ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6515
Скачиваний: 15
81
ект. Использование понятия «интеллектуальная собственность» является услов-
ным, поскольку объектом является не вещь, в отличие от права собственности,
а содержание результатов творческой деятельности.
Право ИС имеет строго территориальный характер, оно возникает, признается
и защищается только на территории того государства, где создано произведение,
зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства. Для признания
своих прав в других государствах авторы или изобретатели должны повторно за-
являть о своих правах либо путем издания книги, либо путем получения нового па-
тента на территории соответствующего иностранного государства. Единственным
способом преодоления территориального характера этого права является заключе-
ние международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних)
о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, воз-
никших в других государствах.
Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собствен-
ность имеют ряд других особенностей. К ним относятся: ограниченный срок защи-
ты, специфическое содержание, особый порядок передачи прав, неотчуждаемость
исключительных прав и т. д.
Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регу-
лирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.
Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искус-
ства, компьютерные программы и базы данных.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенности авторских прав заключаются в их делении на исклю-
чительные и неисключительные.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Исключительные авторские права:
право авторства;
право на имя;
право на обнародование;
право на отзыв произведения;
право на защиту репутации автора;
право доступа;
право на перевод;
право на распространение и воспроизведение;
право на переработку;
право на импорт;
право на публичный показ и публичное исполнение;
право следования.
Исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имуще-
ственный характер. Субъекты авторского права — это лица, обладающие исключи-
тельными правами на произведение, и их наследники. Субъективные авторские
82
Глава 10. Правовое регулирование прав на интеллектуальную
собственность. Международная охрана интеллектуальной собственности
права можно разделить также на имущественные и личные неимущественные.
Имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение. Личные неиму-
щественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав
и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование
произведения.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы,
процессы, системы, способы, предлагаемые решения технических задач, открытия,
сюжеты. Однако авторским правом будут охраняться способы изложения, форма
произведения.
По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются наци-
ональным режимом: если произведение автора-иностранца было обнародовано на
территории данного государства (и ранее не обнародовалось за границей), то за
таким автором обычно признаются все те права, которые вытекают из местно-
го законодательства. Как правило, условия предоставления национального режима
авторам-иностранцам содержатся и в национальном законе, и в международных
соглашениях. Международные соглашения в основном предусматривают взаимное
(на условиях материальной взаимности) предоставление национального режима.
Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона,
признаются и охраняются на территории РФ при наличии международного со-
глашения и на условиях взаимности. Специфика и условия охраны авторских прав
с иностранным элементом заключаются в том, что они определяются законом того
государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший
основой для возникновения авторского права. Признание авторских прав основа-
но на принципе национальности произведения, но учитывается и национальность
автора.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые опубликованных
на территории РФ, авторские права признаются за авторами-иностранцами.
Авторские права российских граждан на произведения, созданные за границей,
признаются за этими гражданами.
Авторские права иностранцев на произведения, созданные за границей, при-
знаются в РФ только при наличии международного соглашения.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые изданных за гра-
ницей, в России действуют два различных режима.
Охраняемые произведения — это произведения, опубликованне после вступ-
ления для РФ в силу Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 г. (после
27 мая 1973 г.), и произведения, подпадающие под действие Бернской Конвенции
об охране литературных и художественных произведений 1886 г., впервые опуб-
ликованные после 13 марта 1995 г. (вступление этой Конвенции в силу для РФ),
а также произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ
о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией,
Кубой, Швецией и др.). Режим таких произведений определяется как нормами рос-
сийского права, так и положениями международных соглашений. За исключением
случаев, когда в международных договорах есть унифицированные материально-
правовые нормы, к таким произведениям в силу принципа национального режима
применяется российское законодательство об авторском праве.
83
Неохраняемые произведения — это произведения, не подпадающие под дей-
ствие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров РФ. Авторы
таких произведений не вправе претендовать на уплату вознаграждения за опубли-
кование их произведений в России.
Иностранные авторы вправе заключать на территории РФ договоры на издание
их произведений — о передаче исключительных прав и о передаче неисключитель-
ных прав.
Сроки охраны авторских прав:
авторского права в РФ — жизнь автора плюс 70 лет после его смерти;
по Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произ-
ведений 1886 г. (в ред. 1971 г.) — жизнь автора плюс 50 лет;
по Всемирной (Женевской Конвенции) об авторском праве 1952 г. — жизнь
автора плюс 25 лет.
По истечении указанных сроков произведение переходит в ранг общественного
достояния.
Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развиваю-
щихся государств:
выдачу государством принудительных лицензий на перевод произведений
в целях развития национальной науки, культуры и образования;
право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его
опубликования;
свободу радио- и телепередач и свободное использование опубликованных
произведений в учебных и научных целях.
Нормы Конвенции не имеют обратной силы.
Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального
режима.
Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как
и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, поль-
зуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государ-
ство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на
его территории.
Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника
пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое госу-
дарство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.
Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего законода-
тельства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно прожива-
ющих на его территории.
Объем авторских прав определяется национальным законодательством госу-
дарств-участников. Ст. 1242 ГК РФ предоставлена возможность создания неком-
мерческих организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими
и смежными правами. Основанием полномочий таких организаций является дого-
вор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый в письменной
форме. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от
имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, со-
84
Глава 10. Правовое регулирование прав на интеллектуальную
собственность. Международная охрана интеллектуальной собственности
вершать иные юридические действия для защиты прав, переданных в управление
на коллективной основе.
Правовое регулирование смежных прав в РФ.
Международные договоры в сфере смежных прав
Наряду с авторскими подлежат международной защите и смежные права. Под
смежными правами принято понимать права, относящиеся к исполнительской де-
ятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, право ор-
ганизаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329–1332 ГК РФ), а также права
публикатора на произведения науки, литературы, искусства (ст. 1337–1344 ГК РФ).
Выделение из авторского права смежных прав произошло уже в XX столетии.
Смежными с правами авторов художественных произведений называются права
артистов-исполнителей этих произведений. Появление новых видов фиксации кон-
цертов исполнителей — фильмов, теле- и радиопрограмм — привело к тому, что ис-
полнители, не контролируя распространение произведений, не получают авторское
вознаграждение.
Кроме того, несли убытки и производители фонограмм, и вещательные орга-
низации, передачи которых нелегально переписывались и распространялись. Необ-
ходимость защиты смежных прав изначально приобрела международный характер
и могла быть обеспечена лишь в рамках многосторонней конвенции.
Первой в этой области была Конвенция об охране интересов артистов-испол-
нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская кон-
венция) (1961 г.). Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около
40 государств-членов Бернской или Всемирной Конвенции по авторскому праву.
Россия в ней участвует. Конвенция основана на принципе национального режима,
который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана:
1) артистам-исполнителям, являющимся ее гражданами, в отношении испол-
нений на ее территории, их передачи в эфир либо первой записи;
2) производителям фонограмм, которые являются ее гражданами, в отноше-
нии фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на
ее территории;
3) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на ее
территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью пе-
редатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).
Конвенция содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минималь-
ный срок охраны смежных прав составляет 20 лет. При этом государства-участни-
ки, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их
целиком на субъекты тех стран, где этот срок меньше.
В ст. 11 предусмотрено правило, по которому все выпущенные или предна-
значенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь
символ «Р» с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так,
чтобы можно было легко его различить. Конвенция обоснованно подвергается кри-
тике со стороны союзов радиовещания за закрытость для государств-неучастников
85
Бернской и Всемирной конвенций. Кроме того, она не охраняет права артистов
цирка, варьете и эстрады.
В 1971 г. по инициативе Международной федерации грамзаписи была раз-
работана Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм
от незаконного воспроизводства их фонограмм. Ее участниками являются более
55 государств, в том числе и Россия (с 13 марта 1995 г.). Женевская конвен-
ция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отношении пра-
вовой охраны фонограмм, в частности, путем предоставления им особого режи-
ма охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного
и уголовно-процессуального законодательства.
Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы произ-
водителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения ко-
пий фонограмм (ст. 2). В отличие от предыдущих договоров здесь договаривающи-
еся стороны отказались от предоставления иностранцам национального режима,
заменив его на общее благоприятствование. Критерием выбора применимого права
является коллизионная привязка о личном законе: к законодательству государства
гражданства изготовителя фонограмм. Сроки охраны предусмотрены в пределах
не менее 20 лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.
Обладатели авторских и смежных прав в случае нарушения своих прав впра-
ве требовать: признания права; восстановления положения, существовавшего до
нарушения права; пресечения действий, нарушающих их права или создающих
угрозу их нарушения; компенсации морального вреда; публикации решения суда
о допущенном нарушении; возмещения убытков; выплаты компенсации.
Правовое регулирование права промышленной
собственности в Российской Федерации.
Международные договоры в сфере права
промышленной собственности
В отличие от правового регулирования прав авторов художественных произве-
дений права изобретателей изначально регулировались в основном международно-
правовыми нормами, но при этом в международных договорах особо подчерки-
вался территориальный характер защиты этих прав. Последнее связано с тем, что
любое промышленное изобретение патентуется, т. е. регистрируется на террито-
рии отдельного государства и в результате такой регистрации автору изобретения
выдается патент. Патенты (иные регистрационные документы) могут выдаваться
на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки
обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения товара.
Регистрационные документы действуют только на территории государства,
в котором выданы. Поэтому для приобретения права на изобретение в другом го-
сударстве вновь требуются подача заявки и самостоятельная выдача патента или
иного охранного документа в этом иностранном государстве. Имеется в виду не
признание субъективного права на изобретение, возникшего ранее в другом госу-
дарстве, а возникновение нового субъективного права в данном государстве.