Файл: Международное частное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6009

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Определяющее значение здесь имеют, прежде всего, принципы суверенитета го-
сударств, невмешательства во внутренние дела, принцип недискриминации. Ис-
ходные начала МЧП и международного публичного права едины.

Источники международного частного права

Проявлением комплексного характера МЧП выступает наличие разных по сво-

ей природе источников права, формирующих данную правовую систему.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источник права — это форма существования правовых норм.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Специфика источников МЧП порождена его предметом регулирования. С од-

ной стороны, источники МЧП имеют национально-правовой характер; с другой
стороны, МЧП регулирует именно международные гражданские правоотношения,
следовательно, международное право выступает самостоятельным источником этой
отрасли права. Основными источниками международного частного права являются
внутригосударственное законодательство, международные договоры, международ-
ные обычаи.

Национальным источником международного частного права является вся внут-

ренняя правовая система в целом, весь правопорядок данного государства. Осно-
вополагающей частью национального законодательства выступают коллизионные
нормы, отсылающие не к конкретному закону, а ко всей правовой системе, ко все-
му правопорядку в целом. На первом месте среди национальных источников МЧП
стоят те национальные законы, которые специально предназначены для регули-
рования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом (специаль-
ные законы о МЧП, инвестиционное законодательство, законодательство о ком-
пенсационных соглашениях). Однако не следует забывать, что основным законом
любого государства (и главным источником всего национального права) является
его конституция, устанавливающая общие начала регулирования международных
гражданских отношений. Конкретные вопросы правовой регламентации содержат-
ся в специальных законах. В законодательстве Российской Федерации, регулиру-
ющем отношения в сфере МЧП, следует выделить: Гражданский кодекс, Граж-
данский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Трудовой
кодекс, Семейный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Основы законодатель-
ства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. №4462–1 (ред. От 19.07.2009 г.), Федеральный
закон «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 №5338 (ред. От
03.12.2008 г.). Специальные законы, подзаконные акты, ведомственные инструк-
ции, ненормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации также
являются источниками российского МЧП. Разумеется, все перечисленное законо-
дательство в целом не может считаться источником российского МЧП. Речь идет
о содержащихся в этих актах отдельных нормах, главах и разделах, посвященных
регулированию частноправовых отношений с иностранным элементом.

В российском праве проведена межотраслевая кодификация МЧП — в Граж-

данский, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный и Семей-


background image

12

Глава 1. Понятие, предмет, источники международного частного права

ный кодексы, Кодекс торгового мореплавания включены специальные главы и раз-
делы, регулирующие частноправовые отношения с иностранным элементом. Ос-
новные источники российского МЧП — раздел VI ГК РФ, раздел VII СК РФ, глава
XXVI КТМ РФ, раздел V ГПК РФ, главы 31, 32, 33 АПК РФ. Главный источник —
это раздел VI части третьей ГК РФ. Особое значение имеет глава 66 разд. VI ча-
сти третьей ГК РФ, которая содержит общие положения применения иностранного
права на территории России и устанавливает общие принципы регулирования всех
частноправовых отношений с иностранным элементом.

В праве многих зарубежных государств уже давно проведена полномасштаб-

ная кодификация МЧП — приняты специальные законы о международном частном
праве и процессе (Турция, Балканские страны, Италия, Грузия, Тунис, Таиланд, Ру-
мыния). Как правило, в одном законодательном акте имеет место отдельное регу-
лирование вопросов МЧП и международного гражданского процесса. Эталонными
(с точки зрения юридической техники) законами о МЧП являются специальные ко-
дификации МЧП в Польше, Чехии, Венгрии, Австрии и Швейцарии. Кодификация
МЧП может производиться не только посредством принятия специального закона,
но и иными способами. Например, в ФРГ был принят Вводный закон к Германско-
му гражданскому уложению, содержащий полномасштабную кодификацию МЧП
Германии. В 1989 г. к Гражданскому кодексу Японии был принят Вводный закон,
содержащий нормы японского МЧП. Вводные законы приняты также к граждан-
ским кодексам Испании и Бразилии.

Своеобразно развивается МЧП во Франции. Первоисточником французского

МЧП является Гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона). Этот норматив-
ный акт содержит всего несколько коллизионных правил одностороннего характе-
ра (предусматривающих применение исключительно французского права к отно-
шениям с иностранным элементом). В порядке интерпретации этих норм и на их
основе практика французских судов сформулировала обширный конгломерат кол-
лизионных норм по различным видам гражданских правоотношений. Таким обра-
зом, развитие французского МЧП осуществляется посредством судебной практики.

