ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5276
Скачиваний: 66
8.3 Освещение деятельности органов государственной
власти средствами массовой информации
51
мистской деятельности», необходимо указывать на то, что соответствующее обще-
ственное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность
запрещена.
Определенные ограничения связаны с распространением информации о нарко-
тических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Особые правила
предусмотрены к порядку сбора информации журналистами на территории (объ-
екте) проведения контртеррористической операции, а также к освещению контр-
террористической операции.
8.3 Освещение деятельности органов
государственной власти средствами массовой
информации
Открытость информации органов государственной власти можно рассматри-
вать как принцип демократического общества. Согласно Доктрине информацион-
ной безопасности Российской Федерации информационное обеспечение государ-
ственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской
и международной общественности достоверной информации о государственной
политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значи-
мым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граж-
дан к открытым государственным информационным ресурсам является одной из
составляющих национальных интересов Российской Федерации в информацион-
ной сфере. Посредством освещения деятельности государственных органов обес-
печивается доступ граждан к государственному управлению.
Отношения, возникающие в этой сфере, регулируются Федеральным законом
«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государ-
ственных средствах массовой информации». Данный закон является частью зако-
нодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Сообщения для средств массовой информации распространяются по инициати-
ве государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции и могут содержать анонсы предстоящих событий, сообщения о прошедших ме-
роприятиях и сообщения справочного характера. Сообщения для средств массовой
информации готовятся пресс-службами органов государственной власти Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пресс-службы ведут аудио-
и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской
Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации и его Президиума. Для таких записей устанавливается бес-
срочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В целях оперативного распространения информации в соответствии со ст. 48
Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция СМИ имеет право по-
дать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган обществен-
ного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Правила аккреди-
тации устанавливаются органами, организациями и учреждениями самостоятельно
и обычно закрепляются в соответствующих Положениях об аккредитации.
52
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В качестве примера можно привести Приказ Судебного департамента при Вер-
ховном Суде РФ от 09.04.2002 N 41 «Об утверждении Положения об аккредитации
представителей средств массовой информации при Судебном департаменте при
Верховном Суде Российской Федерации», Приказ Минкультуры РФ от 25.01.2006
N 33 «Об утверждении Положения об аккредитации журналистов при Министер-
стве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, со-
вещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами,
организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения
о проведении закрытого мероприятия. Отказ в аккредитации, лишение аккредита-
ции или нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы
в судебном порядке.
Особый порядок аккредитации предусмотрен для иностранных журналистов.
Он установлен Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 г. «Об утвержде-
нии Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств
массовой информации на территории Российской Федерации».
Ряд сообщений и материалов федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,
установленном законом «О порядке освещения деятельности органов государствен-
ной власти в государственных средствах массовой информации», подлежит обя-
зательному распространению государственными средствами массовой информа-
ции. Прежде всего это относится к обращениям и заявлениям Президента Россий-
ской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Рос-
сийской Федерации, трансляция которых предусмотрена соответствующими фе-
деральными органами государственной власти. Также законом установлена обя-
занность государственных аудиовизуальных средств массовой информации преду-
сматривать в публицистических, информационных и информационно-аналитиче-
ских программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и ра-
диослушателей о деятельности федеральных органов государственной власти. Еще
одной обязанностью государственных аудиовизуальных средств массовой инфор-
мации является оказание выступающему Президенту Российской Федерации, де-
путату Совета Федерации, депутату Государственной Думы, Председателю Пра-
вительства Российской Федерации, заместителю Председателя Правительства Рос-
сийской Федерации или федеральному министру профессиональной помощи, вклю-
чая предэфирную подготовку и техническое обеспечение. Предэфирная подготовка
определяется технологией создания передач, поэтому к ней, в частности, относит-
ся редактирование материалов.
Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федера-
ции о порядке освещения деятельности органов государственной власти в госу-
дарственных средствах массовой информации в настоящее время осуществляет-
ся Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания, Федеральным
8.4 Опубликование в средствах массовой
информации нормативных правовых актов
53
агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральной службой по над-
зору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
8.4 Опубликование в средствах массовой
информации нормативных правовых актов
Основные нормы, регулирующие отношения в области опубликования норма-
тивных правовых актов, содержатся в Федеральном законе от 14 июня 1994 г.
«О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных
законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные
конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собра-
ния, которые официально опубликованы.
Данным законом установлены сроки официального опубликования федераль-
ных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания РФ. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы
подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подпи-
сания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания
публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные до-
говоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно
с федеральными законами об их ратификации. Важность официального опублико-
вания указанных актов в том, что они вступают в силу по истечении десяти дней
после дня их официального опубликования, если самими законами или актами па-
лат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Перечень источников, публикация в которых полного текста федерального кон-
ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания
РФ считается официальным опубликованием соответствующего правового акта,
также определен в законе. К таким источникам относятся «Парламентская га-
зета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации»
и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Кроме того, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в си-
лу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе-
дерального Собрания» регламентирует издание «Собрания законодательства Рос-
сийской Федерации», определяет правовой статус «Парламентской газеты» и пра-
вовой статус Официального интернет-портала правовой информации.
Положения, связанные с официальным опубликованием федеральных законов,
закреплены и в Указе Президента РФ от 05.04.1994 г. «О порядке опубликования
и вступления в силу Федеральных законов». В частности, указом закреплено, что
федеральные законы помимо официального опубликования передаются для внесе-
ния в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный
банк данных правовой информации).
Порядок официального опубликования иных федеральных нормативных пра-
вовых актов установлен Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опуб-
ликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра-
54
Глава 8. Правовое регулирование информационных
отношений в области массовой информации
вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти».
Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъек-
тов Российской Федерации, перечень источников, публикация в которых полного
текста таких актов считается официальным опубликованием, устанавливается со-
ответствующим законом субъекта Российской Федерации.
8.5 Распространение массовой информации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под распространением продукции средства массовой информа-
ции Закон РФ «О средствах массовой информации» понимает
продажу, подписку, доставку, раздачу периодического печатного
издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телекана-
ла, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), веща-
ние телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно
телеканала, радиоканала, демонстрацию кинохроникальной про-
граммы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные спо-
собы распространения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Распространение продукции средств массовой информации по подписке обладает
значительной спецификой, поэтому оно регулируется специальным нормативным
актом — Правилами распространения периодических печатных изданий по подпис-
ке, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759.
Законом разграничивается коммерческое и некоммерческое распространение
продукции средств массовой информации. Коммерческое распространение являет-
ся возмездным. Некоммерческое распространение должно осуществляться безвоз-
мездно. Экземпляры такой продукции должны быть снабжены пометкой «Бесплат-
но». Так, Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 «Об общероссийских
обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» регулируется деятель-
ность общероссийских общедоступных телеканалов и радиоканалов. На настоя-
щий момент Указ предусматривает девять общероссийских общеобязательных, об-
щедоступных телеканалов и три радиоканала. Основная задача таких каналов —
получение населением социально значимой информации. Общероссийские обяза-
тельные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для
распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для
потребителей.
Не считается распространением демонстрация видеозаписей программ, а так-
же снятие единичных копий с них, если при этом:
• не взимается плата прямо или косвенно;
• демонстрация осуществляется в жилых помещениях.
Запрещены ограничения розничной продажи периодических печатных изданий
за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О средствах массовой
информации».
8.5 Распространение массовой информации
55
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Случаи ограничения предусмотрены в ст. 36 «Распространение ре-
кламы» и ст. 37 «Эротические издания».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При этом свобода распространения продукции печатных изданий может быть
ограничена собственником места, помещения или иного объекта, не являющегося
общедоступным. Указанные ограничения не могут считаться ограничением свобо-
ды массовой информации.
Распространение продукции средства массовой информации допускается толь-
ко после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
В отношении печатного издания разрешение осуществляется путем подписания
оригинал-макета. Разрешение на выход в эфир дается, как правило, путем поста-
новки программы в сетку вещания.
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной
программы определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъ-
ятие, а также уничтожение тиража или его части допускается только по вступив-
шему в силу решению суда.
В ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» закреплены переч-
ни сведений, которые должны содержать каждый выпуск периодического печат-
ного издания, а также каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной
программы. За выпуск (изготовление) или распространение продукции средства
массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных,
а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными предусмотрена
административная ответственность. Данная ответственность установлена ст. 13.22
КоАП РФ.
Законом определена периодичность объявления названия теле- или радиопро-
граммы, теле-, радиоканала при трансляции, а также обязанность при каждом вы-
ходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм сообщать об ограничении их распро-
странения. Кроме того, телепрограммы и кинохроникальные программы должны
сопровождаться знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от ин-
формации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Телевизионное вещание и радиовещание в соответствии с Федеральным законом
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом РФ «О средствах
массовой информации» подлежит лицензированию. Порядок лицензирования дан-
ной деятельности закреплен Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г.
N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий
орган заявление и документы, указанные в частях первой и второй статьи 31.2
Закона РФ «О средствах массовой информации». Лицензирование телевизионного
вещания и радиовещания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфе-
ре связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Данная Служба
также ведет реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание в соответ-
ствии с Приказом Роскомнадзора от 15.03.2012 г. N 189 «Об утверждении порядка