Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5276

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

8.3 Освещение деятельности органов государственной
власти средствами массовой информации

51

мистской деятельности», необходимо указывать на то, что соответствующее обще-
ственное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность
запрещена.

Определенные ограничения связаны с распространением информации о нарко-

тических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Особые правила
предусмотрены к порядку сбора информации журналистами на территории (объ-
екте) проведения контртеррористической операции, а также к освещению контр-
террористической операции.

8.3 Освещение деятельности органов
государственной власти средствами массовой
информации

Открытость информации органов государственной власти можно рассматри-

вать как принцип демократического общества. Согласно Доктрине информацион-
ной безопасности Российской Федерации информационное обеспечение государ-
ственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской
и международной общественности достоверной информации о государственной
политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значи-
мым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граж-
дан к открытым государственным информационным ресурсам является одной из
составляющих национальных интересов Российской Федерации в информацион-
ной сфере. Посредством освещения деятельности государственных органов обес-
печивается доступ граждан к государственному управлению.

Отношения, возникающие в этой сфере, регулируются Федеральным законом

«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государ-
ственных средствах массовой информации». Данный закон является частью зако-
нодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Сообщения для средств массовой информации распространяются по инициати-

ве государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции и могут содержать анонсы предстоящих событий, сообщения о прошедших ме-
роприятиях и сообщения справочного характера. Сообщения для средств массовой
информации готовятся пресс-службами органов государственной власти Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пресс-службы ведут аудио-
и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской
Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации и его Президиума. Для таких записей устанавливается бес-
срочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В целях оперативного распространения информации в соответствии со ст. 48

Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция СМИ имеет право по-
дать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган обществен-
ного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Правила аккреди-
тации устанавливаются органами, организациями и учреждениями самостоятельно
и обычно закрепляются в соответствующих Положениях об аккредитации.


background image

52

Глава 8. Правовое регулирование информационных

отношений в области массовой информации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В качестве примера можно привести Приказ Судебного департамента при Вер-

ховном Суде РФ от 09.04.2002 N 41 «Об утверждении Положения об аккредитации
представителей средств массовой информации при Судебном департаменте при
Верховном Суде Российской Федерации», Приказ Минкультуры РФ от 25.01.2006
N 33 «Об утверждении Положения об аккредитации журналистов при Министер-
стве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, со-

вещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами,
организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения
о проведении закрытого мероприятия. Отказ в аккредитации, лишение аккредита-
ции или нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы
в судебном порядке.

Особый порядок аккредитации предусмотрен для иностранных журналистов.

Он установлен Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 г. «Об утвержде-
нии Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств
массовой информации на территории Российской Федерации».

Ряд сообщений и материалов федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,
установленном законом «О порядке освещения деятельности органов государствен-
ной власти в государственных средствах массовой информации», подлежит обя-
зательному распространению государственными средствами массовой информа-
ции. Прежде всего это относится к обращениям и заявлениям Президента Россий-
ской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Рос-
сийской Федерации, трансляция которых предусмотрена соответствующими фе-
деральными органами государственной власти. Также законом установлена обя-
занность государственных аудиовизуальных средств массовой информации преду-
сматривать в публицистических, информационных и информационно-аналитиче-
ских программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и ра-
диослушателей о деятельности федеральных органов государственной власти. Еще
одной обязанностью государственных аудиовизуальных средств массовой инфор-
мации является оказание выступающему Президенту Российской Федерации, де-
путату Совета Федерации, депутату Государственной Думы, Председателю Пра-
вительства Российской Федерации, заместителю Председателя Правительства Рос-
сийской Федерации или федеральному министру профессиональной помощи, вклю-
чая предэфирную подготовку и техническое обеспечение. Предэфирная подготовка
определяется технологией создания передач, поэтому к ней, в частности, относит-
ся редактирование материалов.

Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федера-

ции о порядке освещения деятельности органов государственной власти в госу-
дарственных средствах массовой информации в настоящее время осуществляет-
ся Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания, Федеральным


background image

8.4 Опубликование в средствах массовой
информации нормативных правовых актов

53

агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральной службой по над-
зору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

8.4 Опубликование в средствах массовой
информации нормативных правовых актов

Основные нормы, регулирующие отношения в области опубликования норма-

тивных правовых актов, содержатся в Федеральном законе от 14 июня 1994 г.
«О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных
законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные

конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собра-
ния, которые официально опубликованы.

