ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5284
Скачиваний: 66
7.1 Понятие информационной безопасности
41
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под информационной безопасностью Российской Федерации
понимается состояние защищенности ее национальных инте-
ресов в информационной сфере, определяющихся совокупностью
сбалансированных интересов личности, общества и государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Данное определение закреплено в Доктрине информационной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г. Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации представляет собой сово-
купность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направле-
ния обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина
служит основой:
• для формирования государственной политики в области обеспечения ин-
формационной безопасности Российской Федерации;
• подготовки предложений по совершенствованию правового, методическо-
го, научно-технического и организационного обеспечения информацион-
ной безопасности Российской Федерации;
• разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации.
В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных инте-
ресов Российской Федерации в информационной сфере:
• соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в об-
ласти получения информации и пользования ею;
• информационное обеспечение государственной политики Российской Фе-
дерации, связанное с доведением до российской и международной обще-
ственности достоверной информации о государственной политике Россий-
ской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событи-
ям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан
к открытым государственным и информационным ресурсам;
• развитие современных информационных технологий, отечественной инду-
стрии информации и т. п.;
• защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обес-
печение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Феде-
рации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
Так, к правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирую-
щих отношения в информационной сфере, и нормативных методических докумен-
тов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Информационная безопасность занимает особое место в системе обществен-
ной и национальной безопасности. Информационная безопасность не существу-
ет и не может существовать сама по себе, она обеспечивается комплексом раз-
личных средств: технических, экономических, организационных, правовых. Пра-
42
Глава 7. Правовая основа информационной безопасности
вовые средства достижения информационной безопасности достаточно разнооб-
разны, поскольку информационная безопасность обеспечивается нормами многих
отраслей права.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об инфор-
мации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты
информации являются:
• обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтоже-
ния, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, рас-
пространения, а также от иных неправомерных действий в отношении та-
кой информации;
• соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
• реализация права на доступ к информации.
Фактически задача информационной безопасности государства состоит в том,
чтобы обеспечить такое правовое регулирование информационной инфраструкту-
ры, при котором граждане, коллективы, органы власти могли бы принимать управ-
ленческие решения и добиваться их реализации сообразно целям, направленным
на развитие общества в целом.
7.2 Правовая защита интересов личности,
общества и государства от нарушения порядка
распространения информации
Интересы личности, общества и государства в информационной сфере закреп-
лены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации кон-
ституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использо-
вание информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятель-
ности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите
информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении ин-
тересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового соци-
ального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в ду-
ховном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании усло-
вий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для
реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области по-
лучения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости кон-
ституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поли-
тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении
законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного междуна-
родного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информацион-
ной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней
политики государства по обеспечению информационной безопасности.
7.2 Правовая защита интересов личности, общества
и государства от нарушения порядка распространения информации
43
Правовая основа обеспечения информационной безопасности основана в первую
очередь на нормах Конституции РФ, Федерального закона «О безопасности» и Док-
трины информационной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспе-
чение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде слу-
чаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации,
относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 71 Конституции РФ среди предметов ведения Российской Федерации
устанавливает оборону и безопасность, а ст. 72 относит обеспечение общественной
безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации уточнены
основные элементы организационной основы системы обеспечения информацион-
ной безопасности Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Со-
вет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы ис-
полнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создавае-
мые Президентом и Правительством Российской Федерации, органы исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие
в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении
задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина,
касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей
государства в условиях информатизации.
В ст. ст. 22 и 23 Конституции РФ содержатся нормы, провозглашающие ос-
новные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной жизни ли-
ца без его согласия. На органы государственной власти возлагается обязанность
обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Гражданским кодексом РФ установлено понятие «банковская тайна», Феде-
ральный закон «О связи» на основании Конституции Российской Федерации дает
понятие «тайна связи» и определяет круг лиц, допущенных к ней и обеспечиваю-
щих ее соблюдение.
Вопросы правового регулирования работы с персональными данными затро-
нуты в Федеральных законах «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об
оперативно-розыскной деятельности», Законах Российской Федерации «О государ-
ственной тайне», «О средствах массовой информации», «О полиции», в законода-
тельстве о выборах.
44
Глава 7. Правовая основа информационной безопасности
7.3 Структура правового регулирования отношений
в области информационной безопасности.
Основные направления обеспечения
информационной безопасности
Структура правового регулирования отношений в области информационной
безопасности предопределяется структурой самого информационного законода-
тельства, уделяется особое внимание вопросам защищенности объектов правового
регулирования исходя из требований информационной безопасности.
Правовое регулирование информационной безопасности формируется на осно-
ве информационных правоотношений, охватывающих все направления деятельно-
сти субъектов информационной сферы. Они охватывают все области информаци-
онной сферы, всех субъектов и объектов правоотношений. Нормативное правовое
обеспечение информационной безопасности закрепляется в системе нормативных
правовых актов, образующих его внешнюю форму.
Субъектами правоотношений в области информационной безопасности высту-
пают как граждане (физические лица) и организации, так и государство в целом,
а также государственные органы.
В качестве отдельных сфер обеспечения информационной безопасности выде-
ляют правовое регулирование отношений:
• в области массовой информации;
• в области библиотечного дела;
• в области архивов;
• в области государственной тайны;
• в области коммерческой тайны;
• в области персональных данных.
На основе анализа Доктрины информационной безопасности Российской Фе-
дерации можно выделить три основных направления правовой защиты объектов
в информационной сфере:
1) защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
информационного суверенитета и целостности государства от угроз воз-
действия вредной, опасной информации, от сокрытия информации об опас-
ности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения
порядка распространения информации;
2) защита информации и информационных ресурсов ограниченного доступа
от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия;
3) защита информационных прав и свобод в информационной сфере.
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 7
45
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Что такое «информационная безопасность»?
2. Правовая основа обеспечения информационной безопасности.
3. Основные составляющие национальных интересов Российской Федерации
в информационной сфере.
4. Методы обеспечения информационной безопасности.
5. Субъекты и объекты правоотношений в области информационной безопас-
ности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.
[5]
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.
[6]
Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
[7]
Об архивном деле в Российской Федерации : федер. закон от 22.10.2004
N 125-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
[8]
О библиотечном деле : федер. закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от
02.07.2013).
[9]
О государственной тайне : закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от
21.12.2013).
[10]
О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ.