ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.01.2020

Просмотров: 9125

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













Н.Д.ТРЕЩЕВА





Ситуационные задачи по гинекологии






























Министерство здравоохранения Российской Федерации

Северный государственный медицинский университет

Кафедра акушерства и гинекологии










Н.Д.ТРЕЩЕВА





Ситуационные задачи по гинекологии


Учебное пособие























Архангельск

2013




УДК 618.3 (072)

ББК 57.16я73

Т 66


Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии ГБОУ ВПО «Северо-Западного медицинского университета имени И.И.Мечникова» МЗ РФ Н.А.Татарова; доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета С.Н.Гайдуков


Под редакцией А.Н.Баранова, доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии СГМУ, заслуженного врача РФ


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Северного государственного медицинского университета


Трещева Н.Д.

Ситуационные задачи по гинекологии: учебное пособие / под ред. А.Н.Баранова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. - С.225

ISBN



Учебное пособие содержит 196 ситуационных задач по основным разделам гинекологии, изучение которых предусмотрено государственным образовательным стандартом. Задачи сгруппированы в соответствии с тематикой практических занятий. По каждой теме представлено от 10 до 20 вариантов задач, при этом содержание задач в целом охватывает основной материал темы.

Ситуационные задачи могут быть использованы при самостоятельной внеаудиторной работе студентов, в качестве индивидуального домашнего задания, для контроля знаний и умений, в процессе ликвидации академической задолженности в связи с пропуском занятий или неудовлетворительной оценкой.

Учебное пособие адресовано студентам лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов. К пособию прилагаются эталоны решений задач в краткой форме.








УДК 618.3(072)

ББК 57.16я73

Трещева Н.Д. 2013

Северный государственный

медицинский университет, 2013



Содержание


Предисловие……………………………………………………………………………….

Сокращения………………………………………………………………………………..


Тема 1 Нарушения полового развития девочек……………………………………….

Краткое содержание темы..................................................................................

Ситуационные задачи по теме...........................................................................


Тема 2 Нарушения менструального цикла……………………………………………

Краткое содержание по теме.............................................................................

Ситуационные задачи темы..............................................................................

Тема 3 Нейроэндокринные гинекологические синдромы…………………………...

Краткое содержание темы................................................................................

Ситуационные задачи по теме..........................................................................

Тема 4 Инфекционно-воспалительные заболевания половых органов и инфекции,

передающиеся половым путем………………………………………………...

Краткое содержание темы.................................................................................

Ситуационные задачи по теме..........................................................................

Тема 5 Миома матки …………………………………………………………………...

Краткое содержание темы.................................................................................

Ситуационные задачи по теме..........................................................................

Тема 6 Патология эндометрия………………………………………………………....

Краткое содержание темы..................................................................................

Ситуационные задачи по теме...........................................................................

Тема 7 Эндометриоз половых органов………………………………………………...

Краткое содержание темы.................................................................................

Ситуационные задачи по теме...........................................................................

Тема 8 Новообразования яичников (кисты, опухоли, рак яичников)…………...........

Краткое содержание темы..................................................................................

Ситуационные задачи по теме...........................................................................

Тема 9 Злокачественные новообразования матки…………………..............................

Краткое содержание темы...................................................................................

Ситуационные задачи по теме............................................................................

Тема 10 Невоспалительные заболевания шейки матки, влагалища, вульвы………....

Краткое содержание темы...................................................................................

Ситуационные задачи по теме............................................................................

Тема 11 Генитальный пролапс. Расстройства мочеиспускания у женщин……………

Краткое содержание темы...................................................................................

Ситуационные задачи по теме............................................................................

Тема 12 Пороки развития половых органов…………………………………………….

Краткое содержание темы....................................................................................

Тема 13 Состояния в гинекологии, требующие оказания неотложной помощи ……...

Краткое содержание темы...................................................................................

Ситуационные задачи по теме

Тема 14 Бесплодный брак…………………………………………………………………..


Краткое содержание темы.....................................................................................

Ситуационные задачи по теме..............................................................................

Тема 15 Методы контрацепции…………………………………………………………….

