Файл: ОПЕКУНСТВО (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) (Алиментные обязательства и отношения по опеке и попечительству: проблемы сосуществования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если решение взять под опеку ребенка уже сформировалось и является обдуманным, то для получения достоверной информации о процессе установления опеки (попечительства) и о возможности постановки на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители) необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту постоянной регистрации самого кандидата.

В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя органы опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его таковым, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях.

Открытая информация

Органы опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя (ч. 2 ст. 10 Закона N 48-ФЗ).

Таков перечень документов, предоставляемых гражданином в органы опеки и попечительства:

1) письменное заявление кандидата в опекуны (попечители) о возможности быть опекуном (если ребенок еще не известен) или заявление об установлении опеки на конкретного ребенка (если ребенок известен);

2) копия паспорта (страницы с отметками);

3) автобиография;

4) документы, подтверждающие доходы кандидата в опекуны (попечители), - справка о заработной плате (можно по форме 2-НДФЛ) или копия декларации о доходах за 12 месяцев либо, для пенсионера, справка о размере получаемой пенсии из территориального органа ПФ РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, копия пенсионного удостоверения;

5) справка с места работы с указанием занимаемой должности;

6) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение (копия финансового лицевого счета, выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, свидетельство о госрегистрации права из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);

7) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

8) медицинское заключение (государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения) о состоянии здоровья лица, желающего взять под опеку ребенка (форма N 164/у-96, введена Приказом Минздрава России от 10.09.1996 N 332);


9) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

10) заявление с выражением согласия на установление опеки (попечительства) от супруга и других совершеннолетних, с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, зарегистрированных в жилом помещении будущего опекуна, в произвольной форме или написанное на заявлении после основной части (если предоставляется отдельно, то заверенное нотариально или в органах опеки);

11) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органов опеки и попечительства на безвозмездной основе);

12) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном (при наличии)[3].

Важным является то, что все документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

Ежегодный отчет

После того как пройдены все этапы установления опеки (попечительства), обязанности опекуна дополняются еще одним пунктом, а именно отчетом, который он ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года (если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства) представляет в органы опеки и попечительства. Данный документ содержит отчет за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет опекуна или попечителя, утвержденный руководителем органов опеки и попечительства, должен содержать сведения:

- о состоянии имущества;

- о месте его хранения;

- о приобретении имущества взамен отчужденного;

- о доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

- о расходах, произведенных за счет имущества подопечного.

Также в нем должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Органы опеки и попечительства проводят плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества.


При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) один раз в течение первого месяца после принятия органами опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия органами опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органами опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности его развития.

В случае изменения места жительства подопечного органы опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязаны в течение трех дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

Отметим в заключение, что хотя лучше биологической семьи для ребенка ничего нет, опекунские семьи (как и другие формы устройства детей-сирот) являются хорошей альтернативой интернату. Несмотря на сложности оформления, многие добрые люди берут на себя нелегкое бремя по воспитанию чужих детей, которые для большинства из них со временем становятся родными.

РФ присоединяется к Конвенции о юрисдикции

и применимом праве в отношении родительской ответственности

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, касающийся решения проблем, которые возникают в отношениях между родителями и детьми, проживающими в разных государствах, сообщается в материалах ГД.

По информации правительственной пресс-службы, проект Федерального закона N 38463-6 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей" был разработан Минобрнауки и МИДом России.


Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей была подписана в Гааге 19 октября 1996 года и вступила в силу 1 января 2002 года. Участниками Конвенции в настоящее время являются более 35 государств.

При ее разработке были приняты во внимание институты защиты интересов ребенка разных государств мира.

Конвенция охватывает обширный перечень мер как частного, так и публичного характера, целью которых является защита личных и имущественных прав ребенка. Область применения Конвенции - разграничение юрисдикции, решение вопросов подлежащего применению права, обеспечение признания и исполнения мер защиты детей, принятых в одной из стран-участниц Конвенции, в других странах-участницах. Нормы Конвенции применяются к детям с момента их рождения и до достижения ими возраста 18 лет.

Необходимость присоединения РФ к Конвенции связана с решением проблем, возникающих в последнее время в отношениях между родителями и детьми, рожденными в браке, заключенном лицами, которые являются иностранцами по отношению друг к другу, либо проживают в разных государствах. "Действующие в настоящее время двусторонние международные договоры РФ по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским и семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в области семейных правоотношений, возникающих между родителями по воспитанию детей", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

1.2. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства

Защита прав детей в России относится к числу важных проблем государственного значения. К решению данной проблемы подключаются различные государственные и общественные структуры. Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого конкретного ребенка. Острота конкретных проблем и неоднозначность возможных решений требует определения и уточнения правового статуса органов опеки и попечительства.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" были внесены изменения в правовой статус органов опеки и попечительства, которые положили начало формированию двух моделей организации опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. Согласно ст. 6 указанного Закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Таким образом, возможно формирование двух моделей органов опеки и попечительства: первая модель формируется в структуре органов субъектов Российской Федерации; вторая - в структуре органов местного самоуправления с переданными государственными полномочиями.


Практика правового регулирования в субъектах Российской Федерации пошла по пути наделения органов местного самоуправления полномочиями по опеке и попечительству в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, например в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и еще более 70 субъектах Российской Федерации. Е.А. Каюров отмечает, что согласно информации Минфина России по мониторингу местных бюджетов за 2011 г. данное полномочие передавалось в 2011 г. в 77 субъектах Федерации[4].

Однако практика наделения органов местного самоуправления функциями органов опеки и попечительства нашла применение не во всех субъектах Российской Федерации. Так, в Тюменской области органом опеки и попечительства является Департамент социального развития Тюменской области, который имеет соответствующие структурные подразделения - территориальные отделы по опеке, попечительству и охране прав детства[5]. Аналогичная практика сложилась также в Ивановской, Самарской областях.

Мы провели теоретический анализ выбора предпочтительной модели формирования органов опеки и попечительства, который показал, что мнения ученых по этому вопросу разделились.

Так, ряд ученых полагают, что полномочия по опеке и попечительству должны носить государственный характер. Так, А.Е. Тарасова отмечает: "Сохранение за органами местного самоуправления функций органов опеки и попечительства не отвечает повышающейся роли государства в защите прав и интересов несовершеннолетних и реализации предоставленных им возможностей. Такая модель органов опеки и попечительства вступает в противоречие с самим механизмом осуществления и защиты прав несовершеннолетних..."[6]. Значимость органов опеки и попечительства в обеспечении конституционных прав граждан подчеркивает П.В. Крашенинников, указывая, что "на органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации права человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), социальных прав человека, а также по реализации принципа государственной защиты детства (ст. 38 Конституции РФ), которые могут быть отнесены к компетенции органов государственной власти, но никак не к вопросам местного значения (ст. 130 Конституции РФ)"[7]. Таким образом, ученые положительно оценивают закрепление полномочий по опеке и попечительству в качестве государственных.