Файл: Правовая статистика - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 11483

Скачиваний: 234

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.4 Историческое развитие правовой статистики

21

ренних дел, пришел к выводу, что рост числа самоубийств происходит вследствие
тяжелых жизненных условий большинства населения.

В результате начала судебной реформы в 1864 году начался новый этап уго-

ловно-правовой статистики. Судебная реформа 1864 г. установила суд присяжных,
адвокатуру, реорганизовала прокуратуру и ввела новый порядок судопроизводства
и судоустройства. Она отменила сословные суды, провозгласила отделение суда
от законодательной и административной власти, независимость и несменяемость
судей [6].

Судебные уставы, утвержденные Александром I 20 ноября 1864 г., создали две

системы судов: мировую и общую.

Система общих судов, на которые возлагалось рассмотрение всех попонных

и гражданских дел, превышающих подсудность мирового суда, состояла из:

1) окружных судов,

2) судебных палат,

3) Правительствующего Сената.

Начата была работа по пересмотру основных частей и материального законода-

тельства — уголовного и гражданского, непосредственно определяющих основные
объекты уголовно-правовой статистики, которыми являются преступления, пре-
ступники и наказания, также деятельность органов, осуществляющих отдельные
стадии уголовного процесса.

По закону от 1863 г. отменялись наказания шпицрутенами, плетьми и кошками,

а также наложением клейма и штемпельных знаков на лицо.

Согласно общим указаниям судебных уставов на министра юстиции был возло-

жен надзор за всеми ведомствами и правильная организация судебной статистики
как одной из важных форм надзора, но не указывались конкретные формы этой
организации.

Отчеты, составляемые по истечении каждого года, признано было необходи-

мым заменить сведениями, доставляемыми по каждому отдельному делу во время
самого его производства. С момента возникновения уголовного дела все судебные
места, в производстве которых оно находится, обязаны посылать в Министерство
юстиции краткие уведомления по установленной форме о всякой перемене в поло-
жении дела, а по окончании его — статистический листок о личности подсудимого.

Новая система уголовно-правовой статистики основывалась на четкой органи-

зации первичного учета, при котором каждое уголовное дело и каждый подсуди-
мый регистрировались на отдельных карточках. Организация первичного учета по
индивидуальной форме — наиболее удобная для статистической работы, так как да-
ет возможность охарактеризовать единицу совокупности значительным числом по-
казателей, она более удобна как для сводки и группировки, так и для оперативных
целей — получения всевозможных справок о деле обвиняемом. Такая система учета
имеет исключительно важное значение для любого статистического исследования.
Карточки являлись базой всей системы уголовно-правовой статистики и приравни-
вались к основным процессуальным документам. Первичный учет осуществлялся
непосредственно судьями и следователями путем заполнения карточек [6].

В течение почти четырех десятилетий (1872–1909) в России существовала так

называемая купонная система, дающая возможность Министерству юстиции сле-
дить за движением уголовного дела, рассматриваемого в судах. Ее сущность за-


background image

22

Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики

ключалась в следующем: к возбужденному уголовному делу подшивалась особая
тетрадь («ведомость о производстве дела»), состоящая из 12 «купонов», каждый из
которых отражал соответствующую стадию уголовного процесса, начиная от про-
изводства дела у судебного следователя и кончая исполнением приговора. Соответ-
ствующий «купон» заполнялся по окончании производства в определенной стадии
уголовного процесса и немедленно отсылался в Министерство юстиции, где могли
точно знать положение каждого уголовного дела. Заполнение «купонов» тоже при-
равнивалось к заполнению основных процессуальных документов и возлагалось
на следователей, судей и прокуроров, которые несли уголовную ответственность
за правильность указанных сведений и их своевременное представление.

Купоны служили также документом учета для измерения преступности. Если

каждая стадия уголовного процесса контролировалась центром на основе полу-
ченных купонов, то учет преступности велся в противозаконных событиях, фактах
лишь после окончательного завершения дела, что исключало дублирование, по-
вторный учет. Фактически «купонная система» впервые установила такие принци-
пы, которые давали возможность разрешить весьма актуальную проблему единого
учета преступлений.

В статистическом отделении Министерства юстиции полученные документы

первичного учета сводились, группировались, причем основные итоги и выводы
ежегодно публиковались в «Сводах статистических сведений по делам уголовным».

Статистические сведения по программе «Сводов», издаваемых Министерством

юстиции, собирались начиная с 1874 г.