Краткое содержание темы.....................................................................................

Ситуационные задачи по теме..............................................................................

Краткие эталоны ответов к ситуационным задачам по гинекологии………………….....

Список рекомендуемой литературы……………………….................................................

Предисловие


В основе подготовки будущего врача лежит приобретение им теоретических знаний, практических умений и навыков, формирование профессиональных компетенций. Модернизация образования, использование новых педагогических технологий повышают эффективность подготовки врача. Для улучшения образовательного процесса весьма востребованной формой являются ситуационные и клинические задачи. Работа над ними активизирует самостоятельную работу, позволяет совершенствовать процесс самообразования и самоконтроля.

Учебное пособие «Ситуационные задачи по гинекологии» предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов медицинских ВУЗов, конечная цель которой ориентирована на деятельность - умение решать практические задачи по специальности. Решение ситуационных задач требует от студента активного осмысления реальной ситуации, формирует умение добывать и применять теоретические знания, способствует прочному закреплению этих знаний, выработке умений и навыков по специальности. Решение задач, как форма тренинга, развивает умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи, принимать конкретные самостоятельные решения, т.е. формирует клиническое мышление.

Учебное пособие включает 380 ситуационных задач по основным разделам гинекологии. Задачи сгруппированы в соответствии с тематикой практических занятий. По каждой теме предлагается от 10 до 40 вариантов задач. Ситуационным задачам по каждой теме предшествует небольшой раздел «краткое содержание темы», в котором изложены с современных позиций основные положения темы.

Большинство задач в сборнике - типовые задачи. В этих задачах в краткой форме и достаточном объеме содержится информация о клинической ситуации, анализ и осмысление которой позволяет ответить на поставленные вопросы. Задачи, обозначенные*, - повышенной сложности, содержат неполные сведения о ситуации или касаются сочетанной гинекологической патологии. Эти задачи предназначаются для «продвинутых» студентов, желающих глубже изучить гинекологию. Решение этих задач может быть полезным для клинических интернов, ординаторов, начинающих врачей.

Вопросы и задания к задачам в основном отражают следующие умения: способность оценить состояние пациентки, установить диагноз и обосновать его, составить план обследования, определить лечебную тактику и прогноз заболевания для жизни и специфических функций женщины. Вместе с тем, задания к отдельным задачам содержат теоретические вопросы по эпидемиологии, терминологии, классификации, этиологии и патогенезу заболевания.


К решению ситуационных задач по теме следует приступать только после проработки материала учебника и лекции. Материал в разделах «краткое содержание темы», отражает основные положения по той или иной проблеме гинекологии, однако, знакомства с ним недостаточно для глубокого её изучения и понимания. В процессе решения задач целесообразно возвращаться к учебной литературе, использовать дополнительные источники информации (монографии, руководства, периодические издания).

В конце пособия представлены в краткой форме эталоны решений, позволяющие быстрее сориентироваться в синдромном или нозологическом диагнозе и более целенаправленно и конкретно ответить на вопросы к задаче. Наличие эталонов позволит преподавателю быстрей выбрать необходимые для разбора и обсуждения задачи в соответствии с темой занятия. Издание адресовано, главным образом, для студентов.

Создание ситуационных задач по гинекологии - не простое мероприятие. Большая часть задач составлена на основании реальных клинических случаев и ситуаций, в том числе, имевших место в практической деятельности автора. Хотелось бы надеяться, что пособие окажется полезным как для студентов, так и для преподавателей. Автор примет с благодарностью замечания и предложения, направленные на улучшение пособия.

