ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6512
Скачиваний: 15
91
ный закон работодателя применяется в виде места нахождения или гражданства
работодателя.
Так, согласно закону гражданства работодателя в Венгрии, например, если ра-
ботники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке
или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует
применять венгерский закон. Данный принцип используется и тогда, когда место
работы определить точно невозможно (например, по причине командировок) или
работа подлежит исполнению в двух или более странах.
Следует отметить и закон страны заключения контракта о найме. Например,
по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих
странах, применяется законодательство этих государств.
Российский законодатель предусматривает возможность выбора применимого
права только для членов экипажей судов и их работодателей (ст. 416 КТМ РФ).
В Трудовом кодексе РФ выбор права сторонами не предусмотрен, поскольку в тру-
довом праве много норм, защищающих работника, обход которых при помощи
выбора другого права вряд ли допустим.
Регулирование трудовой деятельности иностранных
граждан в Российской Федерации
Основными законодательными актами Российской Федерации, регулирующи-
ми трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются Трудовой
кодекс РФ и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации». Согласно Трудовому кодексу РФ к трудовым отноше-
ниям в России применяется российское право, если иное не предусмотрено меж-
дународным договором.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых
отношениях наравне с российскими гражданами, т. е. законодательство исходит
из применения принципа национального режима, за исключением предусмотрен-
ных законом случаев. В частности, иностранные граждане не могут быть государ-
ственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нота-
риуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить
в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или эксперименталь-
ной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы
и других водных животных и растений в водоемах РФ.
Иностранные граждане, которые временно прибывают на территорию Рос-
сии, могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это
совместимо с целями их пребывания. Отличительной чертой трудовых договоров
с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный
характер.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использо-
вать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение
и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право
осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
92
Глава 11. Правовое регулирование
трудовых отношений с иностранным элементом
1) постоянно проживающих в РФ;
2) временно проживающих в РФ;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работника-
ми консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками
международных организаций, а также частными домашними работниками
указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей
или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы,
сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт
поставленного в РФ технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального
образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение ка-
никул;
7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального
образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-
вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в кото-
рых они обучаются;
8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий
в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ
для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессио-
нального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществ-
лять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого
ему разрешено временное проживание.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях
осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ
по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обу-
стройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются на основе
принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с уче-
том ситуации на рынке труда. Приглашение на въезд в РФ иностранного работ-
ника в целях осуществления трудовой деятельности выдается МВД РФ или его
территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному ра-
ботодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче
приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или за-
казчик работ (услуг) представляет в территориальный орган МВД РФ либо непо-
средственно в МВД РФ:
1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого
иностранного работника.
Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельно-
сти работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для
каждого иностранного работника.
93
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выда-
ется МВД РФ или его территориальными органами при наличии заключения со-
ответствующего территориального органа федерального органа исполнительной
власти, ведающего вопросами занятости населения. Разрешения могут выдаваться
российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями,
а также отдельным российским и иностранным физическим лицам, проживающим
на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве
(работодателям). Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года, оно
не подлежит передаче другим работникам. Привлекаемые на основе разрешения
иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
Трудовые права российских граждан за рубежом
Российские граждане на территории иностранных государств могут осуществ-
лять трудовую деятельность:
1) на основании трудового контракта, заключаемого с иностранным нанима-
телем;
2) будучи направленными в командировку в иностранное государство.
В первом случае применимое право будет определяться на основе двусторон-
них соглашений в данной области, а в случае их отсутствия — в соответствии с за-
конодательством принимающего государства. Во втором случае труд российских
граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникших не
за рубежом, а в Российской Федерации, и, соответственно, будет регулироваться
нормами трудового законодательства России.
К российским гражданам также применяются существующие в том или ином
государстве ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые
условия приема на работу и т. д.
Согласно российскому законодательству, иностранные граждане, постоянно
проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы со-
циального обеспечения на общих основаниях с гражданами Российской Федера-
ции. В тех случаях, когда для назначения пенсии иностранным гражданам требу-
ется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее
двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не
предусмотрено международным договором. Если для назначения пенсии не тре-
буется определенного стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в Россий-
ской Федерации назначаются независимо от времени.
Международные договоры в сфере трудовых
правоотношений
С трудовыми отношениями тесно связаны вопросы социального обеспечения,
которые регулируются, прежде всего, международными соглашениями, как мно-
госторонними, так и двусторонними. К их числу относятся Конвенция северных
94
Глава 11. Правовое регулирование
трудовых отношений с иностранным элементом
стран о социальном обеспечении 1955 г., Европейская Конвенция о социальном
обеспечении мигрантов 1972 г., Европейское Соглашение о предоставлении ме-
дицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой
страны 1980 г., Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ
1992 г. и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В сфере трудовых отношений также имеются международные со-
глашения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, в апреле 1994 г. Россия, Украина, Молдова, Армения подписали Соглаше-
ние о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудя-
щихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджики-
стан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Беларусь. Соглашение
регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в обла-
сти трудовой деятельности и вопросы социальной защиты лиц и членов их семей,
которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществ-
ляют трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех
форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения.
В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип о применении закона страны
места постоянной работы (трудоустройства). Под стороной трудоустройства по-
нимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие
из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на услови-
ях трудового договора (контракта). Порядок привлечения работников, квалифика-
ционные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной места
работы (трудоустройства) исходя из действующего на ее территории законодатель-
ства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних
соглашений.
Каждая из сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетель-
ства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда,
квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности
документы.
Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулиру-
ются международным договором — Соглашением о гарантиях прав граждан госу-
дарств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (1992 г.).
Российская Федерация заключила большое количество двусторонних догово-
ров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности,
таковыми являются соглашения с Китаем (1992 г.), Вьетнамом (1992 г.), Арменией
(1994 г.), Беларусью (1993 г.), Молдовой (1993 г.), Украиной (1993 г.) и т. д. В на-
стоящее время достигнута договоренность о возможности признания российских
дипломов и ученых степеней в странах ЕС (Болонские процедуры). Переговоры
по этому вопросу проведены на саммите РФ — ЕС в Риме (ноябрь 2003 г.).
Контрольные вопросы по главе 11
95
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 11
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Какие коллизионные привязки применимы в отношении установления ком-
петентного правопорядка, регулирующего трудовые отношения с иностран-
ным элементом?
2. Какие вопросы включаются в международные договоры о трудовых право-
отношениях?
3. Каковы особенности правового регулирования отношений с иностранным
элементом в Трудовом кодексе РФ?
4. Как соотносятся материально-правовой и коллизионный методы регулиро-
вания трудовых отношений международного характера?