ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8404
Скачиваний: 6
136
Согласно п. 4 ст. 45 Федерального закона о третейских су-
дах заявление о выдаче исполнительного листа может быть вы-
дано не позднее трех лет со дня окончания срока для доброволь-
ного исполнения решения третейского суда. В Законе о междуна-
родном коммерческом арбитраже такие сроки подачи заявления
не оговорены.
18.4.2 Требования к заявлению о выдаче исполнительного
листа на принудительное исполнение решения третейского
суда
Заявление о выдаче исполнительного листа на принуди-
тельное исполнение решения третейского суда подается в пись-
менной форме и должно быть подписано лицом, в пользу которо-
го принято решение, или его представителем.
В заявлении должны быть указаны:
1. наименование арбитражного суда, в который подается за-
явление;
2. наименование и состав третейского суда, принявшего ре-
шение, место его нахождения;
3. наименование сторон третейского разбирательства, их
место нахождения или место жительства;
4. дата и место принятия решения третейского суда;
5. требование заявителя о выдаче исполнительного листа на
принудительное исполнение решения третейского суда.
К заявлению прилагаются:
1. надлежащим образом заверенное подлинное решение тре-
тейского суда или его надлежащим образом заверенная копия;
2. подлинное соглашение о третейском разбирательстве или
его надлежащим образом заверенная копия;
3. документ, подтверждающий уплату государственной по-
шлины;
4. документ, подтверждающий направление копии заявле-
ния о выдаче исполнительного листа на принудительное испол-
нение решения третейского суда другой стороне третейского раз-
бирательства;
5. доверенность или иной документ, подтверждающие пол-
номочия лица, на подписание заявления.
137
18.4.3 Порядок рассмотрения заявлений о выдаче
исполнительного листа на принудительное исполнение
решения третейского суда
Согласно ст. 238 АПК судья вправе, но не обязан истребо-
вать из третейского суда все материалы дела, по которому ис-
прашивается исполнительный лист. Необходимость истребования
всего дела может определяться характером возражений должни-
ка, которые могут потребовать исследования большего круга до-
кументов.
Рассмотрение заявления происходит в состязательной фор-
ме, поскольку должник вправе приводить доказательства, свиде-
тельствующие о том, что:
1. третейское соглашение недействительно по основаниям,
предусмотренным федеральными законами;
2. сторона третейского разбирательства не была должным
образом уведомлена об избрании третейских судей либо о тре-
тейском разбирательстве, либо по уважительным причинам не
могла представить третейскому суду свои объяснения;
3. решение третейского суда принято по спору, не преду-
смотренному третейским соглашением, или не подпадающему
под его условия;
4. состав третейского суда или процедура третейского раз-
бирательства не соответствовали соглашению сторон;
5. решение еще не стало обязательным для сторон или было
отменено либо его исполнение было приостановлено.
Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного
листа на принудительное исполнение решения третейского суда,
если установит, что:
1. спор не может быть предметом третейского разбиратель-
ства в соответствии с федеральным законом;
2. решение третейского суда нарушает основополагающие
принципы российского права.
Кроме указанных случаев, арбитражный суд может отказать
в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение
решения международного коммерческого арбитража по основа-
138
ниям, предусмотренным международным договором России и
федеральным законом о международном коммерческом арбитра-
же.
18.5 Производство по делам о признании и приведении в
исполнение решений иностранных судов и иностранных
арбитражных решений
18.5.1 Признание и приведение в исполнение решений
иностранных судов и иностранных арбитражных решений
В ст. 241 АПК определены общие условия признания и при-
ведения в исполнение решений иностранных судов и иностран-
ных арбитражных решений.
Взыскателю, получившему благоприятное для него решение
иностранного суда или арбитража, необходимо решить две зада-
чи. Первая заключается в том, чтобы на условиях, определенных
в международных договорах, соглашениях, национальном зако-
нодательстве страны, где испрашивается исполнение, получить
разрешение на его признание и исполнение от компетентного су-
да. Вторая
− касается реального исполнения решения в рамках
национального исполнительного производства, которое регули-
руется в России нормами Федерального закона "Об исполнитель-
ном производстве".
Взыскатель в случае, если должник обладает имуществом на
территориях нескольких государств, может обратиться за при-
знанием и приведением в исполнение решения в суды различных
стран.
Согласно ч. 1 ст. 241 АПК выделяются следующие основа-
ния для признания и исполнения решений иностранных судов и
арбитражей.
Во-первых, международный договор, когда принудительное
исполнение решения иностранного суда или арбитража в другом
государстве возможно только на основании двустороннего или
международного договора Российской Федерации.
139
Отсутствие договора приводит по общему правилу к невоз-
можности исполнения решения иностранного суда в России и
решений российских судов за рубежом.
Во-вторых, допущение исполнения решения иностранного
суда и арбитража на началах взаимности, когда и при отсутствии
специального дву- или многостороннего договора решение ино-
странного суда и арбитража будет исполнено при условии его со-
ответствия определенным требованиям и соблюдении процедуры
получения разрешения на исполнение.
Правовые режимы признания и исполнения решений ино-
странных судов и арбитражей различаются следующим образом.
Во-первых, исполнение решения иностранного суда как вы-
несенного российским судом, без каких-либо оговорок. Такой
национальный режим исполнения в настоящее время предусмот-
рен Соглашением между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов ар-
битражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов
Республики Беларусь, ратифицированным Россией 11 июля 2002
г. N 90-ФЗ, а Беларусью
− 13 июня 2002 г. N 109-З. Согласно ст. 1
данного Соглашения судебные акты компетентных судов не нуж-
даются в специальной процедуре признания и исполняются в та-
ком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на
основании исполнительных документов судов, принявших реше-
ние. Исполнительные документы подписываются судьей, скреп-
ляются печатью, представляются на русском языке и не требуют
легализации.
Во-вторых, исполнение решения иностранного суда при об-
легченной процедуре его проверки, по ходатайству заинтересо-
ванной стороны, с исследованием возможных возражений долж-
ника. Такой порядок установлен, в частности, Киевским согла-
шением между государствами СНГ, подписавшими его.
В-третьих, обращение в суд государства по месту исполне-
ния с ходатайством о принудительном исполнении в рамках оп-
ределенной правовой процедуры, в которой рассматривается как
заявление взыскателя, так и возражения должника, получившей
название экзекватуры. Данная процедура применяется в отноше-
ниях между государствами, которые, как правило, не связаны
140
общим экономическим пространством и имеют существенные
различия в содержании правовых систем. Такой порядок уста-
новлен Конвенцией 1958 г. в отношении арбитражных решений,
многими двусторонними договорами нашей страны о правовой
помощи и правовых отношениях с другими государствами, на-
пример, с Италией и Испанией.
В-четвертых, можно выделить еще один порядок признания
и исполнения иностранных решений, имея в виду специфику
особого вида решений, обращенных против государства.
Речь идет о решениях некоторых международных судов и
арбитражей, образованных и действующих на основе междуна-
родных соглашений и договоров.
В качестве примера можно привести решения Европейского
суда по правам человека, которые исполняются непосредственно
на территориях государств-членов Совета Европы. Принудитель-
ное исполнение решения Европейского суда по правам человека,
например при выплате денежной компенсации истцу со стороны
соответствующего государства, обеспечивается международными
обязательствами государств, которые в принципе, под угрозой
приостановления их членства в Совете Европы либо исключения
из данной организации, обязаны исполнять решения данного су-
да.
Объект исполнения решений иностранных судов и ино-
странных арбитражей определен в ст. 241 АПК следующим обра-
зом.
Во-первых, это решения судов иностранных государств,
принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осу-
ществлении предпринимательской и иной экономической дея-
тельности. Соответственно, другие решения иностранных судов,
имеющие иной предмет, например из семейных и наследствен-
ных правоотношений, признаются и приводятся в принудитель-
ное исполнение судами общей юрисдикции.
Во-вторых, решения третейских судов и международных
коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях ино-
странных государств по спорам и иным делам из предпринима-
тельской и иной экономической деятельности.