Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7926

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  данный  период,  можно  сказать,  уже  сложилась  своеобраз-

ная  модель  местного  самоуправления  в  виде  форм  непосредствен-
ной и представительной демократии. Вече и сходки, в которых при-
нимали участие все жители тех или иных частей города или приго-
рода, состоявшие в общинах, можно вполне назвать формой непо-
средственной демократии. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Выборных должностных лиц, избираемых на вече, можно отнести к фор-

ме представительной демократии. В то же время выборные должностные лица, 
например старосты, осуществляли функции исполнительных органов, т. е. они 
выступали в качестве представительного и одновременно исполнительного ор-
гана местного самоуправления. 

Компетенция самоуправляющихся общин осуществлялась общинами че-

рез  вече и  избираемые ими органы посредством реализации прав и обязанно-
стей применительно к определенным предметам ведения. 

С. В. Юшков,  характеризуя  новгородское  вече  по  источникам  права,  от-

мечает, что «вече, прежде всего, было законодательным органом». Оно выби-
рало, сменяло должностных лиц и, следовательно, осуществляло высший кон-
троль  за  ними.  Вместе  с  тем  вече  ведало  финансами:  устанавливало  налоги 
и производило  их  раскладку.  Оно  ведало  и  внешней  политикой  –  объявляло 
войну и заключало мир. Вече, кроме того, обладало высшей судебной властью. 
Посадские и тысяцкие относились к исполнительной власти. Посадники Новго-
рода принимали участие в суде, вели непосредственно переговоры с соседними 
государствами.  Тысяцкие  в  Новгороде  регулировали  торговлю,  были  судьями 
по торговым делам

1

Правовую основу организации и деятельности местного самоуправления 

составляли решения вече старшего города, а также принимаемые на их основе 
собственные решения вече частей города, улиц, пригородов, отдельных общин. 
Местное нормотворчество не должно было противоречить решениям, принима-
емым на вече старшего города. 

Конечно же, наличие тех или иных полномочий и их реализация связаны 

с материальной базой общинного самоуправления. Б. Чичерин считал, что вы-
годы, т. е. положение членов общины, зависят от ее имущественного состояния. 
По его утверждению, как частная корпорация община имела свое имущество, 

                                                           

1

Памятники Русского права / под ред. С. В. Юшкова. – М., 1953. – Вып. 2. – С. 15. 


background image

27 

свое хозяйство, свой бюджет, улицы, дороги, водные пути, здания. Она владела 
также  землей.  По  существу,  общине принадлежало имущество, предназначен-
ное  для  общественных  потребностей.  Наличие  имущества  как  раз  и  являлось 
основой властных полномочий общины, с помощью которых она осуществляла 
свои функции

1

Применительно  к  данному  периоду  самоуправление  можно  определить 

как непосредственное участие народа в местном внутреннем управлении, орга-
низованном на уровне общин, улиц, частей города, пригородов, базирующееся 
на  основе  собственного  производства,  собственности,  выборности  должност-
ных  лиц,  зависимости  от  решений  центральной  представительной  власти  по 
определенному  кругу  вопросов,  самостоятельности  в  решении  задач  местного 
значения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Принятие в 988 г. христианства оказало ощутимое влияние на 

русское  общество.  С  введением  христианства  к  прежним  элемен-
там – славянскому и варяжскому – присоединился новый элемент – 
византийский в лице христианской церкви и духовенства, пришед-
ших на Русь из Византии. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

С  появлением  христианской  веры  расширяется  круг  субъектов  само-

управления.  Наряду  с  производственными  и  территориальными  общинами  у 
славянских народов появляется монастырское и церковное самоуправление, со-
четающее в себе производственно-территориальный принцип построения. 

Сельские  общины  Руси  делились  на  села  и  починки,  а  несколько  сел  и 

починков, состоявших друг с другом в связи, составляли новые центры, подчи-
ненные городам, и назывались волостями. 

2.2 Местное самоуправление в 1497–1785 гг. 

Состояние местного самоуправления в этот период определяется отноше-

нием к нему центральной власти. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Вначале наметилась тенденция к его развитию, затем к свер-

тыванию. Основой местного самоуправления в данный период по-

                                                           

1

Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право. – М., 1894. – 

С. 387. 


background image

28 

прежнему  оставались  общины,  занимавшиеся  различными  видами 
производства и промысла, а также торговыми делами. Община име-
ла свое собственное постоянное наименование: земля. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Во  время  царствования  Ивана  IV  система  организации  местного  само-

управления  имеет  свои  определенные  особенности.  Появляется  центральный 
орган, координирующий или ведающий вопросами земщины: Земский двор или 
Земский приказ. Он осуществлял надзор за всеми земскими (местными) делами. 

Территориальной  основой  местного  общинного  самоуправления  были 

уезды, малые города, волости, станы, пятины, присуды, губы и погосты, приго-
роды, слободы. Общины объединялись на указанных территориях, как правило, 
по экономическим интересам. 

Производство по-прежнему являлось определяющим фактором функцио-

нирования  местного  общинного  самоуправления.  Об  этом  свидетельствуют 
развитие  ремесла,  строительного  дела, производство ремонта  зданий  и  соору-
жений, наличие различных видов промысла, сельскохозяйственного производ-
ства и торговли. 

В  первой  половине  XVI  в.  наблюдался  подъем  ремесленного  производ-

ства и товарно-денежных отношений. Специализация производства, тесно свя-
занного  с  наличием  местного  сырья,  тогда  носила  еще  исключительно  есте-
ственно-географический характер. Союзы общин объединялись по экономиче-
ским интересам для решения наиболее объемных промышленных задач. 

