ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.01.2020
Просмотров: 9125
Скачиваний: 85
Н.Д.ТРЕЩЕВА
Ситуационные задачи по гинекологии
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Северный государственный медицинский университет
Кафедра акушерства и гинекологии
Н.Д.ТРЕЩЕВА
Ситуационные задачи по гинекологии
Учебное пособие
Архангельск
2013
УДК 618.3 (072)
ББК 57.16я73
Т 66
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии ГБОУ ВПО «Северо-Западного медицинского университета имени И.И.Мечникова» МЗ РФ Н.А.Татарова; доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета С.Н.Гайдуков
Под редакцией А.Н.Баранова, доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии СГМУ, заслуженного врача РФ
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Северного государственного медицинского университета
Трещева Н.Д.
Ситуационные задачи по гинекологии: учебное пособие / под ред. А.Н.Баранова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. - С.225
ISBN
Учебное пособие содержит 196 ситуационных задач по основным разделам гинекологии, изучение которых предусмотрено государственным образовательным стандартом. Задачи сгруппированы в соответствии с тематикой практических занятий. По каждой теме представлено от 10 до 20 вариантов задач, при этом содержание задач в целом охватывает основной материал темы.
Ситуационные
задачи могут быть использованы при
самостоятельной внеаудиторной работе
студентов, в
качестве индивидуального домашнего
задания, для контроля знаний и умений,
в процессе ликвидации академической
задолженности в связи с пропуском
занятий или неудовлетворительной
оценкой.
Учебное пособие адресовано студентам лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов. К пособию прилагаются эталоны решений задач в краткой форме.
УДК 618.3(072)
ББК 57.16я73
Трещева Н.Д. 2013
Северный государственный
медицинский университет, 2013
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………………….
Сокращения………………………………………………………………………………..
Тема 1 Нарушения полового развития девочек……………………………………….
Краткое содержание темы..................................................................................
Ситуационные задачи по теме...........................................................................
Тема 2 Нарушения менструального цикла……………………………………………
Краткое содержание по теме.............................................................................
Ситуационные задачи темы..............................................................................
Тема 3 Нейроэндокринные гинекологические синдромы…………………………...
Краткое содержание темы................................................................................
Ситуационные задачи по теме..........................................................................
Тема 4 Инфекционно-воспалительные заболевания половых органов и инфекции,
передающиеся половым путем………………………………………………...
Краткое содержание темы.................................................................................
Ситуационные задачи по теме..........................................................................
Тема 5 Миома матки …………………………………………………………………...
Краткое содержание темы.................................................................................
Ситуационные задачи по теме..........................................................................
Тема 6 Патология эндометрия………………………………………………………....
Краткое содержание темы..................................................................................
Ситуационные задачи по теме...........................................................................
Тема 7 Эндометриоз половых органов………………………………………………...
Краткое содержание темы.................................................................................
Ситуационные задачи по теме...........................................................................
Тема 8 Новообразования яичников (кисты, опухоли, рак яичников)…………...........
Краткое содержание темы..................................................................................
Ситуационные задачи по теме...........................................................................
Тема 9 Злокачественные новообразования матки…………………..............................
Краткое содержание темы...................................................................................
Ситуационные задачи по теме............................................................................
Тема 10 Невоспалительные заболевания шейки матки, влагалища, вульвы………....
Краткое содержание темы...................................................................................
Ситуационные задачи по теме............................................................................
Тема 11 Генитальный пролапс. Расстройства мочеиспускания у женщин……………
Краткое содержание темы...................................................................................
Ситуационные задачи по теме............................................................................
Тема 12 Пороки развития половых органов…………………………………………….
Краткое содержание темы....................................................................................
Тема 13 Состояния в гинекологии, требующие оказания неотложной помощи ……...
Краткое содержание темы...................................................................................
Ситуационные задачи по теме
Тема 14 Бесплодный брак…………………………………………………………………..
Краткое содержание темы.....................................................................................
Ситуационные задачи по теме..............................................................................
Тема 15 Методы контрацепции…………………………………………………………….
Краткое содержание темы.....................................................................................
Ситуационные задачи по теме..............................................................................
Краткие
эталоны ответов к ситуационным задачам
по гинекологии………………….....
Список рекомендуемой литературы……………………….................................................
Предисловие
В основе подготовки будущего врача лежит приобретение им теоретических знаний, практических умений и навыков, формирование профессиональных компетенций. Модернизация образования, использование новых педагогических технологий повышают эффективность подготовки врача. Для улучшения образовательного процесса весьма востребованной формой являются ситуационные и клинические задачи. Работа над ними активизирует самостоятельную работу, позволяет совершенствовать процесс самообразования и самоконтроля.
Учебное пособие «Ситуационные задачи по гинекологии» предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов медицинских ВУЗов, конечная цель которой ориентирована на деятельность - умение решать практические задачи по специальности. Решение ситуационных задач требует от студента активного осмысления реальной ситуации, формирует умение добывать и применять теоретические знания, способствует прочному закреплению этих знаний, выработке умений и навыков по специальности. Решение задач, как форма тренинга, развивает умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи, принимать конкретные самостоятельные решения, т.е. формирует клиническое мышление.
Учебное пособие включает 380 ситуационных задач по основным разделам гинекологии. Задачи сгруппированы в соответствии с тематикой практических занятий. По каждой теме предлагается от 10 до 40 вариантов задач. Ситуационным задачам по каждой теме предшествует небольшой раздел «краткое содержание темы», в котором изложены с современных позиций основные положения темы.
Большинство задач в сборнике - типовые задачи. В этих задачах в краткой форме и достаточном объеме содержится информация о клинической ситуации, анализ и осмысление которой позволяет ответить на поставленные вопросы. Задачи, обозначенные*, - повышенной сложности, содержат неполные сведения о ситуации или касаются сочетанной гинекологической патологии. Эти задачи предназначаются для «продвинутых» студентов, желающих глубже изучить гинекологию. Решение этих задач может быть полезным для клинических интернов, ординаторов, начинающих врачей.
Вопросы и задания к задачам в основном отражают следующие умения: способность оценить состояние пациентки, установить диагноз и обосновать его, составить план обследования, определить лечебную тактику и прогноз заболевания для жизни и специфических функций женщины. Вместе с тем, задания к отдельным задачам содержат теоретические вопросы по эпидемиологии, терминологии, классификации, этиологии и патогенезу заболевания.
К решению ситуационных задач по теме следует приступать только после проработки материала учебника и лекции. Материал в разделах «краткое содержание темы», отражает основные положения по той или иной проблеме гинекологии, однако, знакомства с ним недостаточно для глубокого её изучения и понимания. В процессе решения задач целесообразно возвращаться к учебной литературе, использовать дополнительные источники информации (монографии, руководства, периодические издания).
В конце пособия представлены в краткой форме эталоны решений, позволяющие быстрее сориентироваться в синдромном или нозологическом диагнозе и более целенаправленно и конкретно ответить на вопросы к задаче. Наличие эталонов позволит преподавателю быстрей выбрать необходимые для разбора и обсуждения задачи в соответствии с темой занятия. Издание адресовано, главным образом, для студентов.
Создание ситуационных задач по гинекологии - не простое мероприятие. Большая часть задач составлена на основании реальных клинических случаев и ситуаций, в том числе, имевших место в практической деятельности автора. Хотелось бы надеяться, что пособие окажется полезным как для студентов, так и для преподавателей. Автор примет с благодарностью замечания и предложения, направленные на улучшение пособия.
Сокращения
АБЭ – ацетобелый эпителий
АГС – адреногенитальный синдром
АД – артериальное давление
АМК – аномальные маточные кровотечения
АФС – антифосфолипидный синдром
ВЗОМТ – воспалительные заболевания органов малого таза
ВИН – вульварная интраэпителиальная неоплазия
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
ВМК – внутриматочный контрацептив
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ВПГ – вирус простого герпеса
ВПП – вторичные половые признаки
ВПЧ – вирус папилломы человека
ВПР – врожденные пороки развития
ВРТ – вспомогательные репродуктивные технологии
ГГ – генитальный герпес
Гн-РГ – гонадотропин-рилизинг гормон
ГТ- гонадотропины
ГЭ – гиперплазия эндометрия
ГСГ – гистеросальпингография
ГШ – геморрагический шок
ДЭАС – дегидроэпиандростерона сульфат
ДХС – добровольная хирургическая стерилизация
ЗГТ – заместительная гормональная терапия
ЗПР – задержка полового развития
ИВЛ – искусственная вентиляция легких
ИППП – инфекции, передаваемые половым путем
ИТШ – инфекционно-токсический шок
КОК – комбинированные оральные контрацептивы
КТ – компьютерная томография
ЛГ – лютеинизирующий гормон
ЛШМ – лейкоплакия шейки матки
МРТ – магнитно-резонансная томография
М-эхо – срединное эхо
НЛФ – недостаточность лютеиновой фазы
НПВС – нестероидные противовоспалительные средства
НМЦ – нарушения менструального цикла
НПР – нарушения полового развития
ППР – преждевременное половое развитие
ОАА – отягощенный акушерский анамнез
ОЦК – объем циркулирующей крови
ОЯ – опухоли яичников
ООЯ – опухолевидные образования яичников
ПВИ – папилломавирусная инфекция
ПГС – постгистерэктомический синдром
ПОН – полиорганная недостаточность
ПМС – предменструальный синдром
ПЦР – полимеразная цепная реакция
ПЭ – перенос эмбриона
РДС – респираторный дистресс-синдром
РМТ – рак маточной трубы
РТМ – рак тела матки
РШМ – рак шейки матки
РЯ – рак яичников
СЗП – свежезамороженная плазма
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
СПКЯ – синдром поликистозных яичников
СТФ – синдром тестикулярной феминизации
ССВР – синдром системной воспалительной реакции
С/б – сердцебиение
СЦТБ – синдром циклических тазовых болей
ТТГ – тиреотропный гормон
УГХ – урогенитальный хламидиоз
УЗИ – ультразвуковое исследование
УПМ – условно-патогенные микроорганизмы
ФСГ – фолликулостимулирующий гормон
ХГЧ – хорионический гонадотропин человека
ЦДК – цветное допплеровское картирование
ЦИН – цервикальная интраэпителиальная неоплазия
ЦМВ – цитомегаловирус
ЦНС – центральная нервная система
ЭГЗ – экстрагенитальные заболевания
ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение
ЭЭ – этинилэстрадиол
17-ОП - гидроксипрогестерон
Тема 1. Нарушения полового развития девочек
Краткое содержание темы
Нарушения полового развития девочек (НПР) возникают в периоде полового созревания и проявляются: нарушением развития наружных и внутренних половых органов, отклонением от нормы сроков и последовательности появления вторичных половых признаков, нарушением становления менструальной функции.
Эпидемиология и актуальность проблемы НПР
Частота нарушений полового развития у девочек, с учетом стертых форм, составляет 10-15%. НПР представляют риск нарушений специфических функций женщины (менструальной и детородной) в будущем. Своевременная диагностика и правильная коррекция НПР значительно улучшают репродуктивный прогноз и качество жизни женщин.
Этиологические факторы НПР: последствия перинатальных повреждений, органическая патология ЦНС, генетические дефекты, пороки развития половых органов (дисгенезия гонад), влияние неблагоприятных средовых факторов, тяжелая экстрагенитальная патология.
Классификация НПР:
-
преждевременное половое развитие;
-
задержка/отсутствие полового развития;
-
половое развитие по типу стертой вирилизации.
Преждевременное половое развитие/созревание девочек (ППР)
Характерно появление вторичных половых признаков у девочек в возрасте раньше 7-8 лет и менархе – раньше 10 лет. Частота ППС в популяции девочек составляет 0,5%. Диагноз в большинстве случаев устанавливается своевременно.
Классификация ППР: истинное (идиопатическое, обусловленное поражением ЦНС); ложное (изосексуальное, гетеросексуальное); неполное (изолированное телархе, пубархе).