Сокращения


АБЭ – ацетобелый эпителий

АГС – адреногенитальный синдром

АД – артериальное давление

АМК – аномальные маточные кровотечения

АФС – антифосфолипидный синдром

ВЗОМТ – воспалительные заболевания органов малого таза

ВИН – вульварная интраэпителиальная неоплазия

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВМК – внутриматочный контрацептив

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПГ – вирус простого герпеса

ВПП – вторичные половые признаки

ВПЧ – вирус папилломы человека

ВПР – врожденные пороки развития

ВРТ – вспомогательные репродуктивные технологии

ГГ – генитальный герпес

Гн-РГ – гонадотропин-рилизинг гормон

ГТ- гонадотропины

ГЭ – гиперплазия эндометрия

ГСГ – гистеросальпингография

ГШ – геморрагический шок

ДЭАС – дегидроэпиандростерона сульфат

ДХС – добровольная хирургическая стерилизация

ЗГТ – заместительная гормональная терапия

ЗПР – задержка полового развития

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИППП – инфекции, передаваемые половым путем

ИТШ – инфекционно-токсический шок

КОК – комбинированные оральные контрацептивы

КТ – компьютерная томография

ЛГ – лютеинизирующий гормон

ЛШМ – лейкоплакия шейки матки

МРТ – магнитно-резонансная томография

М-эхо – срединное эхо

НЛФ – недостаточность лютеиновой фазы

НПВС – нестероидные противовоспалительные средства

НМЦ – нарушения менструального цикла

НПР – нарушения полового развития

ППР – преждевременное половое развитие

ОАА – отягощенный акушерский анамнез


ОЦК – объем циркулирующей крови

ОЯ – опухоли яичников

ООЯ – опухолевидные образования яичников

ПВИ – папилломавирусная инфекция

ПГС – постгистерэктомический синдром

ПОН – полиорганная недостаточность

ПМС – предменструальный синдром

ПЦР – полимеразная цепная реакция

ПЭ – перенос эмбриона

РДС – респираторный дистресс-синдром

РМТ – рак маточной трубы

РТМ – рак тела матки

РШМ – рак шейки матки

РЯ – рак яичников

СЗП – свежезамороженная плазма

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

СПКЯ – синдром поликистозных яичников

СТФ – синдром тестикулярной феминизации

ССВР – синдром системной воспалительной реакции

С/б – сердцебиение

СЦТБ – синдром циклических тазовых болей

ТТГ – тиреотропный гормон

УГХ – урогенитальный хламидиоз

УЗИ – ультразвуковое исследование

УПМ – условно-патогенные микроорганизмы

ФСГ – фолликулостимулирующий гормон

ХГЧ – хорионический гонадотропин человека

ЦДК – цветное допплеровское картирование

ЦИН – цервикальная интраэпителиальная неоплазия

ЦМВ – цитомегаловирус

ЦНС – центральная нервная система

ЭГЗ – экстрагенитальные заболевания

ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение

ЭЭ – этинилэстрадиол

17-ОП - гидроксипрогестерон
























Тема 1. Нарушения полового развития девочек


Краткое содержание темы


Нарушения полового развития девочек (НПР) возникают в периоде полового созревания и проявляются: нарушением развития наружных и внутренних половых органов, отклонением от нормы сроков и последовательности появления вторичных половых признаков, нарушением становления менструальной функции.

Эпидемиология и актуальность проблемы НПР

Частота нарушений полового развития у девочек, с учетом стертых форм, составляет 10-15%. НПР представляют риск нарушений специфических функций женщины (менструальной и детородной) в будущем. Своевременная диагностика и правильная коррекция НПР значительно улучшают репродуктивный прогноз и качество жизни женщин.

Этиологические факторы НПР: последствия перинатальных повреждений, органическая патология ЦНС, генетические дефекты, пороки развития половых органов (дисгенезия гонад), влияние неблагоприятных средовых факторов, тяжелая экстрагенитальная патология.

Классификация НПР:

  • преждевременное половое развитие;

  • задержка/отсутствие полового развития;

  • половое развитие по типу стертой вирилизации.


Преждевременное половое развитие/созревание девочек (ППР)

Характерно появление вторичных половых признаков у девочек в возрасте раньше 7-8 лет и менархе – раньше 10 лет. Частота ППС в популяции девочек составляет 0,5%. Диагноз в большинстве случаев устанавливается своевременно.

Классификация ППР: истинное (идиопатическое, обусловленное поражением ЦНС); ложное (изосексуальное, гетеросексуальное); неполное (изолированное телархе, пубархе).