ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2880
Скачиваний: 6
Лекция 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
РОССИЙСКОГО ПРАВА
1) Понятие муниципального права и его место в системе российского права.
2) Предмет и метод отрасли муниципального права.
3) Муниципально-правовые нормы.
4) Муниципально-правовые отношения.
5) Источники муниципального права.
1.1 Понятие муниципального права и его место
в системе российского права
Муниципальное право является комплексным правовым образованием. Изу-
чение данной темы необходимо начать с выяснения вопроса о понятии муници-
пального права, его месте в отечественной правовой системе, его соотношении
с другими отраслями права.
Наименование отрасли берет начало от лат. minicipium — самоуправляющаяся
община. В законодательстве о местном самоуправлении термины муниципальный,
местный применяются как равнозначные.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Муниципальное право России — это совокупность институтов
права и норм, являющихся результатом правотворчества на уров-
нях муниципального образования, субъекта Федерации и Россий-
ской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право
отражает интересы, которые формируются и регулируются на
каждом из этих уровней, а также взаимодействие таких уровней
и соотношение их интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Предмет и метод отрасли муниципального права
7
Муниципальное право является комплексной отраслью права, объединяющей
правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают
в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправ-
ления.
1.2 Предмет и метод отрасли муниципального права
Выступая в качестве комплексной отрасли российского права, муниципальное
право имеет собственный предмет и метод регулирования общественных отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Предметом муниципального права служит совокупность отноше-
ний, складывающиеся в процессе осуществления права населения
муниципального образования на местное самоуправление.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раскрывая предмет муниципального права, следует выделить следующие виды
общественных отношений, составляющие предмет муниципального права:
1) отношения, возникающие в ходе организации и проведения муниципаль-
ных выборов и формирования населением выборных органов местного са-
моуправления, реализации иных форм прямого волеизъявления граждан
в системе местного самоуправления;
2) отношения, связанные с определением организационно-правовых форм
местного самоуправления, установлением организационной структуры
и порядка организации и деятельности органов местного самоуправления,
разграничения полномочий между ними, регулированием порядка приня-
тия и вступления в юридическую силу муниципальных правовых актов;
3) отношения, складывающиеся по поводу определения территориальной ос-
новы местного самоуправления, создания, преобразования и упразднения
муниципальных образований;
4) отношения, возникающие в связи с осуществлением полномочий по раз-
решению вопросов местного значения и функционированием различных
отраслей и сфер муниципального хозяйства;
5) отношения, связанные с регулированием финансово-экономической осно-
вы местного самоуправления, управлением и распоряжением муниципаль-
ным имуществом, формированием и исполнением местного бюджета;
6) отношения, возникающие в ходе организации взаимодействия между орга-
нами государственной власти и органами местного самоуправления;
7) отношения, складывающиеся в связи с реализацией органами местного са-
моуправления переданных отдельных государственных полномочий и осу-
ществлением государственного контроля за их исполнением;
8) отношения, связанные с порядком регулирования муниципальной службы,
регламентации правового статуса муниципальных служащих;
8
Лекция 1. Муниципальное право как отрасль российского права
9) отношения, возникающие в связи с обеспечением гарантий реализации
прав населения муниципального образования на местное самоуправление
и защитой его прав от неправомерных действий или актов органов госу-
дарственной власти, установлением ответственности органов местного са-
моуправления перед населением, государством и юридическими лицами.
Именно особенности предмета муниципального права обуславливают специ-
фику методов правового регулирования общественных отношений нормами му-
ниципального права. Такими основными методами регулирования в муниципаль-
ном праве являются императивный и диспозитивный. Одновременно, характери-
зуя действие каждого из вышеуказанных методов муниципального права, следует
иметь в виду то, что императивный метод применяется в регулировании участия
муниципальных образований в публично-правовых отношениях, а диспозитивный
используется для регламентации деятельности органов местного самоуправления
как участников частноправовых отношений.
Широкое использование различных методов правового регулирования обще-
ственных отношений в муниципальном праве предопределяется характером воз-
действия муниципально-правовых норм, которые заимствованы из других базо-
вых отраслей российского права (конституционное, административное, финансо-
вое, гражданское, земельное и т. д.).
1.3 Муниципально-правовые нормы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Муниципальные нормы — правила поведения, закрепляющие права
и обязанности субъектов муниципальных правоотношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие
функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые
для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются
и средствами рассматриваемой отрасли, то первичным является деление ее норм
на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований,
иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере мест-
ного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления.
Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного
самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления,
непосредственного отправления населением муниципальных функций.
Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся: на дефинитивные нормы, нормы-
принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные нормы, а также обязыва-
ющие, запрещающие и управомочивающие нормы.
Виды норм по характеру велений. По характеру содержащихся в них велений
выделяют нормы императивные, диспозитивные и рамочные. Называют также ре-
комендательные нормы, не имеющие властно-волевой основы. Таковы, например,
положения модельных уставов муниципальных образований и иных муниципаль-
ных правовых актов, подготавливаемые органами власти ряда субъектов Федерации.
1.4 Муниципально-правовые отношения
9
Виды норм по субъектам правотворчества. По субъектам правотворчества вы-
деляют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном
законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных норма-
тивных актах, нормативных договорах, одной из сторон которых является орган
местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных
отношений, во внутриорганизационных актах органов территориального обще-
ственного самоуправления.
1.4 Муниципально-правовые отношения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отно-
шения) — это отношения, урегулированные нормами муниципаль-
ного права и складывающиеся между субъектами муниципального
права в сфере местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются
из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоот-
ношений.
Субъектов муниципальных правоотношений, т. е. тех, кто наделен правами,
обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разде-
лить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; поли-
тико-территориальные образования; социальные общности.
В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим
субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специаль-
ным — избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления,
должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие.
Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны
муниципальные отношения.
В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, го-
сударственные органы, органы территориального общественного самоуправления,
другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие,
так и некоммерческие.
В группу политико-территориальных образований входят муниципальные об-
разования, субъекты Федерации, Российская Федерация.
В группе социальных общностей — население муниципальных образований
(местные сообщества жителей), население (этнические группы) субъектов Феде-
рации, многонациональный народ России.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодейству-
ют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанно-
стей, полномочий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Лекция 1. Муниципальное право как отрасль российского права
К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муници-
пальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.
Содержание муниципальных правоотношений составляют права и обязанно-
сти их субъектов (участников). Эти права и юридические обязанности возникают
в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к при-
меру, право жителей городского и сельского поселений на создание муниципаль-
ных образований и корреспондирующую ему обязанность органов государствен-
ной власти обеспечить соответствующее волеизъявление граждан и принять необ-
ходимые меры к учреждению нового муниципального образования, если решение
об этом принято жителями поселений.
По своей природе рассматриваемые муниципальные правоотношения могут
быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так,
избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право,
имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права
определяется процессуальными нормами муниципального права.
1.5 Источники муниципального права
Источниками муниципального права являются:
1) Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве
одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти (ст. 12).
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции РФ по-
священа отдельная гл. 8 Местное самоуправление (ст. 130–133).
2) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международ-
ные договоры РФ.
Нормы международного права также являются источниками муниципального
права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления
в Российской Федерации имеет Европейская Хартия местного самоуправления от
15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г.,
а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя юридическое обязательство
соблюдать международно-правовые стандарты в сфере местного самоуправления
во внутригосударственном законодательстве.
3) Федеральное законодательство.
Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает общие право-
вые, территориальные, организационные и экономические принципы местного са-
моуправления и определяет государственные гарантии его осуществления. Ука-
занный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправле-
ния, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы
и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые