Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5273

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Глава 6. Автоматизированная система «Выборы»

«О Положении об обеспечении безопасности информации в Государственной авто-
матизированной системе Российской Федерации «Выборы», Постановлением ЦИК
России «Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизиро-
ванной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет».

В соответствии с законом право доступа к информационным ресурсам ГАС

«Выборы», содержащим персональные данные, имеют:

1) члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, чле-

ны избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных,
территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работ-
ники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использова-
ние ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения
ими своих должностных или служебных обязанностей;

2) граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

3) должностные лица органов государственной власти, государственных ор-

ганов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой инфор-
мации предусмотрен федеральными законами.

Доступ к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональ-

ные данные граждан Российской Федерации и иную конфиденциальную инфор-
мацию, пользователями системы и специалистами ГАС «Выборы» осуществляется
в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, определенных
должностным регламентом.

Порядок рассмотрения письменных мотивированных запросов, полученных от

должностных лиц органов государственной власти, государственных органов, ор-
ганов местного самоуправления о предоставлении персональных данных, а также
порядок их предоставления указанным лицам устанавливается Постановлением
ЦИК России. Гражданам, запрашивающим персональные данные о себе, указан-
ные сведения предоставляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Порядок предоставления персональных данных определяется Поста-
новлением ЦИК России и при строгом соблюдении требований по обеспечению
защиты персональных данных от любых неправомерных действий в отношении
таких данных. Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех
уровней, не содержащим персональных данных и иной конфиденциальной инфор-
мации, имеют члены ЦИК России, работники Аппарата ЦИК России и ФЦИ.

Законодательством Российской Федерации за нарушение правил защиты ин-

формационных ресурсов ГАС «Выборы» при их использовании предусмотрена
уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Порядок доступа к информационным ресурсам установлен Инструкцией по

организации доступа к персональным данным и иной конфиденциальной инфор-
мации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной ав-
томатизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной По-
становлением ЦИК России от 03.11.2003 N 49/463-4.

Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством при-

менения организационных и технических мер защиты, а также посредством осу-
ществления контроля за использованием ГАС «Выборы». С целью определения
единого порядка организации работы по обеспечению безопасности информации


background image

6.2 Регулирование отношений в области
эксплуатации и использования ГАС «Выборы»

37

при ее обработке в ГАС «Выборы» разработано Положение об обеспечении без-
опасности информации в Государственной автоматизированной системе Россий-
ской Федерации «Выборы». Развитие безопасности информации в ГАС «Выборы»
осуществляется в соответствии с Концепцией развития безопасности информации
в ГАС «Выборы», одобренной ЦИК России.

Целью обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» является:

• защита информации в условиях возможного случайного или преднамерен-

ного воздействия на информацию, обрабатываемую в ГАС «Выборы», либо
при попытках несанкционированного доступа к ней;

• обеспечение достоверности информации, передаваемой по каналам связи

в ГАС «Выборы»;

• сочетание защищенности информации в ГАС «Выборы» с открытостью си-

стемы и доступностью информации, содержащейся в информационных ре-
сурсах ГАС «Выборы», в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации;

• защита информации в ГАС «Выборы» организационными и техническими

мерами от несанкционированного доступа, в том числе и по каналам связи,
а также от воздействия в целях уничтожения, искажения или блокирования
доступа к содержащимся в ГАС «Выборы» сведениям;

• обеспечение прав граждан на неразглашение их персональных данных.

Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается средствами защи-

ты информации и комплексом организационных, технических и правовых мер. Ос-
новными мерами защиты в соответствии с Федеральным законом «О Государствен-
ной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» являются:

1) сертификация ГАС «Выборы», а также средств ее защиты в порядке, уста-

новленном федеральным законодательством;

2) применение сертифицированных специальных программных средств и ли-

цензионных программных средств общего назначения, а также сертифици-
рованных технических средств и средств связи;

3) исключение несанкционированного доступа к ГАС «Выборы»;

4) обеспечение подлинности и целостности информации в ГАС «Выборы»;

5) защита информации при ее передаче по сетям связи;

6) специальная всесторонняя проверка готовности ГАС «Выборы» и ее фраг-

ментов перед подготовкой и проведением выборов и референдума;

7) применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной до-

кументации;

8) организация и проведение работ по обеспечению сохранности и работо-

способности комплексов средств автоматизации;

9) подготовка работников, подтвержденная сертификатом о праве эксплуата-

ции комплекса средств автоматизации;

10) установление ответственности за нарушение правил использования и экс-

плуатации ГАС «Выборы» и ее фрагментов.


background image

38

Глава 6. Автоматизированная система «Выборы»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Что такое ГАС «Выборы»? Что входит в состав ГАС «Выборы»?

2. Сферы использования ГАС «Выборы».

3. Правовая основа ГАС «Выборы».

4. Основные принципы ГАС «Выборы».

5. Основные меры защиты ГАС «Выборы».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.

[2]

Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.

[3]

Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.

[4]

Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.

[5]

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.

[6]

О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации
«Выборы» : федер. закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014).

[7]

Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

[8]

Об электронной подписи : федер. закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от
28.06.2014).

[9]

О Положении об организации единого порядка использования, эксплуата-
ции и развития Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях референ-
дума : постановление ЦИК России от 29.12.2009 N 187/1312-5 (ред. от
26.12.2012).


background image

Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 6

39

[10]

Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов го-
лосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения
результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с ис-
пользованием Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской
Федерации : постановление ЦИК России от 17.08.2011 N 26/255-6 (ред. от
16.02.2012).

[11]

О Положении об обеспечении безопасности информации в Государствен-
ной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : по-
становление ЦИК России от 23.07.2003 N 19/137-4 (ред. от 28.02.2007).

[12]

Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизиро-
ванной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет : по-
становление ЦИК России от 25.05.2011 N 12/130-6 (ред. от 12.09.2012).

[13]

О Перечне персональных данных и иной конфиденциальной информации,
обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной ав-
томатизированной системы Российской Федерации «Выборы», и организа-
ции доступа к этим сведениям : постановление ЦИК России от 03.11.2003
N 49/463-4 (ред. от 19.11.2008).


background image

Глава 7

ПРАВОВАЯ ОСНОВА

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1 Понятие информационной безопасности

Понятие информационной безопасности — одно из базовых в информационном

праве. Родовым по отношению к нему является понятие безопасности в целом.
Общепринято понимать под безопасностью состояние защищенности от какого-
либо негативного воздействия. Федеральный закон «О безопасности» не только не
дает определения безопасности, но и не определяет перечень объектов. В широ-
ком смысле безопасность является сложной системой противодействия различным
факторам, направленным на ухудшение существующего положения или осложне-
ние функционирования определенных структур. Поэтому можно говорить о таких
видах безопасности, как личная, национальная, военная, экономическая, производ-
ственная, социальная, экологическая, информационная, международная и т. п.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,

утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. N 537, закреплено поня-
тие национальной безопасности. В соответствии с данной Стратегией националь-
ная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные
права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, терри-
ториальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону
и безопасность государства. В рамках информационной безопасности можно вы-
делять информационную безопасность личности, общества, государства. В то же
время национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспече-
ния информационной безопасности, и с постоянным развитием информационных
отношений эта зависимость будет возрастать.