ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5274
Скачиваний: 66
46
Глава 7. Правовая основа информационной безопасности
[11]
О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред.
от 02.07.2013).
[12]
О рекламе : федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
[13]
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви-
тию : федер. закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
[14]
О связи : федер. закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
[15]
Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне :
указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 03.10.2014).
[16]
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв.
Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895).
Глава 8
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
8.1 Конституционные основы свободы массовой
информации
Институтом массовой информации регулируются информационные отноше-
ния, связанные с производством и распространением массовой информации. Сво-
бода поиска, получения и распространения информации и идей любыми сред-
ствами и независимо от государственных границ является основным принципом
информационных отношений в современном обществе. Этот принцип закреплен
в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в ст. 10 Конвен-
ции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 19 Международного пакта
о гражданских и политических правах.
В России правовую основу института массовой информации составляют нор-
мы статьи 29 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инфор-
мацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государ-
ственную тайну, определяется федеральным законом. Данная норма означает, что
производство любых видов информации, в том числе и массовой, открыто. Ограни-
чения в распространении информации могут вводиться только федеральным законом.
Ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации содержит две взаимосвязанные
нормы: первой устанавливается гарантия свободы массовой информации, второй
запрещается цензура. Таким образом, свободу массовой информации необходимо
рассматривать в качестве гарантии идеологического и политического многообразия
в Российской Федерации.
48
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
Нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие ответственность
должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жиз-
ни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и пре-
подавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость засе-
даний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства
(ч. 1 ст. 123), также можно рассматривать в качестве конституционных гарантий
свободы массовой информации.
Непосредственное отношение к институту массовой информации имеет право-
вая норма, закрепленная в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы
подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применя-
ются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя-
занности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения».
Это означает необходимость официального опубликования законов, в том чис-
ле и средствами массовой информации, на всех уровнях их принятия. Офици-
альное опубликование является обязательной предпосылкой применения любого
принимаемого в Российской Федерации закона. Не должны применяться неопуб-
ликованные официально законы. Неопубликованные официально законы являются
недействующими, и их нормы не могут применяться правоприменителями в силу
прямого запрета Конституции.
8.2 Особенности регулирования информационных
отношений, возникающих при производстве,
распространении и потреблении массовой
информации в Российской Федерации
Основным актом, регулирующим информационные отношения в сфере массо-
вой информации, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой
информации». Остальные нормативные акты, регулирующие отношения в рассмат-
риваемой сфере, должны издаваться в соответствии с данным Законом.
Закон РФ «О средствах массовой информации» применяется в отношении средств
массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых
за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Рос-
сийской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без
гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом
РФ «О средствах массовой информации», наравне с организациями и гражданами
Российской Федерации, если иное не установлено законом.
К источникам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотно-
шений относятся также международные нормативные акты. К ним, в частности,
относятся:
• Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
• Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.;
8.2 Особенности регулирования информационных отношений в РФ
49
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
1966 г.;
• Хартия свободы печати (Лондон, 16 января 1987 г.);
• Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах
мира 1936 г.
Ряд международных актов был заключен в рамках Содружества Независимых
Государств:
• Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой
информации государства-участника Содружества Независимых Государств
в других государствах Содружества (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.);
• решение о Концепции формирования информационного пространства Со-
дружества Независимых Государств (Москва, 18 октября 1996 г.);
• Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации
(Астана, 20 сентября 2002 г.).
Нормы, касающиеся деятельности средств массовой информации, содержатся
и в двусторонних актах, заключенных Российской Федерацией с другими государ-
ствами. При этом, если межгосударственным договором, заключенным Российской
Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой
информации иные правила, чем установленные Законом РФ «О средствах массо-
вой информации», применяются правила межгосударственного договора.
Ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» расширяет положения
ст. 29 Конституции Российской Федерации о свободе массовой информации. В со-
ответствии с данной статьей не подлежат ограничениям:
• поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
• учреждение средств массовой информации, владение, пользование и рас-
поряжение ими;
• изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств
и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства
и распространения продукции средств массовой информации.
Исключения из данного правила должны быть предусмотрены законодатель-
ством Российской Федерации о средствах массовой информации. Ряд ограничений
содержится в ст. 4 Закона «О средствах массовой информации». Кроме того, огра-
ничен доступ к конфиденциальной информации, информации, составляющей го-
сударственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Федеральному закону «Об информации, информацион-
ных технологиях и о защите информации» конфиденциальность
информации — обязательное для выполнения лицом, получившим
доступ к определенной информации, требование не передавать та-
кую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Закон РФ «О средствах массовой информации» также конкретизирует консти-
туционные положения о запрете цензуры. Законом запрещена как предварительная
50
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
цензура (требование предварительно согласовывать сообщения и материалы), так
и последующая (наложение запрета на распространение сообщений и материалов,
их отдельных частей). Не являются цензурой случаи, когда должностное лицо,
требующее предварительного согласования текста сообщения или материала, яв-
лялось его автором либо интервьюируемым. Кроме того, требование обязательного
предварительного согласования материалов или сообщений может быть законным,
если оно исходит от главного редактора. Как указано в Постановлении Пленума
Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами
Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» законность
подобного требования, исходящего от учредителя средства массовой информации,
зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе редакции или заме-
няющем его договоре. Следует отличать от цензуры и приостановление деятельно-
сти СМИ судом по иску регистрирующего органа о признании свидетельства о его
регистрации недействительным.
В соответствии с законом не допускается создание и финансирование органи-
заций, учреждений, органов или должностей по осуществлению цензуры.
Необходимо отметить, что законодательством все же предусмотрены случаи,
когда допускается временное введение цензуры. Так, возможность ограничения
свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях
чрезвычайного положения (пункт «б» ст. 12 Федерального конституционного за-
кона «О чрезвычайном положении») и военного положения (подпункт 14 пункта 2
ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении»).
Законом РФ «О средствах массовой информации» установлен не только запрет
цензуры, но и запрет злоупотребления свободой массовой информации. Закрепле-
ны следующие виды злоупотреблений:
• использование средств массовой информации для совершения уголовно на-
казуемых деяний;
• разглашение сведений, составляющих государственную или иную специ-
ально охраняемую законом тайну;
• распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществ-
лению террористической деятельности, публично оправдывающих терро-
ризм, других экстремистских материалов;
• распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ на-
силия и жестокости.
Законом запрещается использование специальных скрытых вставок и иных
технических приемов и способов распространения информации, воздействующих
на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье или просто
оказывающих вредное влияние на здоровье людей. Особую актуальность проблема
использования скрытых вставок приобрела в сфере производства и распростране-
ния рекламы.
При распространении информации об общественном объединении или иной
организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиоз-
ных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято всту-
пившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по ос-
нованиям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстре-