ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4551
Скачиваний: 9
36
Лекция 7. Гражданство Российской Федерации
проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям,
вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного меж-
дународного договора. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства
(оптацию).
Отдельно следует рассмотреть вопрос о правовом статусе беженцев, вынуж-
денных переселенцев, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории Российской Федерации
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Беженец — это лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации, которое находится вне страны своей гражданской
принадлежности и покинуло ее в силу обоснованных опасений
стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповеда-
ния, гражданства, национальности, принадлежности к опреде-
ленной социальной группе или политических убеждений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Беженец не может (или не желает) пользоваться защитой своей страны вслед-
ствие своих опасений.
Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он по-
кинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца: при полу-
чении гражданства России или другого государства, выезде за пределы России на
постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, доб-
ровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден
покинуть.
В Российской Федерации принимается решение о признании лица беженцем,
ему выдается удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами рос-
сийского гражданина, некоторыми льготами, приобретает ряд обязанностей (свое-
временно прибывать в центр временного размещения, соблюдать установленный
порядок проживания в центре временного размещения, сообщать о намерении пе-
ременить место пребывания и т. д.). Лицо признается беженцем на срок до трех лет.
При сохранении в государстве гражданской принадлежности прежней обстановки
срок признания беженцем продлевается данному лицу на каждый последующий год.
Вынужденными переселенцами признаются граждане Российской Федерации,
покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или чле-
нов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной
опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности
к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших пово-
дами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или
группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
1
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 30. Ст. 3032;
Закон Российской Федерации «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. 4525–1 // Собрание законода-
тельства Российской Федерации. 1997. 26. Ст. 2956; Закон Российской Федерации «О вынужденных
переселенцах» от 19 февраля 1993 г. 4530–1 // Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. 52. Ст. 5110.
37
Правовой статус вынужденных переселенцев во многом схож с правовым ста-
тусом беженцев.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Рос-
сийской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к граждан-
ству иностранного государства. К иностранным гражданам приравниваются и лица
без гражданства, т. е. лица, не имеющие документов о принадлежности ни к рос-
сийскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Феде-
рации правами и несут обязанности наравне с гражданами России. К числу особен-
ностей их правового статуса относится отсутствие у них политических прав и сво-
бод, которые согласно российской Конституции Российской Федерации предостав-
ляются только гражданам Российской Федерации. Это такие права и свободы, как
избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в рефе-
рендуме, занимать государственные должности и т. д.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административ-
ные и иные проступки, а также преступления, несут ответственность на общих
основаниях с российскими гражданами.
Иностранных граждан, законно находящихся на территории России, можно
разделить на несколько категорий: временно прибывающий в Российскую Феде-
рацию иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы
или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство
или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской
Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на времен-
ное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный
гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
При этом под разрешением на временное проживание понимается подтвержде-
ние права иностранного гражданина или лица без гражданства временно прожи-
вать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Вид на житель-
ство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства
в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации,
а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Россий-
скую Федерацию.
Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностран-
ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нор-
мами международного права. Основанием предоставления политического убежи-
ща является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища
и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обыч-
ного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения,
которые не противоречат демократическим принципам. Получившее политическое
убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет
обязанности наравне с гражданами России.
38
Лекция 7. Гражданство Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте понятие конституционного статуса личности. Каково соотношение
понятий «человек», «личность» и «гражданство»?
2) Что такое гражданство, чем оно отличается от подданства?
3) В чем разница между правами и свободами?
4) Проклассифицируйте права и свободы человека и гражданина по содержа-
нию. В чем особенности личных, политических, социальных и экономиче-
ских прав и свобод?
5) Назовите конституционные обязанности гражданина.
6) Дайте понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина. Назовите
виды гарантий.
Лекция 8
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
1) Правовой статус Российской Федерации как федеративного государства.
2) Территория Российской Федерации.
3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государ-
ственной власти Российской Федерации и органами государственной вла-
сти субъектов Российской Федерации.
4) Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Конституции Россия является федеративным государ-
ством, правовой статус которого определяется Декларацией о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта
1992 г., Конституцией Российской Федерации 1993 г. и договорами о разграниче-
нии предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. В составе
Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции находятся республи-
ки, края, области, города федерального значения, автономная область и автоном-
ные округа (83 субъекта)
1
.
1
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. 5-ФКЗ «Об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате
объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // Собрание зако-
нодательства Российской Федерации. 2007. 30. Ст. 3745; Федеральный конституционный закон от
30 декабря 2006 г. 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Рос-
сийской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. 1. Ст. 1; Феде-
ральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской обла-
сти и Корякского автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.
29. Ст. 3119; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. 6-ФКЗ «Об образовании
40
Лекция 8. Федеративное устройство России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Обязательным атрибутом государства являются государственные
символы — герб, флаг, гимн и столица.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционно-правовой статус России характеризуется следующими поло-
жениями:
1) Российская Федерация является суверенным государством, т. е. обладает
всей полнотой государственной власти на своей территории.
2) Российская Федерация обладает целостностью и неприкосновенностью тер-
ритории, это положение проявляется в том, что закрепление в Конститу-
ции Российской Федерации наименований всех субъектов Федерации ис-
ключает возможность выхода, какого-либо субъекта из состава Федерации
в одностороннем порядке.
3) Единство системы государственной власти означает наличие общих для
всей Федерации органов государственной власти — Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Вер-
ховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Россий-
ской Федерации.
4) В Российской Федерации существует разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти Российской Фе-
дерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде-
рации.
5) В Российской Федерации единое гражданство.
6) Государственным языком Российской Федерации является русский язык.
7) Наличие в Российской Федерации единой федеральной системы права, ко-
торая включает федеральные нормативные акты, нормативные акты орга-
нов государственной власти субъектов Федерации, нормативные акты ор-
ганов местного самоуправления, некоторые нормативные акты СССР.
8) Наличие в Российской Федерации единой таможенной, денежной и нало-
говой систем. Денежная система включает в себя официальную денежную
единицу — рубль, порядок эмиссии (выпуска) наличных денег, организацию
и регулирование денежного обращения.
в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объедине-
ния Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского
автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 42. Ст. 4212; Фе-
деральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. 5-ФКЗ «О референдуме Российской Фе-
дерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 27. Ст. 2710; Федеральный
конституционный закон от 25 марта 2004 г. 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федера-
ции нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-
Пермяцкого автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 13.
Ст. 1110.