ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4555
Скачиваний: 9
46
Лекция 9. Избирательное право Российской Федерации
ся избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки, участ-
ки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию
с избирательными комиссиями, комиссиями референдума на основании данных
о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на тер-
ритории избирательного участка. Границы избирательных участков не должны пе-
ресекать границы избирательных округов.
Формирование избирательных комиссий является третьим этапом. Они обес-
печивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществ-
ляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями на территории Рос-
сийской Федерации являются:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) избирательные комиссии муниципальных образований;
4) окружные избирательные комиссии;
5) территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
6) участковые избирательные комиссии.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обя-
зательны для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону
либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вы-
шестоящей комиссией или судом.
Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Важнейший прин-
цип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при
подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы
от органов государственной власти и местного самоуправления. Комиссии обес-
печивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и по-
рядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой
и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, а также о кандида-
тах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших канди-
датов.
Четвертый этап избирательного процесса — выдвижение и регистрация кан-
дидатов. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединени-
ям и блокам, а также лицам в порядке самовыдвижения.
Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии
с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отде-
ление или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соот-
ветствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего
уровня. Избирательный блок — добровольный союз двух или трех избирательных
объединений. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об
этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кан-
дидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения канди-
датов или внесением избирательного залога.
Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандида-
та после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления
о выдвижении. В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в по-
47
рядке и количестве, определяемых законодательством. Подписи могут собираться
только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том
округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Затем производится реги-
страция кандидата или списка кандидатов. Зарегистрированный кандидат обладает
статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами
и несут равные обязанности, а также обладают определенными гарантиями осу-
ществления своей деятельности (не могут быть уволены с работы, привлечены без
согласия прокурора к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты
в судебном порядке административному наказанию и др.).
Предвыборная агитация является пятой стадией избирательного процесса. Го-
сударство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное про-
ведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Пред-
выборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампа-
нии призывы голосовать за или против кандидата; распространение информации
о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью;
описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; иные дей-
ствия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов.
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидата, списка кан-
дидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и созда-
ния соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный
период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня
голосования.
Шестая стадия избирательного процесса — голосование, подсчет голосов, уста-
новление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, рефе-
рендуме проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосова-
ния территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить
избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через СМИ или
иным способом. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц
не допускается.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избиратель-
ной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями изби-
рательных бюллетеней открыто и гласно. В целях исключения возможности фаль-
сификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу по-
сле окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования. Составляются протоколы об итогах голосования участковых,
территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных
комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Рос-
сийской Федерации. На основании данных протоколов об итогах голосования по-
сле предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комис-
сия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе,
субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.
Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, ре-
ферендума осуществляется соответствующей комиссией не позднее чем через один
месяц со дня голосования.
Выборы могут быть признаны соответствующей избирательной комиссией несо-
стоявшимися в определенных законодательством случаях (например, если в них
48
Лекция 9. Избирательное право Российской Федерации
приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки
избирателей).
Соответствующая избирательная комиссия может признать выборы недействи-
тельными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью устано-
вить результаты волеизъявления избирателей; в случае если они признаны недей-
ствительными на определенной части избирательных участков; по решению суда.
Законодательством может быть предусмотрено, что в случае если в бюллетень
было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое
для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная
комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, полу-
чившим наибольшее число голосов избирателей. Если выборы признаны несосто-
явшимися, недействительными либо избранный кандидат не сложил с себя пол-
номочия, несовместимые со статусом депутата, назначаются повторные выборы
в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством.
Ответственность за нарушения избирательных прав граждан. Законом уста-
новлена уголовная, административная либо иная ответственность в соответствии
с федеральными законами — ответственность лиц, которые путем обмана, наси-
лия, угроз подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению
гражданином права избирать и быть избранным. Также подлежат уголовной ответ-
ственности лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации — всенародное голосование
граждан Российской Федерации по вопросам государственного
значения. Референдум наряду со свободными выборами является
высшим непосредственным выражением власти народа.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих
право на участие в референдуме; участники референдума образуют ини-
циативную группу по проведению референдума, которая должна состоять
из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов
Российской Федерации;
2) Конституционному Собранию — в случае принятия проекта новой Консти-
туции Российской Федерации;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотрен-
ных международным договором Российской Федерации.
Референдум назначает Президент Российской Федерации.
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции
Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные пра-
ва и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких
прав и свобод. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован
таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования,
чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась
неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
49
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только
вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совмест-
ном ведении Российской Федерации и ее субъектов, если указанные вопросы не
урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На
местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закреп-
ленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении, продлении срока полномочий, о проведении
досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, при-
остановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государствен-
ные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных
федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении
срока полномочий должностных лиц либо органов, образованных в соот-
ветствии с международным договором Российской Федерации;
6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и измене-
нии внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также
об освобождении от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и без-
опасности населения;
9) об амнистии и о помиловании.
Выделяются обстоятельства, исключающие проведение референдума: в усло-
виях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Россий-
ской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в течение трех меся-
цев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Также Референдум не
проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Го-
сударственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой на
всей территории Российской Федерации, кроме референдума по поводу вопросов,
имеющих особый порядок вынесения.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального
опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ре-
зультатов референдума. Решение, принятое на референдуме, является общеобяза-
тельным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей тер-
ритории Российской Федерации, может быть отменено или изменено не иначе как
путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан
иной порядок отмены или изменения такого решения.
50
Лекция 9. Избирательное право Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 9
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Что такое избирательное право и как данная категория соотносится с кате-
горией избирательной системы?
2) Что такое абсентеизм и каковы его причины?
3) Назовите основные избирательные цензы.
4) В чем состоят особенности пропорциональной системы и в чем ее отличие
от мажоритарной системы?
5) В чем состоят достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональ-
ной избирательных систем?
6) Что такое референдум и какие виды референдума вы знаете?