Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8491
Скачиваний: 25
156
ностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных нацио-
нальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в
отношении прежде всего саамов.
12.4 Федеративное государство
Термин «федерация» происходит от латинского слова foederatio – объ-
единение, союз. Это сложное государство. В отличие от унитарного государ-
ства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-
территориальных единиц, составными частями федерации являются государ-
ственные образования.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Части федерации называются по-разному: штаты (США, Индия и др.),
земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны
(Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т. д. Обобщенно их обычно называют субъек-
тами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными
конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю
(например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия),
существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или
союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла), феде-
ральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государ-
ства, занимающие особое положение (США).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Федерации образуются либо в результате договора между независимыми
государствами, осознавшими необходимость государственного объединения
для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в
субъекты федераций, либо вследствие присоединения к государству террито-
рий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в
результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего
уровня и приобретения ими государствоподобных черт. В зависимости от этого
различаются договорные и конституционные федерации. Эти формы могут пе-
реходить одна в другую либо в том или ином виде сочетаться.
Деление федераций на указанные две группы в современных условиях
имеет преимущественно исторический характер. После распада социалистиче-
ских федераций не стало конституций, где говорится о суверенитете субъектов
157
и о праве выхода. Подавляющее большинство федераций основаны фактически
на принципах автономии составных частей. Единственным исключением явля-
ется конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава фе-
дерации, но это право сформулировано не как право штатов, а как право нацио-
нальностей.
С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные
федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые
субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ). Иных тер-
риториальных образований в ее составе нет. Абсолютно симметричная федера-
ция предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полно-
мочия. Фактически таких федераций нет. В Германии земли представлены
неодинаково в Бундесрате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представи-
тельство в однопалатном консультативном Национальном собрании.
В большинстве федераций есть особые территориальные образования. Во
всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если не
юридические, то фактические (столичный округ, ассоциированное государство
и т. д.).
В науке и конституционной практике используются три различных под-
хода к структуре федерации: национально-территориальный, территориальный
и комплексно-территориальный. В «чистом» виде ни один из них не применя-
ется, всегда используются несколько факторов, следовательно, имеются эле-
менты комплексного подхода. Речь в данном случае идет о том, какому из фак-
торов придается решающее, доминирующее значение. Подавляющее боль-
шинство федераций в зарубежных странах построено по территориальному
признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть
учтен. Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария построены по
территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались ис-
торические, а иногда экономические или географические факторы.
В марксистско-ленинской концепции федерализма доминирует нацио-
нально-территориальный принцип создания федерации. Это значит, что субъ-
екты федераций должны создаваться по национальному признаку, на террито-
риях, где компактно проживает та или иная этническая группа (в марксистской
теории говорится обычно о нациях). Национально-территориальный принцип
был положен в основу прежней югославской федерации, которая распалась
в 1991 г.; Чехословакии, прекратившей свое существование с 1 января 1993 г.
в связи с разделением на два государства: Чехию и Словакию. В 1993 г. Бельгия
158
была преобразована в федерацию по национально-территориальному принци-
пу. Он использован в конституции Эфиопии 1994 г. В своеобразных условиях
Индии также частично используется этот принцип в форме территориально-
лингвистического подхода к структуре федерации.
В настоящее время в науке и конституционной практике предпочтение
чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. Он предполагает,
что может быть учтен национальный фактор, как в Бельгии, но наряду с этим
используются и все другие факторы: исторические, экономические, географи-
ческие и иные, как в Индии, Пакистане, Малайзии.
Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике –
все штаты, в Танзании – только Занзибар, в Индии свой конституционный за-
кон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у
штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федера-
ций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении
центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты. Эти
парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, напри-
мер, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть – однопалатные).
Парламенты издают местные законы. Субъекты имеют свое правительство (его
глава – губернатор, премьер-министр), могут иметь собственную судебную си-
стему, вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными
судами. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство.
Субъекты федераций представлены в верхней палате федерального пар-
ламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов.
Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от числен-
ности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 – в Бразилии), или
неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорцио-
нально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от
каждого штата в Индии).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В настоящее время конституции не признают права выхода
субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопре-
деления внутри федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят
территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это фе-
деральный округ – столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия
159
со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии), федеральные
территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно
это прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет
переменный состав – служба маяков, метеостанций и т. д.). В США есть так
называемые ассоциированные государства – Пуэрто-Рико, Республика Мар-
шалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау.
Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих консти-
туций не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты, кото-
рые в Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы тре-
буют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют
скорее как совещательные органы при нем. Владения целиком управляются фе-
деральными органами. Ассоциированные государства теоретически независи-
мы (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Мар-
шалловых Островов являются даже членами ООН), но ответственность за их
оборону и внешние сношения несет правительство США, сами они никаких
внешнеполитических акций не осуществляют. Несубъекты федерации за ред-
кими исключениями не представлены в верхней, федеральной палате парламен-
та (в Бразилии и Нигерии они посылают представителей в сенат, но меньшее
число, чем штаты). В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-
комиссара и т. д.) в нижнюю палату парламента с правом совещательного голо-
са.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают ка-
чествами государственности, конституции федеративных госу-
дарств разграничивают предметы ведения федерации и ее субъек-
тов. Существует несколько способов такого разграничения, в
основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:
1) исключительные полномочия федерации; 2) исключитель-
ные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации
и субъектов; 4) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из
перечисленных элементов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Такие способы могут быть сведены к пяти вариантам. Первый способ со-
стоит в том, что конституция устанавливает исключительную компетенцию фе-
дерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетен-
ция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, относящихся
160
к ее исключительному ведению (так была установлена компетенция федерации,
например, в Танзании по конституции 1977 г., перечислявшая 17 вопросов об-
щего значения; таким же образом предусматривает 19 пунктов с подпунктами
конституция Эфиопии 1994 г.). В этом случае дается перечень вопросов, по ко-
торым федеральные органы могут принимать законы. Компетенция федерации
может быть определена и «негативным способом» – путем запрета субъектам
федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К пред-
метам ведения федерации обычно относятся оборона, внешняя политика, авиа-
транспорт, железные дороги, почта, телеграф и др. Только федерация может ре-
гулировать эти вопросы актами, принимаемыми ее органами.
Второй способ разграничения предметов ведения заключается в том, что
устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую
федеральные органы не могут вмешиваться. Это редкий способ размежевания
предметов ведения, и в чистом виде он сейчас не применяется, но как частный
случай наряду с другими используется конституциями США, Швейцарии и не-
которых других стран. Он дает определенные гарантии субъектам от вмеша-
тельства в сферу их ведения со стороны федеральных органов. Однако к веде-
нию субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального
значения.
При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетен-
ции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Часто в конституции
дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко пере-
числены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охаракте-
ризованы в «негативном плане» – говорится, какие меры федерация не вправе
применять по отношению к ее субъектам. В конституции Швейцарии исчерпы-
вающего перечня полномочий ни в одной статье не дается, полномочия феде-
рации и штатов сформулированы казуистично и разбросаны по разным статьям
конституции. При этом особое значение приобретает вопрос об остаточных
полномочиях, не упомянутых ни в том, ни в другом перечне. Поэтому в консти-
туции может содержаться специальная оговорка, согласно которой не назван-
ные в конституции полномочия могут быть отнесены к компетенции либо
федерации, либо ее субъектов. В первом случае это означает огромное расши-
рение полномочий федерации, во втором даются дополнительные полномочия
субъектам, укрепляется их самостоятельность.
Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что
указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная