ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5271
Скачиваний: 66
6.1 Нормативная основа регулирования отношений в области
создания, эксплуатации и использования ГАС «Выборы»
31
ГАС «Выборы» функционирует с 1995 г. С 1996 г. она использовалась при
подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федераль-
ного Собрания РФ, на выборах органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и на выборах органов местного самоуправления, а также при
проведении референдумов регионального уровня. Но при этом специальный феде-
ральный закон, регулирующий отношения, возникающие при использовании ГАС
«Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуата-
ции и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использованием задач,
не связанных с выборами и референдумом, был принят только в 2002 году. За
время своего существования ГАС «Выборы» дважды подвергалась модернизации:
в 2002–2004 годах и в 2008–2012 годах.
Правовой основой использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»
являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный за-
кон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-
ской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Со-
брания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации»,
«О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выбо-
ры», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,
«Об электронной подписи», иные федеральные законы, указы Президента Россий-
ской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, норматив-
ные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований
согласно Положению об организации единого порядка использования, эксплуата-
ции и развития Государственной автоматизированной системы Российской Феде-
рации «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях референдума также яв-
ляются правовой основой рассматриваемых отношений.
Федеральный закон «О ГАС «Выборы» был принят с целью обеспечения зако-
нов, составляющих законодательство о выборах и референдумах. Это значит, что
указанные законы по отношению к ФЗ «О ГАС «Выборы» обладают большей юри-
дической силой и, соответственно, положения ФЗ «О ГАС «Выборы» не должны
противоречить указанным нормативно-правовым актам.
Большое значение для регулирования отношений по использованию, эксплу-
атации и развитию ГАС «Выборы» имеют акты Центральной избирательной ко-
миссии Российской Федерации. Данный орган является государственным заказчи-
ком ГАС «Выборы», определяющим требования к использованию, эксплуатации
и развитию ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами. Так, ЦИК
РФ были утверждены Положение об организации единого порядка использования,
эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Россий-
ской Федерации «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях референдума,
Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автома-
тизированной системе Российской Федерации «Выборы», Инструкция по разме-
щению данных Государственной автоматизированной системы Российской Феде-
рации «Выборы» в сети Интернет. Акты по вопросам использования ГАС «Вы-
боры» в пределах своей компетенции издают избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации.
32
Глава 6. Автоматизированная система «Выборы»
В соответствии с Концепцией развития Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы» до 2016 года целями развития ГАС
«Выборы» являются улучшение характеристик системы и расширение ее функций,
обеспечивающих повышение эффективности деятельности избирательных комис-
сий Российской Федерации, расширение возможности граждан Российской Феде-
рации по реализации их избирательных прав и контроля общественности за ходом
избирательного процесса и подведением итогов голосования.
Основными направлениями и задачами развития ГАС «Выборы» являются:
• повышение надежности функционирования ГАС «Выборы»;
• совершенствование средств и методов обеспечения безопасности инфор-
мации;
• расширение функциональных возможностей ГАС «Выборы»;
• улучшение характеристик общего и специального программного обеспече-
ния ГАС «Выборы»;
• интеграция ГАС «Выборы» с другими информационно-коммуникационны-
ми системами;
• развитие избирательных технологий, повышение прозрачности избиратель-
ного процесса, обеспечение контроля за соблюдением законности и преду-
преждения нарушений в ходе голосования.
Таким образом, многие направления развития ГАС «Выборы» связаны в боль-
шей степени с информационным, а не с избирательным законодательством.
6.2 Регулирование отношений в области
эксплуатации и использования Государственной
автоматизированной системы «Выборы»
Структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий.
В состав ГАС «Выборы» входят:
1) комплекс средств автоматизации Центральной избирательной комиссии Рос-
сийской Федерации;
2) комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Рос-
сийской Федерации;
3) комплексы средств автоматизации муниципальных, окружных, территори-
альных избирательных комиссий.
Основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»
закреплены в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной систе-
ме Российской Федерации «Выборы». К ним относятся:
1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной об-
работке информации о них;
2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий
референдума при использовании ГАС «Выборы»;
6.2 Регулирование отношений в области
эксплуатации и использования ГАС «Выборы»
33
3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о хо-
де и результатах выборов и референдума;
4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Вы-
боры» органов государственной власти, государственных органов, органов
местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций,
которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться
в данные процессы;
5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами ис-
пользования и эксплуатации ГАС «Выборы»;
6) обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении вы-
боров и референдума, недопустимость использования для этих целей вме-
сто ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных
технологий;
7) обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с от-
крытостью системы и доступностью информации, содержащейся в инфор-
мационных ресурсах ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными за-
конами;
8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием
ГАС «Выборы»;
9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сер-
тифицированных специализированных программно-технических средств
и средств связи ГАС «Выборы»;
10) недопустимость подключения ГАС «Выборы» к информационно-телеком-
муникационной сети Интернет;
11) недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при
проведении выборов и референдума к иным информационным системам
и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы».
Единый порядок использования, эксплуатации и развития Государственной ав-
томатизированной системы Российской Федерации «Выборы» устанавливается в це-
лях единообразного использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» в из-
бирательных комиссиях, комиссиях референдумов всех уровней при подготовке
и проведении выборов и референдума, обеспечении деятельности избирательных
комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с вы-
борами, референдумом. Данный порядок установлен Постановлением ЦИК Рос-
сии от 29.12.2009 N 187/1312-5 «О Положении об организации единого порядка
использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной си-
стемы Российской Федерации «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях
референдума».
ГАС «Выборы» используется при подготовке и проведении выборов и рефе-
рендумов всех уровней, проводимых в Российской Федерации, в соответствии со
сведениями о планируемых избирательных кампаниях и референдумах на год. Све-
дения формируются не позднее 30 ноября текущего года на основании данных,
представляемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации не
позднее 15 ноября текущего года, и прилагаются к Плану.
34
Глава 6. Автоматизированная система «Выборы»
Эксплуатация ГАС «Выборы» осуществляется в целях обеспечения устойчи-
вого функционирования системы при использовании избирательными комиссия-
ми, комиссиями референдума. Она организуется в соответствии с Положением по
обеспечению безопасности информации в ГАС «Выборы», утверждаемым ЦИК
России, Положением о сервисном обслуживании ГАС «Выборы» и эксплуатацион-
ной документацией на систему. Контроль за соблюдением единого порядка исполь-
зования, эксплуатации ГАС «Выборы» и назначение члена ЦИК России, осуществ-
ляющего координацию деятельности по эксплуатации, развитию ГАС «Выборы»
и контроль по ее использованию, осуществляет ЦИК России.
ФЦИ при ЦИК России обеспечивает организацию контроля за соблюдением
единого порядка использования, эксплуатации ГАС «Выборы» посредством авто-
матизированного сбора и обработки информации:
• о действиях избирательных комиссий и комиссий референдума при подго-
товке и проведении выборов, референдума;
• о техническом состоянии и составе комплексов средств автоматизации ГАС
«Выборы» и подсистемы связи и передачи данных.
Размещение данных ГАС «Выборы» в сети Интернет регламентировано Поста-
новлением ЦИК России «Об Инструкции по размещению данных Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет.
Инструкция устанавливает порядок, объем и технологию выполнения работ в Цен-
тральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комис-
сиях субъектов Российской Федерации при размещении данных Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в информационно-
телекоммуникационной сети общего пользования Интернет как в период проведе-
ния избирательных кампаний, кампаний референдумов различных уровней, так
и в период между ними.
Размещение информации ЦИК России и ИКСРФ осуществляется на сайте ЦИК
России (www.cikrf.ru) и на официальных сайтах ИКСРФ в сети Интернет. Установ-
лены формы и сроки размещения информации. В частности, Инструкцией закреп-
лены следующие сроки размещения информации:
• сведения о референдуме Российской Федерации — в день официального
опубликования соответствующего решения в средствах массовой инфор-
мации;
• сведения об общей сумме средств, поступивших в фонды референдума
и израсходованных из них, — не реже одного раза в две недели и не позднее
чем через одни сутки после их передачи в СМИ;
• предварительные сведения об участии граждан в референдуме Российской
Федерации — по мере введения в ГАС «Выборы», но не позднее чем через
два часа после наступления отчетного времени;
• данные о предварительных итогах референдума Российской Федерации
и сводная таблица предварительных итогов референдума Российской Фе-
дерации — по мере введения в ГАС «Выборы», не ранее окончания голосо-
вания на территории Российской Федерации, но не позднее чем через одни
сутки после окончания голосования;
6.2 Регулирование отношений в области
эксплуатации и использования ГАС «Выборы»
35
• сведения о выборах Президента Российской Федерации — в день офици-
ального опубликования соответствующего решения в СМИ;
• результаты выборов и сводная таблица результатов выборов Президента
Российской Федерации — в день передачи данных для официального опуб-
ликования в СМИ;
• сведения о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Со-
брания Российской Федерации — в день официального опубликования со-
ответствующего решения в СМИ;
• результаты выборов и сводная таблица результатов выборов депутатов Го-
сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — в день
направления данных для официального опубликования в СМИ.
ГАС «Выборы» и фрагменты ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными
законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комис-
сии Российской Федерации могут использоваться не только для решения задач,
связанных с выборами и референдумом. Так, в соответствии со ст. 5 Федераль-
ного закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции
в Российской Федерации» списки кандидатов в присяжные заседатели составля-
ются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований
отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федера-
ции на основе персональных данных об избирателях, входящих в информацион-
ные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федера-
ции «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.
Специальным учреждением, обеспечивающим использование, эксплуатацию
и развитие ГАС «Выборы», является Федеральный центр информатизации при
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Учредителем цен-
тра является Российская Федерация, а его руководитель назначается на должность
и освобождается от должности Председателем Центральной избирательной комис-
сии Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комис-
сией Российской Федерации.
Особо регламентирован правовой режим информационных ресурсов ГАС «Вы-
боры», а также право доступа к ним. Информационные ресурсы ГАС «Выборы»
независимо от уровня и способа их формирования и использования являются го-
сударственной собственностью. При этом они могут относиться к федеральным
информационным ресурсам, информационным ресурсам совместного ведения или
ресурсам субъекта Российской Федерации.
Так, информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные дан-
ные, независимо от уровня и способа их формирования, являются федеральными
информационными ресурсами. Данные информационные ресурсы формируются,
хранятся и используются в условиях конфиденциальности в порядке, установ-
ленном Федеральным законом «О Государственной автоматизированной системе
Российской Федерации «Выборы», Федеральным законом «О персональных дан-
ных», Постановлением ЦИК России «О Перечне персональных данных и иной
конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автомати-
зации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Вы-
боры», и организации доступа к этим сведениям», Постановлением ЦИК России