ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4554
Скачиваний: 9
56
Лекция 10. Президент Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 10
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Какова роль главы государства в системе органов государственной власти?
2) Назовите функции главы государства.
3) В чем состоит особенность конституционного статуса Президента Россий-
ской Федерации?
4) Импичмент, причины и процедура.
Лекция 11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) Федеральное Собрание Российской Федерации в системе органов государ-
ственной власти.
2) Структура Федерального Собрания Российской Федерации.
3) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
5) Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6) Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-
дерации.
7) Законодательный процесс.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное Собрание
Российской Федерации является парламентом Российской Федерации, т. е. он дол-
жен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонаци-
онального народа России, который является носителем суверенитета и единствен-
ным источником власти в Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации является единственным орга-
ном федеральной законодательной власти. Это означает, что на Федеральное Со-
брание Российской Федерации возложена функция издания правовых актов самой
высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Консти-
туции Российской Федерации и международных договоров. Его акты — федераль-
ные конституционные и федеральные законы не могут быть отменены или измене-
ны никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Консти-
туции Российской Федерации.
58
Лекция 11. Федеральное собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации является также представитель-
ным органом Российской Федерации, это означает, что Федеральное Собрание Рос-
сийской Федерации — выборный орган, который представляет народ Российской
Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, это озна-
чает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать
решения в сфере своей компетенции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух па-
лат — Совета Федерации и Государственной Думы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Федеральном Собрании Российской Федерации палаты самостоятельно ре-
шают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией Рос-
сийской Федерации заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государ-
ственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом
палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться сов-
местно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий
Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей ино-
странных государств.
Компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрывают-
ся основные функции данного органа государственной власти. Федеральному Со-
бранию Российской Федерации свойственны три классические основные функции
парламентов: принятие законов; утверждение государственного бюджета; опреде-
ленный контроль за исполнительной властью.
Предметная компетенция — это круг вопросов, по которым парламент вправе
принимать законы, она определяет общую направленность законодательной дея-
тельности Федерального Собрания Российской Федерации. Но компетенция па-
лат Федерального Собрания в этой сфере не одинакова. Совет Федерации обя-
зан рассмотреть принятые Государственной Думой законы только по указанным
в Конституции Российской Федерации вопросам: бюджет, налоги, война и мир
и др. По другим вопросам рассмотрение Советом Федерации законов, принятых
Государственной Думой, не обязательно. Каждая из палат Федерального Собрания
Российской Федерации обладает специальной компетенцией, прямо установленной
Конституцией Российской Федерации, т. е. исключительным правом одной палаты
принимать решение по конкретному вопросу в полном объеме.
Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Регламент — это свод процедурных правил определенного вида де-
ятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собра-
ния, сессии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Регламент принимается каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается
ее самостоятельное функционирование.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоит из
депутатов, представляющих субъекты Российской Федерации.
59
В Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации
входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одно-
му от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъ-
екта Российской Федерации.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представитель-
ного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается
законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государствен-
ной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительно-
го органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его
полномочий.
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного,
свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являют-
ся его заседания, проводимые открыто. Заседание Совета Федерации считается
правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа чле-
нов Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало
более половины от общего числа депутатов Совета Федерации. Совет Федерации
принимает постановления по вопросам своего ведения.
Специальная компетенция Совета Федерации закреплена в ст. 102 Конститу-
ции Российской Федерации: утверждение изменения границ между субъектами
Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации
о введении военного или чрезвычайного положения; назначение выборов Прези-
дента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от
должности и др.
Государственная Дума представляет все население Российской Федерации. Чис-
ленный состав Государственной Думы — 450 депутатов. Депутаты Государственной
Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равно-
го и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государ-
ственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший
на день голосования 21 года.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политиче-
ского многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения
и решения вопросов.
Проведение выборов депутатов Государственной Думы является обязательным.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному
округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки канди-
датов в депутаты Государственной Думы.
Заседания Государственной Думы правомочны, если на них присутствует боль-
шинство от общего числа депутатов. Случаи, когда для принятия решений требу-
ется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции Рос-
сийской Федерации и Регламенте палаты.
Специальная компетенция Государственной Думы предусмотрена ст. 103 Кон-
ституции Российской Федерации: дача согласия Президенту Российской Федера-
ции на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; выраже-
60
Лекция 11. Федеральное собрание Российской Федерации
ние недоверия Правительству Российской Федерации; выдвижение обвинения про-
тив Президента Российской Федерации и др.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Феде-
рации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федера-
ции назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума
собралась не позднее чем через месяц с момента ее роспуска.
Роспуск Государственной Думы возможен: в случае трехкратного отклонения
ею представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председате-
ля Правительства Российской Федерации; при двукратном вынесении недоверия
Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев; при отказе Госу-
дарственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым
конституционно-правовым статусом, который включает в себя права, обязанности,
ответственность, а также правовые и социальные гарантии, для того чтобы пар-
ламентарии могли эффективно участвовать в законотворчестве и в осуществлении
других полномочий парламента. Один из основных элементов статуса парламента-
рия, важнейшая правовая гарантия его деятельности — парламентский иммунитет,
неприкосновенность.
Члены парламента обладают неприкосновенностью в течение всего срока их
полномочий, т. е. не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кро-
ме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному до-
смотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом
для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновен-
ности парламентария решается по представлению Генерального прокурора Рос-
сийской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской
Федерации.
Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответ-
ственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или админи-
стративное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением
собственно депутатской деятельности.
Депутаты Государственной Думы, как и члены Совета Федерации, не вправе:
1) быть депутатом законодательных (представительных) органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации или органов местного само-
управления, выборными должностными лицами иных органов власти;
2) находиться на государственной или муниципальной службе;
3) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации.
Краткая характеристика законодательного процесса.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской
Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты: федеральные
конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные
законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Россий-
ской Федерации, по всем остальным вопросам принимаются федеральные законы.