В сельской местности производственное самоуправление действовало на 

началах общего и общинного владения землей. 

В общем владении состояли земли и угодья, которыми совладели склад-

ничества – товарищества с определенными долями каждого члена. Эти доли яв-
лялись  собственностью  вкладчиков  и  могли  быть  реализованы  посредством 
разделения общего имущества или частного выдела по требованию владельцев. 

Волость представляла собой крупную производственную общину, состо-

явшую из объединившихся по экономическим интересам более мелких общин. 
Сюда  вошли  рыболовецкие  общины,  общины  по  обработке  земли,  общины 
плотницкие, общины торговые и т. д. В городах люди также объединялись по 
экономическим интересам. 

Производственное  самоуправление  является  основой  для  становления 

крупной  промышленности  по  отраслям,  стимулом  для  развития  внутренней 


background image

29 

и внешней торговли, источником формирования и совершенствования системы 
товарно-денежных отношений. 

Однако нельзя сказать, что данный период характеризуется только разви-

тием  производства.  Были  промежутки  времени,  когда  производство  оказыва-
лось в тяжелом состоянии. Это относится ко времени опричнины и последую-
щему периоду, называемому в истории Смутой. С падением производства при-
нижалась и роль самого местного самоуправления. Падение производства было 
обусловлено тем, что в стране начались частые переселения людей с одной тер-
ритории на другую. Это касалось не только землевладельцев, но и крестьян, ко-
торые  обустроили  свое  хозяйство.  На  новом  месте  нужно  было  начинать  все 
сначала.  Всякая  же  реорганизация,  которая  носит  даже  чисто  механический, 
переселенческий  характер,  снижает  темпы  производства  и  нарушает  процесс 
управляемости. Но это переселение осуществлялось осознанно. «Рабочее насе-
ление попадало вместе с дворцовою и черною землею, на которой оно сидело, 
в частную  зависимость»

1

.  Развитие  частного  землевладения  было  одним  из 

условий крестьянского прикрепления. Неизбежным последствием возникнове-
ния привилегированных земельных хозяйств на правительственных землях был 
переход крестьян от податного самоуправления и хозяйственной самостоятель-
ности в землевладельческую опеку и в зависимость от господского хозяйства

2

Шел  механический  процесс  разрушения  сельской  производственной  общины, 
повлекший уничтожение местного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Формы  осуществления  местного  самоуправления  были  по-

ставлены в зависимость от политики центральной власти. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  самом  начале  указанного  периода  в  некоторых  местностях,  например 

в Новгороде  и  Пскове,  действовала  вечевая  форма  самоуправления.  Новгород 
и Псков придерживались своих древних традиций. Здесь по-прежнему господ-
ствовала вечевая непосредственная и представительная демократия, о которой 
было сказано раньше. Но эта форма действовала до присоединения Новгорода 
и Пскова к Московскому государству. 

В других местностях действовали собрания и сходы общин. В большин-

стве своем «посадские и волостные общества издавна имели свои выборные ор-

                                                           

1

Платонов  С.  Ф.  Очерки  по  истории  смуты  в  Московском  государстве  XVI–XVII  вв.  / 

С. Ф. Платонов. – М., 1995. – С. 104. 

2

Там же. – С. 108. 


background image

30 

ганы, старост и сотских»

1

, выступавших в качестве исполнительно-распоряди-

тельных органов, а также городовых приказчиков

2

О старостах часто упоминают судебники 1497 и 1550 гг. Судебник 1497 г. 

установил,  что  на  суде  кормленщиков  должны  присутствовать  старосты.  Без 
старосты и без других людей наместники и волостели не имели права вести суд. 

Из  этого  следует,  что  по  линии  исполнительной  власти  местное  само-

управление имело структуру соподчиненной вертикали. Исполнительная власть 
на местах даже в этот период была выборной. В Новгороде и Пскове исполни-
тельная власть была выборной и на местном, и на центральном, общереспубли-
канском уровнях. 

Компетенция местного самоуправления складывалась в землях в зависи-

мости от их отношения к Московскому государству. В Новгороде и Пскове до 
их присоединения к Москве в руках местного самоуправления были сосредото-
чены  все  вопросы  местного  значения:  развитие  производства,  строительство, 
мощение улиц, ремонт мостовых, ремесло, сельскохозяйственное производство 
и т. д. Решением важнейших вопросов занималось вече. Исполнительная власть 
(старосты, сотские) организовывали выполнение решений, принимаемых на со-
ответствующих местных вече, сходах, собраниях. 

Период  формирования  Московского  государства  внес  свои  коррективы 

в соотношение  представительных  и  исполнительных  органов  местного  само-
управления. Выборные старосты, целовальники, сотские, городовые приказчи-
ки  имели  уже  более  значительный  объем  полномочий,  чем  представительные 
органы. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Непосредственная  форма  осуществления  местного  само-

управления  (вече)  в  этот  период  фактически  была  ликвидирована. 
Поэтому компетенция более четко прослеживается через выборные 
исполнительные органы. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  целом  в  компетенции  органов  местного  самоуправления  находились 

вопросы  постройки  и  ремонта  общественных  зданий,  содержание  в  чистоте 
улиц,  организация  ночных  караулов,  сбор  городских  податей.  За  всем  этим 
осуществлялся пристальный надзор со стороны Земского двора, или Приказа. 

                                                           

1

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. – М., 1991. – С. 215. 

2

Беляев И. Д. Указ. соч. – М., 1879. – С. 512, 513.