Файл: Арбит.процесс (Раздел 1) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7473

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

116

8.7  Возмещение  убытков,  причиненных  обеспечением 
иска 

 

При наличии встречного обеспечения со стороны истца от-

ветчик  путем  предъявления  такого  иска  может  гарантировать 
возможность  получить  реальное  возмещение  убытков  с  проиг-
равшей стороны. Поэтому при отказе истцу полностью либо час-
тично в иске ответчик вправе предъявить иск о взыскании убыт-
ков,  причиненных  обеспечением  иска,  и  заявить  в  свою  очередь 
ходатайство  об  обеспечении  его  нового  иска  за  счет  средств 
встречного обеспечения по предыдущему делу, пока определение 
о встречном обеспечении не было отменено арбитражным судом. 

Убытки,  причиненные  мерами  обеспечения  иска,  могут 

быть взысканы только в том случае, если они возникли в тот пе-
риод времени, когда действовали меры обеспечения иска, приня-
тые по ходатайству истца. 
 

8.8 Предварительные обеспечительные меры 

 

Предварительные  обеспечительные  меры  могут  применять-

ся до возбуждения дела в арбитражном суде. Цель предваритель-
ных  обеспечительных  мер  заключается  в  более  эффективной  за-
щите прав участников гражданского оборота.  

Обеспечительные меры применяются в рамках уже возбуж-

денного  арбитражного  процесса,  в  связи  с  чем  ответчик  может 
сразу  предпринять  усилия  для  сокрытия  имущества  и  денежных 
средств от взыскания, например, после получения претензии или 
искового  заявления.  Напротив,  предварительные  обеспечитель-
ные  меры  имеют  целью  обеспечить  требование,  которое  еще  не 
оформлено  в  виде  иска,  не  предъявлено  в  арбитражный  суд,  но 
будет  в  течение  определенных  сроков  заявлено  в  виде  искового 
заявления.  Тем  самым  достигается  главный  эффект  предвари-
тельных обеспечительных мер 

− неожиданности для ответчика с 

тем, чтобы гарантировать исполнение будущего иска. 

Кроме  того,  при  явной  неправоте  должника  применение 

предварительных обеспечительных мер может стимулировать его 
на  заключение  внесудебного  мирового  соглашения  и  избавлять 


background image

 

117

суды  от  дел,  которые  могут  быть  разрешены  в  досудебном  по-
рядке. 

Предварительные  обеспечительные  меры  принимаются  без 

вызова другой стороны, судьей арбитражного суда единолично. 

В ч. 3 и 4 ст. 99 АПК сформулированы условия удовлетво-

рения  заявления  об  обеспечении  имущественных  интересов.  К 
ним можно отнести с учетом других положений АПК: 

-  подведомственность  требования,  обеспечить  которое  про-

сит заявитель, арбитражному суду; 

- подача заявления по надлежащей подсудности; 
- внесение встречного обеспечения со стороны заявителя; 
-  приведение  доказательств,  свидетельствующих  о  затруд-

нительности или невозможности в будущем исполнить судебный 
акт арбитражного суда после возбуждения арбитражного процес-
са, о необходимости предотвратить значительный ущерб заявите-
лю; 

-  соразмерность  обеспечительной  меры  требованию  заяви-

теля. 

В ч. 5 ст. 99 АПК устанавливается срок, который не может 

превышать 15-ти  дней,  для  предъявления  иска.  При  этом  арбит-
ражный суд обязан отменить по собственной инициативе обеспе-
чение, если иск в указанные сроки не был предъявлен (ч. 8 ст. 99 
АПК).  

Меры  предварительного  обеспечения  требований  в  случае 

предъявления иска в арбитражный суд приобретают качество мер 
обеспечения иска, и в дальнейшем к условиям их оспаривания и 
отмены применяются все общие правила гл. 8 АПК. 
 
  

8.8 Обеспечение исполнения судебных актов 

 

Исполнение  судебных  актов  осуществляется  на  стадии  ис-

полнительного производства, поэтому обеспечительные меры со-
храняют  свою  силу  до  приведения  решения  в  исполнение  после 
его вступления в законную силу. Если истец не заявлял ходатай-
ства  о  применении  обеспечительных  мер  в  процессе  судебного 
разбирательства,  он  может  заявить  ходатайство  об  обеспечении 
исполнения решения, которое будет разрешаться в соответствии с 
ч. 2 ст. 168 АПК при принятии решения арбитражным судом.  


background image

 

118

Если  истец  не  воспользовался  в  судебном  процессе  правом 

заявить  ходатайство  о  применении  обеспечительных  мер,  то  в 
исполнительном производстве в соответствии с Федеральным за-
коном  "Об  исполнительном  производстве"  применяются  меры 
обеспечения принудительного исполнения, практически схожие с 
обеспечительными  мерами  по  АПК,  но  осуществляемые  судеб-
ным приставом-исполнителем. Однако правила обеспечения иска 
не  могут  применяться  в  исполнительном  производстве,  посколь-
ку здесь уже идет речь не об обеспечении иска, а вступившего в 
законную  силу  решения  в  соответствии  с  регламентом  другого 
федерального закона 

− Федерального закона "Об исполнительном 

производстве". 
 


background image

 

119

Тема

 9 

 

Понятие

 

и

 

виды

 

судебных

 

расходов

 

 

9.1 Понятие судебных расходов 

 

В соответствии со ст.101 АПК судебные расходы состоят из 

государственной  пошлины  и  судебных  издержек,  связанных  с 
рассмотрением дела арбитражным судом.  

Уплата судебных расходов является обязательным условием 

для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в ар-
битражном процессе.  

Судебные  расходы  регламентируются  целым  рядом  источ-

ников:  гл. 9 АПК,  НК,  Законом  РФ  "О  государственной  пошли-
не",  Инструкцией  Государственной  налоговой  службы  РФ  от 15 
мая 1996 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации 
"О  государственной  пошлине"  и  постановлением  Пленума  Выс-
шего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некото-
рых  вопросах  применения  арбитражными  судами  законодатель-
ства Российской Федерации о государственной пошлине". 

Судебные расходы можно определить как денежные суммы, 

уплачиваемые  участниками  процесса  в  ходе  рассмотрения  дела 
арбитражным судом и имеющие целью полное или частичное по-
крытие  средств,  которые  необходимы  для  осуществления  право-
судия. 

Различие  между  государственной  пошлиной  и  издержками, 

связанными с рассмотрением дела арбитражным судом, заключа-
ется в следующем. Государственная пошлина представляет собой 
фиксированный  в  Федеральном  законе  "О  государственной  по-
шлине" платеж, уплачиваемый в доход государства (федерально-
го бюджета) при совершении определенных процессуальных дей-
ствий  в  арбитражном  суде.  Судебные  издержки  носят  больше 
компенсационный  характер  и  уплачиваются  в  связи  с  необходи-
мостью несения сторонами различных расходов по ходу ведения 
дела. При этом и государственная пошлина, и судебные издержки 
в конечном счете распределяются между лицами, участвующими 
в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела. 
 


background image

 

120

9.2 Правовое регулирование судебных расходов 

 

Правовое регулирование судебных расходов в арбитражном 

(как и гражданском) процессе преследует несколько целей. 

Во-первых, судебная система достаточно затратна, в связи с 

чем  возникает  необходимость  компенсации  расходов  на  ее  со-
держание. В эти расходы помимо заработной платы и материаль-
но-технического обеспечения судебной деятельности входят рас-
ходы на оплату услуг представителей, на возмещение затрат, свя-
занных с экспертизами, вызовом в суд свидетелей, переводчиков, 
и т.д. 

Однако  при  этом  между  уплачиваемой  государственной 

пошлиной и расходами на финансирование судебной системы нет 
взаимосвязи.  Арбитражные  суды  являются  федеральными  суда-
ми, они финансируются из федерального бюджета.  

Во-вторых,  правовое  регулирование  института  судебных 

расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в 
суды с явно необоснованными требованиями, а также может сти-
мулировать  должников  в  гражданском  обороте  на  исполнение 
своих обязательств под угрозой возмещения в случае удовлетво-
рения иска всех судебных расходов. 

С одной стороны, государственная пошлина является разно-

видностью федеральных налогов. C другой стороны, на установ-
ление  размеров  государственной  пошлины  оказывают  влияние 
социальные  функции  правосудия,  необходимость  обеспечить 
доступ  к  правосудию  в  сфере  предпринимательской  и  иной  эко-
номической деятельности (п. 2 ст. 2 АПК). 

Именно необходимостью обеспечить социальные функции и 

доступ  к  правосудию  объясняется  наличие  правила  ч. 4 ст. 102 
АПК,  согласно  которому  арбитражный  суд,  исходя  из  имущест-
венного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить 
или  рассрочить  уплату  им  государственной  пошлины  либо 
уменьшить ее размер. 
 

9.3 Понятие государственной пошлины 

 

В  соответствии  со  ст.1  Федерального  закона  "О  государст-

венной  пошлине"  под  государственной  пошлиной  понимается