ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11482
Скачиваний: 234
16
Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики
оценить эффективность действий органов, призванных бороться с различ-
ными правонарушениями;
• идеологическая. Правовая статистика является обобщенным выражением
государственно-правовых мер контроля над правонарушениями. Умелое
манипулирование статистическими данными о преступности может ис-
пользоваться как властью для доказательства своей способности контро-
лировать и эффективно ограничивать масштабы преступности, так и оппо-
зицией для опровержения этой способности;
• управленческая функция. Данные правовой статистики позволяют обосно-
вывать правоохранительным органам свою роль и место в обществе, обос-
новать выделение кадровых и материальных ресурсов на правоохранитель-
ную деятельность и безопасность государства;
• информационная функция заключается в обеспечении необходимыми све-
дениями эмпирического характера (об уровне, состоянии, структуре и ди-
намике преступности, ее социальных последствиях, причинах и условиях,
способствующих совершению преступлений, и др.) всех основных направ-
лений деятельности правоохранительных органов;
• координационная функция. Материалы правовой статистики играют суще-
ственную роль в координации деятельности различных структур право-
охранительных органов и органов юстиции (органов внутренних дел, про-
куратуры, правосудия, таможенной службы, службы безопасности, налого-
вой полиции, адвокатуры и др.) и способствуют преодолению разобщения
этих структур и повышению действенности правовой помощи и защиты
граждан и их собственности [1].
Большую роль правовая, а точнее уголовная, статистика играет в изучении
и предупреждении преступности. Принимая во внимание данные о состоянии,
структуре, динамике преступности, данные о результатах борьбы с правонаруше-
ниями, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществ-
лять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
Правовая статистическая информация позволяет решать задачи контроля,
планирования и управления в сфере борьбы с преступностью. Исходя из стати-
стических данных об уровне, состоянии преступности, возможностях оператив-
ных и следственных работников и других данных планируется распределение сил
и средств борьбы с преступными проявлениями.
Правовая статистика наряду с другими источниками дает возможность уста-
новить, как работают суды, следственные органы, прокуратура, исправительно-
трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосу-
дие. Учёт в области осуществления правосудия является одновременно и сред-
ством контроля над следственной и судебной практикой. Фиксируя результаты ра-
боты органов юстиции, статистика помогает выявить отрицательные стороны в их
деятельности и принять меры к их устранению.
Данные уголовно-правовой статистики позволяют судить об эффективности
действующего уголовного законодательства и деятельности уголовной юстиции.
Материалы правовой статистики широко используются в работе по совершенство-
ванию законодательства. Разработка проектов законов в области права не может
1.4 Историческое развитие правовой статистики
17
проводиться без изучения целого ряда статистических показателей, характеризу-
ющих состояние преступности, динамику конкретных правонарушений, практиче-
ское применение действующего законодательства, целесообразность отдельных его
норм. С учетом этих показателей в процессе законотворчества должна проводиться
корректировка законов и устанавливаться новые формы борьбы с определёнными
нарушениями [6].
Изучение данных правовой статистики, характеризующих количественно-ка-
чественные параметры правонарушений (причины и условия преступлений, ха-
рактеристика личности правонарушителей), дает возможность разобраться в моти-
вации преступности, непосредственных причинах совершения преступлений, вы-
явить связь преступлений с другими социальными явлениями (безработицей, пьян-
ством, воспитанием и пр.).
Достоверная статистическая информация, отражающая преступность, ее при-
чины, специфические особенности личности преступников, тенденции и законо-
мерности преступности, позволяет прогнозировать развитие преступности в будущем.
1.4 Историческое развитие правовой статистики
История уголовно-правовой статистики России начинается с организации
в 1802 г. министерств. Именно с этого времени стали регулярно накапливаться
данные уголовно-правовой статистики, как было предписано законом.
Манифестом от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств было поло-
жено начало новой системе государственной статистики, в частности уголовно-
правовой, сосредоточивавшейся в то время, в основном, в Министерстве юстиции
и Министерстве внутренних дел.
Вся статистика Министерства внутренних дел подразделялась на основную
и текущую, включавшие донесения «по предметам полиции», руководство которой
было возложено на МВД.
Указанные «предметы» должны были, с одной стороны, выявить всевозмож-
ные деяния, нарушающие правопорядок, а с другой — показать, как справляется
полиция с возложенными на нее обязанностями.
Программа наблюдения «по ведомству полиции» была определена циркуляром
от 19 сентября 1802 г. с учетом понимания статистики не столько как числовых
данных, сколько как деятельности по описанию достопримечательностей государ-
ства [6].
Поощряя печатание и перевод прогрессивной литературы, Александр 1 разре-
шил опубликование отчетов министерств и пользование архивными материалами.
Доступ к фактическим материалам имел безусловно прогрессивное значение
и сыграл большую роль в деле развития статистической науки. Кроме обсуждения
в прессе регулярных отчетов министерств и издания специального «Статистиче-
ского журнала», создателем которого был К. Ф. Герман, статистика как обязатель-
ный предмет вводится в гимназиях и университетах. В 1804 г. в императорской
Академии наук открылась кафедра статистики, ученым было разрешено пользо-
ваться официальными материалами в казенных учреждениях. Однако целый ряд
сведений, например о политических преступлениях и финансах, считался государ-
ственной тайной.
18
Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Академик К. Ф. Герман был первым русским уголовным стати-
стиком, пытавшимся всесторонне проанализировать причины пре-
ступности на основе официально опубликованных данных.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Исследуя статистические материалы о числе преступлений и самоубийств, ис-
пользуя обобщающие показатели, стремился доказать закономерность и причин-
ную обусловленность подобных событий [1].
С 1804 г. и вплоть до Октябрьской революции губернаторы обязаны были пред-
ставлять министерству внутренних дел, а затем министерству полиции, учрежден-
ному в 1811 г. (в его структуре было статистическое отделение, руководил которым
до 1838 г. К. Ф. Герман), ежегодные отчеты, содержащие целый ряд числовых при-
ложений. По вопросу статистики преступлений и наказаний к отчету прилагалась
особая ведомость, содержащая наряду с цифровыми данными некоторые поясне-
ния. Особое внимание обращалось на число преступлений («случаев»), сословную
принадлежность преступников, их количество. Кроме годовых отчетов, губерна-
торы обязаны были посылать в министерство ежемесячные ведомости «Особых
происшествий», на основании которых составлялась сводная ведомость «Особых
происшествий в империи».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основным источником данных о преступности являлась стати-
стика Министерства юстиции, которое, согласно манифесту от
25 июня 1811 г. «Об учреждении министерств», осуществляло
«устройство суда гражданского и уголовного». Этим было положе-
но начало организации новой системы судебной статистики: мест-
ные судебные органы (объединенные в губернском масштабе) обя-
заны были отчитываться перед министром по определенным фор-
мам отчетов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Специального статистического отделения министерство не имело до 1872 г.,
и все статистические материалы сосредоточивались в архиве. На основе получен-
ных с мест материалов министерство стало составлять ежегодные отчеты о своей
деятельности. Первый такой отчет (1807 г.) охватывал деятельность всех органов
юстиции, центральных и местных, и давал сведения о движении дел по отдель-
ным губерниям, причем самые различные дела суммировались вместе в послед-
ней, «генеральной ведомости». Все дела распределялись по каждой губернии на
шесть групп:
1) «интересные», т. е. гражданские;
2) уголовные;
3) следственные;
4) долговые по векселям и заемным письмам;
5) спорные и апелляционные;
6) бесспорные по предписаниям, требованиям и прошениям.
