ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5275
Скачиваний: 66
56
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
формирования и ведения лицензирующим органом реестра лицензий на телевизи-
онное вещание, радиовещание».
Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составля-
ет десять лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении
о предоставлении лицензии при его подаче. Установлена возможность продления
срока действия лицензии на вещание. Законом закреплен порядок приостановле-
ния, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
Необходимо отметить, что для приостановления действия лицензии на вещание
предусматривается больше оснований, чем для приостановления действия боль-
шинства других лицензий, а лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом
требований законодательства о СМИ строже, чем обычный лицензионный кон-
троль.
Распространение массовой информации обеспечивается и путем запрещения
создания искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио-, теле-
программ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем
создания искусственных помех влечет административную ответственность в соот-
ветствии со ст. 13.18 КоАП РФ.
Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены случаи опре-
деленного ограничения самостоятельности редакции средства массовой информа-
ции: некоторые сообщения редакция средства массовой информации обязана пуб-
ликовать независимо от своей воли. Перечень обязательных сообщений закреплен
в ст. 35 данного закона.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 8
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Источники, регулирующие информационные отношения в сфере массовой
информации.
2. Виды злоупотреблений свободой массовой информации.
3. Кто осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства
Российской Федерации о порядке освещения деятельности органов госу-
дарственной власти в государственных СМИ?
4. Назовите основные источники, публикация в которых считается официаль-
ным опубликованием соответствующего правового акта.
5. Что понимается под «распространением продукции средства массовой ин-
формации»?
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 8
57
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 8
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.
[5]
Тимошенко В. А. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1
«О средствах массовой информации» (постатейный) / В. А. Тимошенко,
А. Б. Cмушкин // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
[6]
Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» (поста-
тейный) / Е. А. Моргунова [и др.]; под ред. В. В. Погуляева. — 2-е изд., пе-
рераб. и доп. — М. : Юстицинформ, 2005. — 208 с.
[7]
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.
[8]
О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред.
от 02.07.2013).
[9]
О порядке освещения деятельности органов государственной власти
в государственных средствах массовой информации : федер. закон от
13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
[10]
О рекламе : федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
[11]
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви-
тию : федер. закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
[12]
О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци-
онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собра-
ния : федер. закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012).
[13]
О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Россий-
ской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти : указ Пре-
зидента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 02.02.2013).
[14]
О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов : указ
Президента РФ от 05.04.1994 N 662 (ред. от 17.11.2011).
58
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
[15]
Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радио-
каналах : указ Президента РФ от 24.06.2009 N 715 (ред. от 11.08.2014).
[16]
О государственной информационной системе в области средств массовой
информации (вместе с «Правилами создания и функционирования госу-
дарственной информационной системы в области средств массовой ин-
формации») : постановление Правительства РФ от 26.01.2012 N 24.
[17]
Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов
иностранных средств массовой информации на территории Российской
Федерации : постановление Правительства РФ от 13.09.1994 N 1055 (ред.
от 07.06.2002).
[18]
О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства Россий-
ской Федерации со средствами массовой информации : постановление
Правительства РФ от 03.05.1995 N 448.
[19]
О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (вместе
с «Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовеща-
ния») : постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025.
[20]
Об утверждении Положения об аккредитации журналистов при Министер-
стве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации : приказ
Минкультуры РФ от 25.01.2006 N 33.
[21]
Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведе-
нию государственного контроля и надзора за соблюдением законодатель-
ства Российской Федерации о средствах массовой информации : распоря-
жение Роскомнадзора от 29.06.2012 N 21.
[22]
Об утверждении порядка формирования и ведения лицензирующим орга-
ном реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание : приказ
Роскомнадзора от 15.03.2012 N 189.
[23]
О практике применения судами Закона Российской Федерации «О сред-
ствах массовой информации» : постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 15.06.2010 N 16 (ред. от 09.02.2012).
Глава 9
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
9.1 Особенности информационных
правоотношений, возникающих при производстве,
распространении и потреблении библиотечной
информации
Библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные
функции, являются одним из ключевых элементов культурной, образовательной
и информационной инфраструктуры страны. Институт библиотечного дела явля-
ется одним из направлений правового регулирования информационных отношений
в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу
библиотечной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ
«О библиотечном деле» библиотечное дело — отрасль инфор-
мационной, культурно-просветительской и образовательной дея-
тельности, в задачи которой входят создание и развитие сети
библиотек, формирование и обработка их фондов, организация
библиотечного, информационного и справочно-библиографическо-
го обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров ра-
ботников библиотек, научное и методическое обеспечение разви-
тия библиотек.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правовой основой этой деятельности являются нормы ч. 4 ст. 29 и ст. 44 Кон-
ституции РФ. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле вклю-
60
Глава 9. Правовое регулирование библиотечного дела
чает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный за-
кон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним федеральные за-
коны и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
библиотечного дела.
Принципы деятельности библиотек гарантируют права человека, обществен-
ных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к ин-
формации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной
и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятель-
ность.
Субъектами правоотношений в области библиотечного дела выступают госу-
дарство, библиотеки, граждане, предприятия, учреждения и организации, физиче-
ские и юридические лица, которые пользуются услугами библиотек или предо-
ставляют документы для комплектования библиотек.
9.2 Правовое положение библиотек
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиотека — информационное, культурное, образовательное уч-
реждение, располагающее организованным фондом документов
и предоставляющее их во временное пользование физическим
и юридическим лицам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным под-
разделением предприятия, учреждения, организации.
Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уров-
ней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Правом на создание библиотеки на территории Российской Федерации обладает
любое юридическое или физическое лицо. Учредитель библиотеки утверждает ее
устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-
техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее
юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности
библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библио-
текой и ее учредителями, порядок управления библиотекой.
В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются
следующие основные виды библиотек:
1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной вла-
сти, в том числе:
• федеральные библиотеки;
• библиотеки субъектов Российской Федерации;
• библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнитель-
ной власти;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправ-
ления;