Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4556

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

9) Российская Федерация являет собой единый рынок: гарантируется един-

ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности.

Важным составляющим конституционно-правового статуса России является ее

территориальное единство. Государство обязано распоряжаться территорией толь-
ко в интересах проживающего на ней населения. Россия — крупнейшее государство
мира, ее территория составляет 17,1 млн км

2

.

Территория Российской Федерации включает в себя: территорию ее субъек-

тов; водное пространство (акватория) — внутренние воды, которые состоят из мор-
ских и неморских вод (воды рек, озер и иных водоемов), и территориальное море
Российской Федерации — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль
(22,224 км); воздушное пространство над территорией России, в том числе воз-
душное пространство над внутренними водами и территориальным морем; недра
в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство
и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.
Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континен-
тальном шельфе (включает в себя морское дно и недра подводных районов, на-
ходящихся за пределами территориального моря Российской Федерации, на всем
протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на рассто-
янии 200 миль от берега) и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации (морское пространство шириной до 200 миль от берега).

Предметы ведения Российской Федерации — это сферы общественной жизни,

отрасли народнохозяйственной деятельности, а также объекты имущества, кото-
рые регулируются органами федеральной государственной власти. Пределы воз-
действия органов государственной власти на предметы ведения определяют уста-
новленные законом полномочия, в которые не вправе вмешиваться органы госу-
дарственной власти субъектов Федерации. По предметам ведения Российской Фе-
дерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, име-
ющие прямое действие на всей территории России.

К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе

с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации,
обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.

Предметы ведения Российской Федерации закреплены в ст. 71 Конституции

Российской Федерации и в общем виде сводятся к следующему:

1) Принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

законов, т. к. только Федерация как суверенное государство вправе устанав-
ливать свои законы, включая основной закон государства — Конституцию
Российской Федерации, и вносить в них изменения.

2) Федеративное устройство и территория Российской Федерации, т. к. имен-

но Федерация определяет состав и границы России.

3) Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав на-

циональных меньшинств — это связано с тем, что защита прав человека
и гражданина является общей обязанностью государственных органов лю-
бого уровня.


background image

42

Лекция 8. Федеративное устройство России

4) Установление системы федеральных органов власти — это является дей-

ственной гарантией создания органов, необходимых для реализации функ-
ций федеративного государства.

5) Государственные органы Российской Федерации определяют принципы и пер-

спективы развития Федерации в сферах государственного, экономического,
экологического, социального, культурного и национального развития Рос-
сийской Федерации.

6) Внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

7) Оборона и безопасность Российской Федерации.

8) Правотворчество в области судоустройства; прокуратуры; уголовного, уго-

ловно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства; ам-
нистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбит-
ражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интел-
лектуальной собственности.

Конституцией закрепляется равноправие всех субъектов Российской Федера-

ции. Основные положения, касающиеся статуса субъекта Российской Федерации,
определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты
Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает,
что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней органи-
зации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус.
Субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой
статус. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их
взаимного согласия.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую
входит конституция (в республиках), уставы (в других субъектах),
законы, подзаконные акты, которые субъекты принимают самосто-
ятельно при условии, что они соответствуют Конституции Россий-
ской Федерации, федеральным законам, находятся в пределах сов-
местного ведения Федерации и ее субъектов или в ведении субъ-
ектов Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к ком-

петенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. Эти вопросы не
требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со
стороны федеральных органов государственной власти. По этим вопросам могут
издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреп-

лены в ст. 72 Конституции Российской Федерации и в общем виде сводятся к сле-
дующему:


background image

Контрольные вопросы по лекции 8

43

1) обеспечение соответствия конституций и нормативно-правовых актов субъ-

ектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и феде-
ральным законам — это обеспечивает создание единого для всей Федерации
правового поля;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, которая в полной мере воз-

можна только тогда, когда в ней участвуют государственные органы феде-
рального уровня и субъектов Федерации, а также органы местного само-
управления;

3) регулирование природопользования; охрана окружающей среды и обеспе-

чение экологической безопасности; осуществление мер по борьбе с ката-
строфами, ликвидация их последствий;

4) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,

жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды;

5) установление общих принципов организации системы органов государ-

ственной власти и местного самоуправления;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Рос-

сийской Федерации, выполнение международных договоров Российской
Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Фе-

дерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти.