1.4 Историческое развитие правовой статистики
19
По каждой губернии давались также сведения о числе подсудимых и лицах,
содержащихся под стражей. Все дела в этом отчете брошены в один котел, от-
сутствуют группировки числа подсудимых, объяснение движения количества дел
подсудимых и содержащихся под стражей [6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15 июня 1830 г. были утверждены «Правила отчетности министер-
ства юстиции, высочайше» именно с этого момента отчеты Мини-
стерства юстиции дают непосредственно статистические, т. е. чис-
ловые, данные в виде довольно обширных (от 25 до 40) таблиц,
сопровождающихся объяснительной запиской.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таблицы подразделялись на «систематические», дающие группировку дел
и подсудимых по различным признакам, и «перечневые», отражавшие количество
дел, подсудимых по отдельным губерниям. Таблицы были сконструированы по ба-
лансовому методу, дающему возможность контроля за правильностью заполнения
отдельных граф. Они отражали в числах работу органов юстиции и состояние пре-
ступности. Все дела и подсудимые показывались в отчетах совершенно раздельно
по имевшимся тогда судебным местам (инстанциям), невзирая на то, что одни и те
же дела, в связи с их переходом из одной судебной инстанции в другую, учитыва-
лись несколько раз. Это приводило к искажению действительных показателей, но
долгое время не замечалось. Кроме того, затруднялся контроль Министерства юс-
тиции за отдельными судебными местами. В связи с этим Министерство юстиции
с 1860 г. устанавливает новые правила учета подсудимых, оставляя без внимания
вопрос об учете дел.
С целью контроля за деятельностью следственного аппарата, с 1860 г. отде-
ленного от полиции и подчиненного судебным местам, 20 августа 1860 г. Мини-
стерство юстиции установило специальную отчетность (двухмесячную и годовую),
позволяющую судить об успешности работы органов предварительного расследо-
вания. Уголовные палаты, таким образом, имели полную возможность контроли-
ровать работу судебных следователей на основе получаемых показателей. В даль-
нейшем уголовные палаты представляли подытоженные материалы «для надзора
и наблюдения» губернскому прокурору, который с теми или иными замечаниями
направлял их в Министерство юстиции.
Учет преступлений, помимо указанных министерств (внутренних дел и юсти-
ции), осуществлялся и тюремными органами, например образованным в 1823 г.
так называемым Приказом о ссыльных в Тобольске, а также Министерством госу-
дарственных имуществ, которому поручалось «поручительство» над государствен-
ными крестьянами.
С организацией в 1834 г. губернских статистических комитетов появились об-
зоры по вопросам преступности в той или иной губернии, области или крае в виде
так называемых памятных книжек, которые издавались этими комитетами.
20
Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 1852 г. статистическое отделение Министерства внутренних дел
было преобразовано в статистический комитет, который с 1857 г.
стал называться Центральным статистическим комитетом. Этому
комитету поручалось собирание, критическая проверка, приведе-
ние в порядок и обработка всех статистических сведений, необхо-
димых для правительства [6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В этот период появляется ряд интересных работ по так называемой мораль-
ной, или нравственной, статистике, важнейшим разделом которой была уголовно-
правовая статистика.
Главной задачей статистики на этом этапе был поиск новых фактов, под-
тверждающих наличие закономерностей в развитии общественных явлений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наиболее заметный след в исследовании явлений, характеризую-
щих общественную нравственность, оставил А. Кетле.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Он обращал внимание на повторяемость криминальных явлений, был уверен
в стабильности числа ежегодно совершаемых преступлений и на этой основе пы-
тался вывести закономерности движения преступности.
Развитие исследований моральных статистиков на втором этапе (вторая по-
ловина XIX в.) шло в направлении сбора сведений о степени влияния на пре-
ступность и иные аморальные явления тех или иных социальных факторов, среди
которых выделялись: особенности страны, время года и суток, личностные харак-
теристики — пол, возраст, образование, национальность, место жительства, семей-
ное и имущественное положение, алкоголизм, бродяжничество, неурожаи, цены на
хлеб.
Многие известные русские статистики того времени увлеклись изысканиями
в области моральной статистики.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, Е. Н. Тарновский, крупнейший русский специалист в области уголовно-
правовой статистики, исследуя зависимость динамики имущественных преступле-
ний в России от колебаний в размерах урожаев и цен на хлеб в различных губер-
ниях, пришел к выводу, что разный уровень преступности на ее территории тесно
связан с изученными им экономическими факторами: «Где выше колеблемость цен
ржи, там больше колеблется преступность».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Академик К. С. Веселовский (1811–1901) в своей работе «Опыт нравственной
статистики», посвященной одной из ее проблем — статистике самоубийств, обрабо-
тав официальные статистические данные, взятые из отчетов Министерства внут-