Файл: Муниципальное право РФ-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2880

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

1) Понятие муниципального права и его место в системе российского права.

2) Предмет и метод отрасли муниципального права.

3) Муниципально-правовые нормы.

4) Муниципально-правовые отношения.

5) Источники муниципального права.

1.1 Понятие муниципального права и его место
в системе российского права

Муниципальное право является комплексным правовым образованием. Изу-

чение данной темы необходимо начать с выяснения вопроса о понятии муници-
пального права, его месте в отечественной правовой системе, его соотношении
с другими отраслями права.

Наименование отрасли берет начало от лат. minicipium — самоуправляющаяся

община. В законодательстве о местном самоуправлении термины муниципальный,
местный применяются как равнозначные.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Муниципальное право России — это совокупность институтов
права и норм, являющихся результатом правотворчества на уров-
нях муниципального образования, субъекта Федерации и Россий-
ской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право
отражает интересы, которые формируются и регулируются на
каждом из этих уровней, а также взаимодействие таких уровней
и соотношение их интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

1.2 Предмет и метод отрасли муниципального права

7

Муниципальное право является комплексной отраслью права, объединяющей

правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают
в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправ-
ления.

1.2 Предмет и метод отрасли муниципального права

Выступая в качестве комплексной отрасли российского права, муниципальное

право имеет собственный предмет и метод регулирования общественных отношений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предметом муниципального права служит совокупность отноше-
ний, складывающиеся в процессе осуществления права населения
муниципального образования на местное самоуправление.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раскрывая предмет муниципального права, следует выделить следующие виды

общественных отношений, составляющие предмет муниципального права:

1) отношения, возникающие в ходе организации и проведения муниципаль-

ных выборов и формирования населением выборных органов местного са-
моуправления, реализации иных форм прямого волеизъявления граждан
в системе местного самоуправления;

2) отношения, связанные с определением организационно-правовых форм

местного самоуправления, установлением организационной структуры
и порядка организации и деятельности органов местного самоуправления,
разграничения полномочий между ними, регулированием порядка приня-
тия и вступления в юридическую силу муниципальных правовых актов;

3) отношения, складывающиеся по поводу определения территориальной ос-

новы местного самоуправления, создания, преобразования и упразднения
муниципальных образований;

4) отношения, возникающие в связи с осуществлением полномочий по раз-

решению вопросов местного значения и функционированием различных
отраслей и сфер муниципального хозяйства;

5) отношения, связанные с регулированием финансово-экономической осно-

вы местного самоуправления, управлением и распоряжением муниципаль-
ным имуществом, формированием и исполнением местного бюджета;

6) отношения, возникающие в ходе организации взаимодействия между орга-

нами государственной власти и органами местного самоуправления;

7) отношения, складывающиеся в связи с реализацией органами местного са-

моуправления переданных отдельных государственных полномочий и осу-
ществлением государственного контроля за их исполнением;

8) отношения, связанные с порядком регулирования муниципальной службы,

регламентации правового статуса муниципальных служащих;


background image

8

Лекция 1. Муниципальное право как отрасль российского права

9) отношения, возникающие в связи с обеспечением гарантий реализации

прав населения муниципального образования на местное самоуправление
и защитой его прав от неправомерных действий или актов органов госу-
дарственной власти, установлением ответственности органов местного са-
моуправления перед населением, государством и юридическими лицами.

Именно особенности предмета муниципального права обуславливают специ-

фику методов правового регулирования общественных отношений нормами му-
ниципального права. Такими основными методами регулирования в муниципаль-
ном праве являются императивный и диспозитивный. Одновременно, характери-
зуя действие каждого из вышеуказанных методов муниципального права, следует
иметь в виду то, что императивный метод применяется в регулировании участия
муниципальных образований в публично-правовых отношениях, а диспозитивный
используется для регламентации деятельности органов местного самоуправления
как участников частноправовых отношений.

Широкое использование различных методов правового регулирования обще-

ственных отношений в муниципальном праве предопределяется характером воз-
действия муниципально-правовых норм, которые заимствованы из других базо-
вых отраслей российского права (конституционное, административное, финансо-
вое, гражданское, земельное и т. д.).

1.3 Муниципально-правовые нормы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Муниципальные нормы — правила поведения, закрепляющие права
и обязанности субъектов муниципальных правоотношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие

функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые
для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются
и средствами рассматриваемой отрасли, то первичным является деление ее норм
на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований,

иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере мест-
ного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления.
Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного
самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления,
непосредственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся: на дефинитивные нормы, нормы-

принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные нормы, а также обязыва-
ющие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Виды норм по характеру велений. По характеру содержащихся в них велений

выделяют нормы императивные, диспозитивные и рамочные. Называют также ре-
комендательные нормы, не имеющие властно-волевой основы. Таковы, например,
положения модельных уставов муниципальных образований и иных муниципаль-
ных правовых актов, подготавливаемые органами власти ряда субъектов Федерации.


background image

1.4 Муниципально-правовые отношения

9

Виды норм по субъектам правотворчества. По субъектам правотворчества вы-

деляют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном
законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных норма-
тивных актах, нормативных договорах, одной из сторон которых является орган
местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных
отношений, во внутриорганизационных актах органов территориального обще-
ственного самоуправления.

1.4 Муниципально-правовые отношения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отно-
шения) — это отношения, урегулированные нормами муниципаль-
ного права и складывающиеся между субъектами муниципального
права в сфере местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются

из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоот-
ношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т. е. тех, кто наделен правами,

обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разде-
лить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; поли-
тико-территориальные образования; социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим

субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специаль-
ным — избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления,
должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие.
Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны
муниципальные отношения.

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, го-

сударственные органы, органы территориального общественного самоуправления,
другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие,
так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные об-

разования, субъекты Федерации, Российская Федерация.

В группе социальных общностей — население муниципальных образований

(местные сообщества жителей), население (этнические группы) субъектов Феде-
рации, многонациональный народ России.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодейству-
ют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанно-
стей, полномочий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

10

Лекция 1. Муниципальное право как отрасль российского права

К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муници-

пальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют права и обязанно-

сти их субъектов (участников). Эти права и юридические обязанности возникают
в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к при-
меру, право жителей городского и сельского поселений на создание муниципаль-
ных образований и корреспондирующую ему обязанность органов государствен-
ной власти обеспечить соответствующее волеизъявление граждан и принять необ-
ходимые меры к учреждению нового муниципального образования, если решение
об этом принято жителями поселений.

По своей природе рассматриваемые муниципальные правоотношения могут

быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так,
избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право,
имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права
определяется процессуальными нормами муниципального права.

1.5 Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются:

1) Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве

одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции РФ по-

священа отдельная гл. 8 Местное самоуправление (ст. 130–133).

2) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международ-

ные договоры РФ.

Нормы международного права также являются источниками муниципального

права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления
в Российской Федерации имеет Европейская Хартия местного самоуправления от
15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г.,
а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя юридическое обязательство
соблюдать международно-правовые стандарты в сфере местного самоуправления
во внутригосударственном законодательстве.

3) Федеральное законодательство.

Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает общие право-
вые, территориальные, организационные и экономические принципы местного са-
моуправления и определяет государственные гарантии его осуществления. Ука-
занный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправле-
ния, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы
и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые