Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4551

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Лекция 7. Гражданство Российской Федерации

проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям,
вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного меж-
дународного договора. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства
(оптацию).

Отдельно следует рассмотреть вопрос о правовом статусе беженцев, вынуж-

денных переселенцев, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории Российской Федерации

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Беженец — это лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации, которое находится вне страны своей гражданской
принадлежности и покинуло ее в силу обоснованных опасений
стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповеда-
ния, гражданства, национальности, принадлежности к опреде-
ленной социальной группе или политических убеждений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Беженец не может (или не желает) пользоваться защитой своей страны вслед-

ствие своих опасений.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он по-

кинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца: при полу-
чении гражданства России или другого государства, выезде за пределы России на
постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, доб-
ровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден
покинуть.

В Российской Федерации принимается решение о признании лица беженцем,

ему выдается удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами рос-
сийского гражданина, некоторыми льготами, приобретает ряд обязанностей (свое-
временно прибывать в центр временного размещения, соблюдать установленный
порядок проживания в центре временного размещения, сообщать о намерении пе-
ременить место пребывания и т. д.). Лицо признается беженцем на срок до трех лет.
При сохранении в государстве гражданской принадлежности прежней обстановки
срок признания беженцем продлевается данному лицу на каждый последующий год.

Вынужденными переселенцами признаются граждане Российской Федерации,

покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или чле-
нов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной
опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности
к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших пово-
дами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или
группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

1

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан

в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 30. Ст. 3032;
Закон Российской Федерации «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. 4525–1 // Собрание законода-
тельства Российской Федерации. 1997. 26. Ст. 2956; Закон Российской Федерации «О вынужденных
переселенцах» от 19 февраля 1993 г. 4530–1 // Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. 52. Ст. 5110.


background image

37

Правовой статус вынужденных переселенцев во многом схож с правовым ста-

тусом беженцев.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Рос-

сийской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к граждан-
ству иностранного государства. К иностранным гражданам приравниваются и лица
без гражданства, т. е. лица, не имеющие документов о принадлежности ни к рос-
сийскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Феде-

рации правами и несут обязанности наравне с гражданами России. К числу особен-
ностей их правового статуса относится отсутствие у них политических прав и сво-
бод, которые согласно российской Конституции Российской Федерации предостав-
ляются только гражданам Российской Федерации. Это такие права и свободы, как
избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в рефе-
рендуме, занимать государственные должности и т. д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административ-

ные и иные проступки, а также преступления, несут ответственность на общих
основаниях с российскими гражданами.

Иностранных граждан, законно находящихся на территории России, можно

разделить на несколько категорий: временно прибывающий в Российскую Феде-
рацию иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы
или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство
или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской
Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на времен-
ное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный
гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

При этом под разрешением на временное проживание понимается подтвержде-

ние права иностранного гражданина или лица без гражданства временно прожи-
вать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Вид на житель-
ство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства
в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации,
а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Россий-
скую Федерацию.

Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностран-

ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нор-
мами международного права. Основанием предоставления политического убежи-
ща является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища
и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обыч-
ного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения,
которые не противоречат демократическим принципам. Получившее политическое
убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет
обязанности наравне с гражданами России.


background image

38

Лекция 7. Гражданство Российской Федерации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Дайте понятие конституционного статуса личности. Каково соотношение

понятий «человек», «личность» и «гражданство»?

2) Что такое гражданство, чем оно отличается от подданства?

3) В чем разница между правами и свободами?

4) Проклассифицируйте права и свободы человека и гражданина по содержа-

нию. В чем особенности личных, политических, социальных и экономиче-
ских прав и свобод?

5) Назовите конституционные обязанности гражданина.

6) Дайте понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина. Назовите

виды гарантий.


background image

Лекция 8

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

1) Правовой статус Российской Федерации как федеративного государства.

2) Территория Российской Федерации.

3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государ-

ственной власти Российской Федерации и органами государственной вла-
сти субъектов Российской Федерации.

4) Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Конституции Россия является федеративным государ-

ством, правовой статус которого определяется Декларацией о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта
1992 г., Конституцией Российской Федерации 1993 г. и договорами о разграниче-
нии предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. В составе
Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции находятся республи-
ки, края, области, города федерального значения, автономная область и автоном-
ные округа (83 субъекта)

1

.

1

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. 5-ФКЗ «Об

образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате
объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // Собрание зако-
нодательства Российской Федерации. 2007. 30. Ст. 3745; Федеральный конституционный закон от
30 декабря 2006 г. 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Рос-
сийской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. 1. Ст. 1; Феде-
ральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской обла-
сти и Корякского автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.
29. Ст. 3119; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. 6-ФКЗ «Об образовании


background image

40

Лекция 8. Федеративное устройство России

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обязательным атрибутом государства являются государственные
символы — герб, флаг, гимн и столица.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Конституционно-правовой статус России характеризуется следующими поло-

жениями:

1) Российская Федерация является суверенным государством, т. е. обладает

всей полнотой государственной власти на своей территории.

2) Российская Федерация обладает целостностью и неприкосновенностью тер-

ритории, это положение проявляется в том, что закрепление в Конститу-
ции Российской Федерации наименований всех субъектов Федерации ис-
ключает возможность выхода, какого-либо субъекта из состава Федерации
в одностороннем порядке.

3) Единство системы государственной власти означает наличие общих для

всей Федерации органов государственной власти — Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Вер-
ховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Россий-
ской Федерации.

4) В Российской Федерации существует разграничение предметов ведения

и полномочий между органами государственной власти Российской Фе-
дерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде-
рации.

5) В Российской Федерации единое гражданство.

6) Государственным языком Российской Федерации является русский язык.

7) Наличие в Российской Федерации единой федеральной системы права, ко-

торая включает федеральные нормативные акты, нормативные акты орга-
нов государственной власти субъектов Федерации, нормативные акты ор-
ганов местного самоуправления, некоторые нормативные акты СССР.

8) Наличие в Российской Федерации единой таможенной, денежной и нало-

говой систем. Денежная система включает в себя официальную денежную
единицу — рубль, порядок эмиссии (выпуска) наличных денег, организацию
и регулирование денежного обращения.

в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объедине-
ния Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского
автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 42. Ст. 4212; Фе-
деральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. 5-ФКЗ «О референдуме Российской Фе-
дерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 27. Ст. 2710; Федеральный
конституционный закон от 25 марта 2004 г. 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федера-
ции нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-
Пермяцкого автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 13.
Ст. 1110.