Файл: Муниципальное право РФ-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2584

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Лекция 2. Территориальная

и компетенционная основы местного самоуправления

5) Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граж-

дан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их
полномочий, и невозможность отмены нормативно-правовых, индивиду-
альных решений муниципальных органов и должностных лиц государ-
ственными органами и должностными лицами.

6) Экономическая самостоятельность местного самоуправления. Глава 8 Зако-

на от 6 октября 2003 г. закрепляет финансово-экономическую основу мест-
ного самоуправления. К этой группе норм примыкают правила о том, что
наделение органов местного самоуправления отдельными государственны-
ми полномочиями осуществляется с одновременной передачей необходи-
мых материальных и финансовых средств. Однако сегодня именно неза-
видное финансово-экономическое положение многих местных органов де-
лает уязвимой их политическую, организационную независимость от госу-
дарства. На практике расширяются расходные полномочия муниципальных
образований и, наоборот, сокращаются их собственные доходные источни-
ки. Отмеченное показывает ограниченность правовых гарантий местного
самоуправления — последние важны, но не всесильны.

2.2 Территориальная основа местного
самоуправления

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Муниципальное образование — городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской округ либо внутригородская тер-
ритория города федерального значения;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей
территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, ста-
ниц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населен-
ных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляет-
ся населением непосредственно и (или) через выборные и иные
органы местного самоуправления;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Городское поселение — город или поселок, в которых мест-
ное самоуправление осуществляется населением непосредственно
и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

2.2 Территориальная основа местного самоуправления

17

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Городской округ — городское поселение, которое не входит в со-
став муниципального района и органы местного самоуправления
которого осуществляют полномочия по решению установленных
настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
поселения и вопросов местного значения муниципального района,
а также могут осуществлять отдельные государственные пол-
номочия, передаваемые органам местного самоуправления феде-
ральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Муниципальный

район — несколько

поселений

или

поселений

и межселенных территорий, объединенных общей территори-
ей, в границах которой местное самоуправление осуществляется
в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого
характера населением непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления, которые могут осу-
ществлять отдельные государственные полномочия, передавае-
мые органам местного самоуправления федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Внутригородская территория города федерального значения —
часть территории города федерального значения, в границах ко-
торой местное самоуправление осуществляется населением непо-
средственно и (или) через выборные и иные органы местного са-
моуправления;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образование, преобразование и упразднение муниципальных
образований

Совокупность муниципальных образований в субъектах Федерации весьма раз-

нообразна, и появление новых муниципальных образований приводит к преобра-
зованию некоторых из действующих, изменению границ между муниципальными
образованиями, иным существенным изменениям их правового статуса. Все эти
отношения требуют нормативного упорядочения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образование муниципальных образований — процесс создания му-
ниципальных образований на территориях, не охваченных мест-
ным самоуправлением, не входящих в состав уже имеющихся му-
ниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

18

Лекция 2. Территориальная

и компетенционная основы местного самоуправления

Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособ-

ляемых территорий и заключается в закладке на обособляемых территориях обя-
зательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структу-
ры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета.
Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упразднение муниципальных образований — процесс прекращения
существования муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муни-

ципальных образований. Однако порядок упразднения принципиально совпадает
с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех
же вопросов, что решаются при образовании муниципальных образований. Здесь
также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по
вопросу о возможности упразднения муниципального образования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Преобразованием муниципальных образований является объедине-
ние муниципальных образований, разделение муниципальных обра-
зований, изменение статуса городского поселения в связи с наделе-
нием его статусом городского округа либо лишением его статуса
городского округа.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъ-

ектов Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, ор-
ганов государственной власти субъектов Федерации, федеральных органов госу-
дарственной власти в соответствии с положениями Закона от 6 октября 2003 г.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализу-
ется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местно-
го референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государ-
ственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется ре-
шениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государ-
ственной власти.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных

муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из
поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от
6 октября 2003 г., либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципаль-
ных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований,
осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными ор-
ганами каждого из объединяемых муниципальных районов. Разделение поселения,
влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населе-
ния каждого из образуемых поселений, также выраженного путем голосования ли-
бо на сходах граждан. Разделение муниципального района осуществляется с уче-
том мнения населения, выраженного представительным органом муниципального
района.


background image

Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 2

19

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом

городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется
законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городско-
го поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава
которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское
поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муници-
пального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона
от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения
и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав
которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения
не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского
поселения и (или) населения муниципального района.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Понятие местного самоуправления.

2) Перечислите основные принципы местного самоуправления.

3) Опишите принцип организационного обособления местного самоуправле-

ния от государственной власти.

4) Перечислите функции местного самоуправления.

5) Какие вы знаете виды муниципальных образований?

6) Что означает одноуровневая и двухуровневая организация местного само-

управления в субъектах Российской Федерации?

7) Раскройте особенности организации местного самоуправления в городах

федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.


background image

Лекция 3

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1) Порядок выборов депутатов представительных органов муниципального

образования.

2) Исключительная компетенция представительных органов муниципального

образования.

3) Порядок подготовки и созыва, проведения сессий (собраний) представи-

тельных органов муниципального образования.

4) Структура представительного органа муниципального образования.

5) Председатель представительного органа местного самоуправления.

В муниципальных образованиях в обязательном порядке создаются представи-

тельные органы местного самоуправления. Исключением из этого правила явля-
ется осуществление полномочий представительного органа в поселениях числен-
ностью жителей менее 100 человек (ст. 35 ч. 3 закона о местном самоуправлении
2003 г.). Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей
поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет пол-
номочия представительного органа муниципального образования, в том числе от-
несенные к исключительной компетенции представительного органа муниципаль-
ного образования. Конечно, сход или собрание граждан в состоянии заменить со-
бою представительный орган лишь в небольшом населенном пункте, где возможен
регулярный созыв всех совершеннолетних жителей для обсуждения насущных дел
и принятия решений.

Представительный орган местного самоуправления, как это следует из самого

наименования данного института, представляет местное сообщество. Смысл колле-
гиальности представительного органа местного самоуправления — в нахождении