ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2878
Скачиваний: 6
1.5 Источники муниципального права
11
акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), зако-
ны и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы
муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных
референдумах, и иные муниципальные правовые акты:
• Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ О муниципальной службе в Рос-
сийской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Бюджетный кодекс Российской Федерации;
• Налоговый кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных норматив-
ных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило,
детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сфе-
рах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь име-
ют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки раз-
вития местного самоуправления в России: о Совете по местному самоуправле-
нию, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы госу-
дарственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные поло-
жения государственной политики в области развития местного самоуправления
в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других феде-
ральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-
территориальных образованиях и др.
4) Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные
акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Устав Томской области.
Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении
и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют орга-
ны государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому конститу-
ции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации так-
же являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-
рации определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование
которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.
5) Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными
нормативными правовыми актами имеют важное значение для организа-
ции и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных
образований, решения представительных органов местного самоуправле-
ния и правовые акты глав местных администраций, многочисленные пра-
вовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных админи-
страций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме,
а также на сходах граждан.
Особое значение среди актов местного самоуправления имеет устав муници-
пального образования. Как правило, в уставе муниципального образования содер-
12
Лекция 1. Муниципальное право как отрасль российского права
жатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствую-
щем муниципальном образовании, но и порядок подготовки и принятия муници-
пальных правовых актов.
Действующим законодательством предусмотрена процедура вступления в юри-
дическую силу уставов МО, предусмотренная в ФЗ от 21.07.2005 г. №97-ФЗ О гос.
регистрации уставов МО.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Что является предметом муниципального права?
2) Назовите источники муниципального права.
3) Муниципальное право как комплексная отрасль права.
4) Назовите виды муниципально-правовых норм.
5) Что такое система муниципального права?
6) Назовите особенности муниципально-правовых отношений.
7) Особенности норм муниципального права.
8) Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Лекция 2
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
И КОМПЕТЕНЦИОННАЯ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
1) Понятие и сущность местного самоуправления.
2) Территориальная основа местного самоуправления. Понятие и виды муни-
ципальных образований.
3) Функции и компетенция органов местного самоуправления.
4) Принципы организации и деятельности местного самоуправления.
2.1 Понятие и сущность местного самоуправления
Местное самоуправление можно рассматривать как разновидность социаль-
ного управления, демократическую основу конституционного строя Российской
Федерации, форму народовластия и как самостоятельный уровень осуществления
публичной власти.
Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного само-
управления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя
страны (гл. гл. 1, 8).
Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 ок-
тября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти.
Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, феде-
ральными законами, а в случаях, установленных законами субъектов Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредствен-
14
Лекция 2. Территориальная
и компетенционная основы местного самоуправления
но и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций
(ст. 1). Ключевое отличие современного подхода — прямая характеристика местно-
го самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного
самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).
Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного
состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель.
К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных об-
разований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля
и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый
территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует
понимать синтез индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на ме-
стах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспорт-
ные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения
образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффектив-
ное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно выража-
ющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это,
конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются
в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного
самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями
своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собствен-
ным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматри-
ваться как первичные субъекты самоуправления.
Принципы организации местного самоуправления
1) Необходимость организации местного самоуправления на всей территории
Российской Федерации. Базовая территориальная единица местного само-
управления — муниципальное образование. Муниципальные образования,
в силу этого принципа, должны, по общему правилу, создаваться на всех
населенных территориях всех субъектов Федерации.
2) Самостоятельное определение населением муниципального образования
своего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствии с фе-
деральным законодательством и законодательством субъектов Федерации
в собственных уставах. Уставы муниципальных образований выполняют
ту же роль, что и Конституция РФ для страны в целом, конституции,
уставы субъектов Федерации для соответствующих субъектов. Устав муни-
ципального образования — своеобразная конституция, которая комплексно
определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности своего
территориального коллектива. Не случайно в уставах многих муниципаль-
ных образований указывается, что данные уставы имеют высшую юриди-
ческую силу по отношению ко всем иным муниципальным нормативным
актам, прямое действие. Уставы муниципальных образований принимают-
ся их представительными органами местного самоуправления или непо-
средственно населением.
2.1 Понятие и сущность местного самоуправления
15
Самостоятельность местного самоуправления носит относительный харак-
тер, поскольку государство законодательно определяет пределы полномо-
чий местного самоуправления.
3) Недопустимость образования органов местного самоуправления, назначе-
ния должностных лиц местного самоуправления органами государствен-
ной власти и государственными должностными лицами. Названный прин-
цип имеет в виду любые органы местного самоуправления и любых долж-
ностных лиц местного самоуправления, которые действуют в соответствии
с уставами муниципальных образований.
Данный принцип есть то общее правило, которое имеет свои исключения.
Так, ст. 37 Закона от 6 октября 2003 г. предусматривает, что при проведении
конкурса на замещение должности главы местной администрации город-
ского округа или муниципального района по контракту 1/3 членов конкурс-
ной комиссии назначается региональным парламентом по представлению
высшего должностного лица (главы) соответствующего субъекта РФ. Кон-
тракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном
порядке на основании заявления главы субъекта РФ — в связи с нарушени-
ем условий контракта в части осуществления отдельных государственных
полномочий.
Деятельность органов местного самоуправления может прекращаться ре-
шениями органов государственной власти. Представительный орган мест-
ного самоуправления может распускаться законом субъекта РФ. Глава субъ-
екта Федерации вправе своим правовым актом отрешить от должности гла-
ву муниципального образования, главу местной администрации. Однако
названные действия органов государственной власти должны базироваться
на судебных решениях, которыми установлено, что правовые акты, дей-
ствия органов местного самоуправления противоречат действующему за-
конодательству.
4) Запрет осуществления местного самоуправления органами государствен-
ной власти и государственными должностными лицами. Это существенная
гарантия самостоятельности мест. Запрет осуществления местного само-
управления государственными органами и должностными лицами означает
невозможность осуществления последними функций и полномочий муни-
ципальных образований, органов местного самоуправления, прав и полно-
мочий иных субъектов местного самоуправления.
Однако указанный запрет имеет свои изъятия. Закон от 6 октября 2003 г.
предусматривает ряд случаев, при которых органы государственной вла-
сти субъектов Федерации вправе временно осуществлять отдельные пол-
номочия органов местного самоуправления (ст. 75). При этом органы госу-
дарственной власти не вправе осуществлять полномочия органов местного
самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесе-
нию в него изменений и дополнений, установлению структуры органов
местного самоуправления, изменению границ территории муниципального
образования, преобразованию муниципального образования.