Данным законом установлены сроки официального опубликования федераль-

ных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания РФ. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы
подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подпи-
сания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания
публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные до-
говоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно
с федеральными законами об их ратификации. Важность официального опублико-
вания указанных актов в том, что они вступают в силу по истечении десяти дней
после дня их официального опубликования, если самими законами или актами па-
лат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Перечень источников, публикация в которых полного текста федерального кон-

ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания
РФ считается официальным опубликованием соответствующего правового акта,
также определен в законе. К таким источникам относятся «Парламентская га-
зета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации»
и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Кроме того, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в си-

лу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе-
дерального Собрания» регламентирует издание «Собрания законодательства Рос-
сийской Федерации», определяет правовой статус «Парламентской газеты» и пра-
вовой статус Официального интернет-портала правовой информации.

Положения, связанные с официальным опубликованием федеральных законов,

закреплены и в Указе Президента РФ от 05.04.1994 г. «О порядке опубликования
и вступления в силу Федеральных законов». В частности, указом закреплено, что
федеральные законы помимо официального опубликования передаются для внесе-
ния в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный
банк данных правовой информации).

Порядок официального опубликования иных федеральных нормативных пра-

вовых актов установлен Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опуб-
ликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра-


background image

54

Глава 8. Правовое регулирование информационных

отношений в области массовой информации

вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти».

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъек-

тов Российской Федерации, перечень источников, публикация в которых полного
текста таких актов считается официальным опубликованием, устанавливается со-
ответствующим законом субъекта Российской Федерации.

8.5 Распространение массовой информации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под распространением продукции средства массовой информа-
ции 
Закон РФ «О средствах массовой информации» понимает
продажу, подписку, доставку, раздачу периодического печатного
издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телекана-
ла, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), веща-
ние телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно
телеканала, радиоканала, демонстрацию кинохроникальной про-
граммы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные спо-
собы распространения
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Распространение продукции средств массовой информации по подписке обладает

значительной спецификой, поэтому оно регулируется специальным нормативным
актом — Правилами распространения периодических печатных изданий по подпис-
ке, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759.

Законом разграничивается коммерческое и некоммерческое распространение

продукции средств массовой информации. Коммерческое распространение являет-
ся возмездным. Некоммерческое распространение должно осуществляться безвоз-
мездно. Экземпляры такой продукции должны быть снабжены пометкой «Бесплат-
но». Так, Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 «Об общероссийских
обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» регулируется деятель-
ность общероссийских общедоступных телеканалов и радиоканалов. На настоя-
щий момент Указ предусматривает девять общероссийских общеобязательных, об-
щедоступных телеканалов и три радиоканала. Основная задача таких каналов —
получение населением социально значимой информации. Общероссийские обяза-
тельные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для
распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для
потребителей.

Не считается распространением демонстрация видеозаписей программ, а так-

же снятие единичных копий с них, если при этом:

• не взимается плата прямо или косвенно;

• демонстрация осуществляется в жилых помещениях.

Запрещены ограничения розничной продажи периодических печатных изданий

за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О средствах массовой
информации».


background image

8.5 Распространение массовой информации

55

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Случаи ограничения предусмотрены в ст. 36 «Распространение ре-
кламы» и ст. 37 «Эротические издания».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

При этом свобода распространения продукции печатных изданий может быть

ограничена собственником места, помещения или иного объекта, не являющегося
общедоступным. Указанные ограничения не могут считаться ограничением свобо-
ды массовой информации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается толь-

ко после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
В отношении печатного издания разрешение осуществляется путем подписания
оригинал-макета. Разрешение на выход в эфир дается, как правило, путем поста-
новки программы в сетку вещания.

Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной

программы определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъ-
ятие, а также уничтожение тиража или его части допускается только по вступив-
шему в силу решению суда.

В ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» закреплены переч-

ни сведений, которые должны содержать каждый выпуск периодического печат-
ного издания, а также каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной
программы. За выпуск (изготовление) или распространение продукции средства
массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных,
а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными предусмотрена
административная ответственность. Данная ответственность установлена ст. 13.22
КоАП РФ.

Законом определена периодичность объявления названия теле- или радиопро-

граммы, теле-, радиоканала при трансляции, а также обязанность при каждом вы-
ходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм сообщать об ограничении их распро-
странения. Кроме того, телепрограммы и кинохроникальные программы должны
сопровождаться знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от ин-
формации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Телевизионное вещание и радиовещание в соответствии с Федеральным законом

«О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом РФ «О средствах
массовой информации» подлежит лицензированию. Порядок лицензирования дан-
ной деятельности закреплен Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г.
N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий

орган заявление и документы, указанные в частях первой и второй статьи 31.2
Закона РФ «О средствах массовой информации». Лицензирование телевизионного
вещания и радиовещания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфе-
ре связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Данная Служба
также ведет реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание в соответ-
ствии с Приказом Роскомнадзора от 15.03.2012 г. N 189 «Об утверждении порядка