ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4557
Скачиваний: 9
Лекция 10
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) Становление института президентства в СССР и РСФСР.
2) Правовой статус Президента Российской Федерации в соответствии с Кон-
ституцией Российской Федерации.
3) Президент Российской Федерации в системе органов государственной вла-
сти Российской Федерации.
4) Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
В российской конституционной практике президентство является относитель-
но молодым институтом. В советский период в России фактически отсутствовал
пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган —
Президиум Верховного Совета РСФСР.
14 марта 1990 года Законом СССР «Об учреждении поста Президента СССР
и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» был введен пост Пре-
зидента СССР
1
. Согласно закону главой Советского государства становился Пре-
зидент СССР. Вслед за этим пост президента был учрежден во многих союзных
республиках.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В РСФСР пост Президента был введен во исполнение решения
референдума 17 марта 1991 года. 24 апреля 1991 года был принят
закон «О Президенте РСФСР»
2
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Президент РСФСР становился ключевой фигурой в вопросах внутренней и внеш-
ней политики: обладал правом законодательной инициативы; на законы Верхов-
1
Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. 12. Ст. 189.
52
Лекция 10. Президент Российской Федерации
ного Совета мог налагать вето; за ним закреплялись полномочия в отношении
Правительства РСФСР.
Таким образом, начало 90-х годов послужило отправной точкой становления
института президентства в России, который был наделен большими полномочиями
в различных сферах государственного управления.
Окончательное утверждение института президентства в Российской Федера-
ции произошло после принятия 12 декабря 1993 года ныне действующей Кон-
ституции Российской Федерации, по которой Президент Российской Федерации
является главой государства (ст. 80), занимает особое место в государственном
механизме, обладает большими полномочиями. Конституция определяет, что Пре-
зидент действует в установленном Конституцией Российской Федерации порядке.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федера-
ции на шесть лет
1
. Президентом Российской Федерации может быть избран граж-
данин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос-
сийской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать долж-
ность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской
Федерации, что проявляется в следующем: он наделен неограниченным правом
законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме
ставить вопросы о реализации конституционных положений, приведении зако-
нодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией. Президент
Российской Федерации вправе использовать право вето на стадии подписания фе-
деральных законов как гарантию обеспечения их конституционности. Он вправе
приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской
Федерации. Также Президент Российской Федерации вправе направлять в Консти-
туционный Суд Российской Федерации запросы о конституционности различных
нормативно-правовых актов, обращаться в Конституционный Суд Российской Фе-
дерации по вопросам толкования Конституции Российской Федерации и др.
Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека
и гражданина: он вправе издавать указы, направленные на защиту правового по-
ложения личности в целом и отдельных групп населения и др. При Президенте
Российской Федерации действует Комиссия по правам человека, которая была об-
разована в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан
Российской Федерации.
Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности: он яв-
ляется Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Фе-
дерации; единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординар-
ными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедли-
тельным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
1
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря
2008 г. 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государ-
ственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. 1. Ст. 1.
53
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функциониро-
вание и взаимодействие органов государственной власти: обеспечивает единство
исполнительной власти в Российской Федерации и осуществление полномочий фе-
деральной государственной власти на всей территории России; для разрешения
разногласий между органами государственной власти федерального уровня и ор-
ганами власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государ-
ственной власти субъектов Российской Федерации Президент Российской Федера-
ции вправе использовать согласительные процедуры, а также использовать иные
средства, указанные в Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации олицетворяет Российское государство внут-
ри страны и в международных отношениях. Выступая от имени Российской Феде-
рации в международных отношениях, Президент Российской Федерации представ-
ляет Россию как субъект международных отношений. Это означает, что его заявле-
ния и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении и он всегда действует как
Глава суверенного государства. Только Президент Российской Федерации вправе
подписывать международные договоры Российской Федерации, участвовать в пе-
реговорах от имени Российской Федерации или поручать это уполномоченным им
должностным лицам.
Для выполнения своих ответственных полномочий Президент Российской Фе-
дерации формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает полно-
мочных представителей в регионах и отдельных государственных органах.
Общие рамки полномочий Президента Российской Федерации определяются
принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому
указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоре-
чить Конституции и законам Российской Федерации. Президент Российской Фе-
дерации обладает определенными функциями в законодательной, исполнительной
и судебной власти, которые конкретизируются в его полномочиях. При этом, про-
анализировав главу 4 Конституции Российской Федерации о Президенте Россий-
ской Федерации, можно заметить, что наиболее широки полномочия Президента
Российской Федерации в области исполнительной власти, на втором месте — пол-
номочия в сфере законодательной власти и, меньше всего, — в судебной власти.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В области исполнительной власти решения Президента Россий-
ской Федерации имеют приоритетный характер.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Ду-
мы Председателя Правительства Российской Федерации, формирует Правитель-
ство Российской Федерации, может отправить его в отставку, председательствовать
на его заседаниях, также он непосредственно руководит деятельностью федераль-
ных министерств в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных
дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий. Президент Российской Федерации определяет систему органов ис-
полнительной власти. Постановления Правительства Российской Федерации могут
быть отменены Президентом Российской Федерации.
54
Лекция 10. Президент Российской Федерации
В сфере законодательной власти и в сфере взаимоотношений с Федеральным
Собранием Российской Федерации Президент также обладает широким кругом
полномочий: право законодательной инициативы, то есть внесение законопроек-
тов в Государственную Думу; подписание и обнародование федеральных законов,
при этом Президент обладает правом отлагательного вето, то есть может в тече-
ние 14 дней с момента поступления из парламента федерального закона отклонить
его. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля
1996 года установлено, что Президент Российской Федерации может возвращать
федеральные законы без рассмотрения в случае нарушения установленного Кон-
ституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под
сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и самого при-
нятия закона
1
; Президент Российской Федерации также имеет право вносить пред-
ложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федера-
ции. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также имеет право
ее распускать в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях.
Президент Российской Федерации имеет право на собственное нормотворче-
ство: издание указов и распоряжений. При этом Постановлением Конституцион-
ного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. закреплено право Прези-
дента на издание указов, временно заменяющих законы, восполняющих пробелы
в законодательстве
2
.
Полномочия Президента Российской Федерации в области осуществления су-
дебной власти достаточно ограниченны, поскольку Президент не имеет права вме-
шиваться в сферу деятельности судебных органов. Президентские полномочия
в отношении судебной власти связаны лишь с участием в формировании органов
судебной власти: он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначе-
ния на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного
судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального Прокурора Рос-
сийской Федерации и предложение об освобождении его от должности; назначает
судей других федеральных судов.
Существуют и иные полномочия Президента Российской Федерации как главы
государства: решение вопросов гражданства; предоставление политического убе-
жища; присвоение почетных званий; осуществление помилования; назначение ре-
ферендума и др.
Прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих обязан-
ностей по общему правилу наступает с истечением срока его пребывания в долж-
ности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента Россий-
ской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации предусматривает
случаи досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
1
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. 10-П «По
делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Со-
брание законодательства Российской Федерации. 1996. 18. Ст. 2253.
2
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. 11-П «По
делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 ок-
тября 1994 г. 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской
Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного назван-
ным Указом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 19. Ст. 2320.
55
Основаниями досрочного прекращения полномочий Президента являются: отстав-
ка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия, отрешение от должности. Во всех указанных случаях, обязанно-
сти Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Прави-
тельства Российской Федерации.
Отставка — это добровольный уход с поста президента с подписанием пись-
менного заявления, извещающего об оставлении должности. Подача в отставку
Президента Российской Федерации и принятие Председателем Правительства Рос-
сийской Федерации на себя обязанностей Президента должны иметь бесповорот-
ный характер.
В случае стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состо-
янию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия возможны два вари-
анта: Президент в ясном уме, но чувствует себя больным и поэтому сам объявляет
о том, что не может продолжать исполнение полномочий Президента Российской
Федерации в силу физический немощи; состояние здоровья Президента таково,
что требуется специальное медицинское заключение, что касается собственного
мнения Президента Российской Федерации, то либо его невозможно испросить,
либо это мнение с учетом состояния Президента Российской Федерации не может
иметь решающего значения.
Отрешение от должности возможно, согласно ст. 93 Конституции Российской
Федерации, Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Ду-
мой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступ-
ления. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Фе-
дерации может быть внесено в Государственную Думу по инициативе не менее
одной трети депутатов. Такое предложение должно содержать конкретные указа-
ния на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской
Федерации. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Россий-
ской Федерации рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам
обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа де-
путатов палаты принимает постановление о выдвижении против Президента Рос-
сийской Федерации обвинения в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления для отрешения его от должности, которое в пятидневный
срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Россий-
ской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключений.
Решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности вы-
носит Совет Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой об-
винения, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Кон-
ституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. Решение принимается двумя третями голосов от общего
числа членов Совета Федерации не позднее чем в трехмесячный срок после вы-
движения обвинения Государственной Думой. Если в этот срок решение не будет
принято, обвинение против Президента Российской Федерации считается откло-
ненным.