У такого субъекта Российской Федерации, как республика, имеются особенно-

сти конституционно-правового статуса. Конституция Российской Федерации опре-
деляет республики как государства, которые вправе иметь свой государственный
язык. Статус республики определяется не только Конституцией Российской Фе-
дерации, но и конституцией самой республики. Граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являют-
ся одновременно и гражданами этой республики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 8

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Каковы основные признаки федеративной формы государственного устройства?

2) В чем принципиальное отличие статуса субъекта федерации от правового

положения административно-территориальной единицы, автономной еди-
ницы?

3) Что такое автономия? В каких странах и почему создаются автономии?

4) В чем состоит принципиальное отличие конфедераций от федераций?


background image

Лекция 9

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

1) Понятие избирательного права.

2) Избирательное право в объективном смысле.

3) Избирательное право в субъективном смысле.

4) Принципы избирательного права.

5) Понятие и стадии избирательного процесса.

6) Референдум Российской Федерации.

Выделяют избирательное право в объективном смысле — система конституци-

онно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с вы-
борами в органы государственной власти и местного самоуправления. В этом
смысле избирательное право необходимо рассматривать как один из важнейших
конституционно-правовых институтов. Исходя из этого, предметом избирательно-
го права являются общественные отношения, связанные с непосредственным во-
леизъявлением народа в различных формах.

Российское избирательное право включает в себя четыре правовых подин-

ститутов, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государ-
ственной власти и местного самоуправления: порядок избрания Президента Рос-
сийской Федерации; порядок избрания депутатов Государственной Думы; порядок
избрания депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Рос-
сийской Федерации; порядок избрания органов местного самоуправления.

Также выделяют избирательное право в субъективном смысле — это гаранти-

рованная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы
государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, субъективное


background image

45

избирательное право — это определенный комплекс конкретных прав лица: актив-
ное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в из-

брании членов выборных государственных органов и органов местного самоуправ-
ления, право с решающим голосом участвовать на референдумах и собраниях. Ак-
тивное избирательное право признается за всеми гражданами Российской Федера-
ции, достигшими ко дню выборов установленного возраста (18 лет), психически
здоровыми и не находящимися в местах лишения свободы по приговору суда.

Пассивное избирательное право — право быть избранными в органы государ-

ственной власти и местного самоуправления. Для пассивного избирательного пра-
ва устанавливается более высокий возрастной ценз: 35 лет на выборах Президен-
та Российской Федерации, 21 год на выборах депутатов Государственной Думы
и т. д. Также устанавливается ценз оседлости, который предполагает, что за лицом
признается пассивное избирательное право лишь после того, как оно проживет
в стране определенное время (например, 10 лет на выборах Президента Россий-
ской Федерации).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Принципы

избирательного

права — обязательные

требования

и условия, без соблюдения которых выборы не могут быть при-
знаны легитимными: всеобщность; равенство избирательных прав
граждан; свободный и добровольный характер участия в выборах;
прямой характер выборов; тайна голосования; обязательность
и периодичность проведения выборов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Порядок проведения выборов (избирательный процесс) — процесс, состоящий

из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга.

Основные стадии избирательного процесса жестко регламентируются зако-

нодательством и другими нормативными актами. При этом порядок проведения
и условия выборов с момента начала этого процесса меняться не могут.

Первый этап избирательного процесса — составление списков избирателей. Ос-

нованием для участия гражданина в голосовании является его включение в список
избирателей или участников референдума. В Российской Федерации в списки из-
бирателей включаются все граждане, обладающие на день голосования активным
избирательным правом. Список избирателей составляется участковой избиратель-
ной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании све-
дений, предоставляемых главой муниципального образования. Регистрация (учет)
избирателей осуществляется главой муниципального образования 2 раза в год: по
состоянию на 1 января и 1 июля. Гражданин может быть включен в список изби-
рателей только на одном избирательном участке.

Второй этап — образование избирательных округов и участков. Для прове-

дения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избиратель-
ные округа либо определяется единый избирательный округ на основании данных
о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории;
для проведения референдума определяется округ референдума. Для проведения
голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуют-