг как отчуждение эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Согласно Закону о рынке ценных бумаг к числу профессиональных участников относятся лица, осуществляющие следующие виды деятельности: брокерская, дилерская, по управлению ценными бумагами, депозитарная, по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Под депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг включает сбор, фиксацию, обработку, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.