Ни в Великобритании, ни в США не существует специальных законов, коди-

фицирующих МЧП этих государств. В англо-американском праве решающее зна-
чение имеет система судебных прецедентов, хотя по отдельным вопросам издают-
ся специальные законы, в которых содержатся нормы МЧП (Закон США 1976 г.
об иммунитете иностранного государства, Единообразный торговый кодекс США
1962 г., Закон Великобритании 1978 г. «О государственном иммунитете», Закон Ве-
ликобритании 1996 г. «Об арбитраже»). В США на федеральном уровне выработан
Свод законов 1972 г. о конфликтах законов, который представляет собой неофици-
альную кодификацию МЧП, имеющую рекомендательный характер. В отдельных
штатах есть специальные законы о МЧП (ГК штата Луизианы 1981 г.). Как это ни
парадоксально, но в Великобритании принят специальный закон, кодифицирую-
щий английское МЧП,— Закон 1995 г. о международном частном праве.

Совокупность международно-правовых источников МЧП составляют между-

народные договоры, международные правовые обычаи и система негосударствен-
ного регулирования внешнеторговой деятельности (международное коммерческое
право). При этом основное значение принадлежит международным договорам.
Кроме того, нельзя забывать, что общепризнанные нормы и принципы междуна-


background image

13

родного права являются частью правовой системы большинства государств и име-
ют примат над нормами национального права в случае их противоречия.

Российская Федерация участвует в международных договорах различного уров-

ня. Прежде всего, отметим тенденцию расширения участия России в многосторон-
них соглашениях универсального (всемирного) характера.

Прежде чем остановиться на основных многосторонних соглашениях, следует

отметить, что в современных условиях основная тяжесть по их разработке прихо-
дится на международные организации, которые планомерно занимаются кодифи-
кацией норм международного частного права в виде подготовки проектов универ-
сальных международных договоров в области международного частного права.

Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), подготов-

лены важнейшие конвенции (Россия присоединилась к ним): Конвенция ООН о до-
говорах международной купли-продажи товаров, Конвенция ООН о морской пере-
возке грузов, Типовой закон о международном торговом арбитраже и т. д.

Гаагская конференция по международному частному праву действует с 1893 г.

В составе участников этой международной организации была Российская Импе-
рия. СССР не участвовал в этой организации. С 2000 г. Россия восстановила свое
участие в работе конференции. Наиболее значительные документы, подготовлен-
ные этой организацией, обязательны и для Российской Федерации: Конвенция по
вопросам гражданского процесса (1954 г.), Конвенция о вручении за границей су-
дебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965 г.),
Конвенция о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам
(1970 г.), Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных офици-
альных документов (1961 г.), и т. д. Не менее известны и конвенции (в которых
РФ, к сожалению, не участвует), относящиеся к сфере семейных отношений, под-
готовленные Гаагскими конференциями с 1956 по 1980 гг.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) в Риме.

Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов международ-
ных предпринимательских отношений: о лизинге, факторинге и т. д.

Международные универсальные конвенции, в которых регулируются отноше-

ния в области международного частного права, разрабатываются также в рамках
Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной организа-
ции интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной морской организации
(ИМО), Международной организации гражданской авиации и т. д.

Россия участвует в важных многосторонних конвенциях по вопросам ино-

странных инвестиций: в Конвенции о порядке разрешения инвестиционных спо-
ров между государствами и иностранными лицами (1965 г.), заключенной в Ва-
шингтоне (эту Конвенцию подписало более 150 государств, ратифицировало 106),
Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
(1985 г.), заключенной в Сеуле (Конвенцию подписало 131 государство).

Многочисленные многосторонние соглашения были заключены по различным

вопросам торгового мореплавания. К ним относятся: Брюссельские конвенции по
морскому праву, подготовленные Международным морским комитетом (ММК).
Важнейшие из них: Конвенция об унификации некоторых правил о коносамен-
те (1924 г.) и протокол к ней (1968 г.), Конвенция об ограничении ответственно-
сти собственников морских судов (1957 г.), Конвенция об аресте морских судов
(1952 г.), Конвенция об унификации некоторых правил относительно ответствен-


background image

14

Глава 1. Понятие, предмет, источники международного частного права

ности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания (1960 г.). На кон-
ференции в Гамбурге была подписана Конвенция ООН о морской перевозке грузов
(1978 г.) (Гамбургские правила).

В области регулирования вопросов железнодорожного транспорта имеются

Бернские международные конвенции о железнодорожных перевозках грузов и же-
лезнодорожных перевозках пассажиров и багажа, которые в 1980 г. были объеди-
нены и приняты в новой редакции как единое соглашение (в силе с 1 мая 1985 г.).

Необходимо подчеркнуть различную природу названных источников. Внутри-

государственное законодательство в области МЧП действует в пределах каждо-
го отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой
функции государственных органов, которая воплощает интересы различных соци-
альных слоев данного государства. Международные договоры выступают резуль-
татом согласования воль различных государств, принимающих в них участие. По
существу, международные договоры в области МЧП регулируют правоотношения
с участием юридических и физических лиц — субъектов внутреннего права, но обя-
зательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые
несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со
своими международными обязательствами.

В мире существует единственная межгосударственная кодификация МЧП на

региональном уровне — Кодекс Бустаманте 1928 г. (участники — государства Цен-
тральной и Южной Америки). Кодекс Бустаманте — это полномасштабная кодифи-
кация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют
и применяются судами всех государств-участников. В 60-х гг. XX в. был создан
Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте — универсальная межправи-
тельственная международная организация, членами которой являются государства
разных регионов (Польша, Австрия, Египет и др.).

Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что

носят неписаный характер. Сложность природы международного обычая заключа-
ется в том, что определить четкую временную границу признания его юридически
обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в право-
применительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных
органов, в резолюциях международных организаций. Такие документы выступа-
ют в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или
наличия его отдельных элементов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обычаи — это правила, выработанные участниками междуна-
родных отношений практическим путем, в результате система-
тически повторяющегося и однообразного поведения в сходных
обстоятельствах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таким образом, использование обычая систематически повторяется и, кроме

того, гарантируется возможностью применения принуждения в случае его нару-
шения. Как правило, обычаи не фиксируются в официальной письменной фор-
ме, поскольку являются наиболее древней формой существования права. В обы-
чае содержатся наиболее важные правила поведения участников международных


background image

15

частных отношений, выдержавшие испытание временем, признаваемые всеми или
многими участниками гражданских правоотношений международного характера.

Обычай — это всеобщая практика, признанная в качестве правовой нормы. Для

того, чтобы практика приобрела характер обычной нормы права, необходимы дли-
тельность, регулярность, устойчивость и повторяемость ее применения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Следует отметить, что обычай не только самый древний, но и са-
мый гибкий и, следовательно, современный источник МЧП.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В международном частном праве наиболее важную роль играют международ-

ные торговые обычаи, обычаи делового оборота и обычаи торгового мореплава-
ния. Международной торговой палатой в Париже произведено несколько частных
неофициальных кодификаций международных обычаев: Варшавско-Оксфордские
правила по сделкам на условиях СИФ, Йорк-Антверпенские правила об общей ава-
рии (последняя редакция — 2004 г.), Международные правила по унифицированно-
му толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), Унифицированные правила по
документарным аккредитивам и инкассо и др. Все эти акты не имеют нормативно-
го характера, но являются источником права. Международный обычай признается
как источник права в российском законодательстве — ст. 5 и п. 6 ст. 1211 ГК РФ.

Международные обычаи часто связывают с существованием понятия lex merca-

toria (международного коммерческого права, транснационального торгового права,
права международного сообщества коммерсантов), которое имеет давнюю исто-
рию. Под международным коммерческим правом принято понимать систему него-
сударственного регулирования внешнеторговой деятельности. Эта система опре-
деляется еще как «мягкое, гибкое» право (в смысле рекомендательного харак-
тера его норм). Преимущества международного коммерческого права по сравне-
нию с национальным законодательством и международными договорами заклю-
чаются именно в предоставлении участникам международной торговли максиму-
ма свободы действий. Основа lex mercatoria — резолюции-рекомендации междуна-
родных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок,
договоры-формуляры, договоры присоединения, типовые контракты, типовые ре-
гламенты). Главную роль в развитии международного коммерческого права играют
ВТО, МТП, ЮНСИТРАЛ и другие международные организации.

Итак, резолюции-рекомендации межправительственных организаций, форму-

лирующие правила желательного поведения государств-членов, выполняют двоя-
кую роль: они могут, во-первых, выступать в качестве стадии в правотворческом
процессе, ведущем к оформлению международно-правовой нормы, и, во-вторых,
опосредованно регулировать международные отношения, оставаясь при этом ре-
комендательными, а не обязательными нормами.

Регулирование международных отношений с помощью рекомендательных норм

вызывает серьезные дискуссии у представителей правовой науки разных стран.
В ходе обсуждения этого вопроса и была сформулирована концепция о делении
международных норм на «мягкие» — рекомендации и «твердые» — обязательные
правила.