«Свод статистических сведений по делам уголовным» представлял собой весь-

ма объемный отчет, состоявший из трех частей. Первая часть — «Сведения о произ-
водстве дел в судебных местах» — состояла из 10 таблиц, освещавших отдельные
стадии, которые проходило уголовное дело в процессе своего расследования и раз-
решения. Вторая часть — «Статистические сведения о подсудимых по окружным
судам и судебным палатам» — охватывала 28 таблиц, третья часть — «Статистиче-
ские сведения о подсудимых в судебно-мировых установлениях» — 20 таблиц. Обе
эти части подробно характеризовали личность подсудимых, оправданных и осуж-
денных в общих и мировых судах по самым разнообразным демографическим
и юридическим признакам.

«Своды» давали широкую возможность для характеристики деятельности ор-

ганов суда и прокуратуры, с одной стороны, и преступности — с другой. Большое
внимание составителями «Сводов» уделялось такой конструкции таблиц, которая
позволяла бы установить плюсы и минусы в ходе судопроизводства.

Министерство юстиции, обобщая соответствующие статистические материа-

лы, имело возможность определить основные направления в развитии судебной
репрессии, выяснить, насколько типичны те недостатки, которые выявлялись при
пересмотре приговоров по отдельным судебным делам [6].

В этот же период (с июня 1870 г.) была установлена система регистрации осуж-

денных путем введения Министерством юстиции справок о судимости, что имело
важное значение для квалификации рецидива. Поступающие в Министерство юс-
тиции справки сосредоточивались в специально организованном «архиве справок
о судимости», который ежемесячно печатал особые ведомости, где в алфавитном
порядке были обозначены все осужденные по семи показателям:


background image

1.4 Историческое развитие правовой статистики

23

1) суд, постановивший приговор;

2) звание, имя, отчество, фамилия или прозвище подсудимого;

3) возраст его;

4) место рождения, постоянного жительства и прописки, а также занятие и ре-

месло;

5) преступное деяние, за которое осужден подсудимый;

6) наказание, к которому он приговорен;

7) время обращения приговора к исполнению.

Для облегчения поисков тех или иных осужденных в «Ведомостях справок

о судимости» архив ежегодно печатал особый алфавитный указатель.

Однако с 1 января 1872 г. общие судебные места освобождались от состав-

ления справок о судимости, они заменялись упомянутыми выше статистическими
листами о личности подсудимого, которые являлись основными первичными до-
кументами уголовно-правовой статистики того времени.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

С 1 января 1911 г. Министерство юстиции ввело новый отдел уго-
ловной статистики о прекращении судебного преследования в по-
рядке ст. 356 Устава уголовного судопроизводства, т. е. вследствие
признания невменяемости обвиняемых.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В опросные листки были включены вопросы психиатрического характера, так

что представлялась возможность исследования связи между формой душевной бо-
лезни и характером преступного деяния. Опросные листки выясняют также зна-
чение вырождения, наследственности и различных мотивов у лиц, признанных не
подлежащими судебной ответственности по указанным основаниям. Материалы
этой статистики появились в «Сборниках статистических сведений Министерства
юстиции».

Таким образом, несмотря на большие достижения и несомненные преимуще-

ства по сравнению с западноевропейской, организация русской уголовно-правовой
(судебной) статистики пореформенного периода не давала возможности устано-
вить истинные размеры преступности в стране. Официальная статистика учиты-
вала деятельность общих судов и те дела, рассматриваемые мировыми судами, по
которым могло быть назначено наказание не ниже тюремного заключения. К этому
можно добавить, что деятельность военных, волостных судов, а также политиче-
ские, государственные преступления вообще не входили в статистические показа-
тели.

Ухудшением организации уголовно-правовой (судебной) статистики является

ликвидация в 1909 г. «купонной системы», а также все убывающая показатель-
ность «Сводов» [6].


background image

24

Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В советский период шел процесс адаптации правовой статисти-
ки к новым условиям. В соответствии с Положением о государ-
ственной статистике, утвержденным 25 июля 1918 г. Совнаркомом,
предусматривалось, что Центральное статистическое управление
(ЦСУ) организует статистическое изучение всех областей жизни
государства и общества. На него, в частности, было возложено
«ведение моральной статистики» (п. 5 § 6 Положения о государ-
ственной статистике).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В 1918 г. с образованием народных судов в РСФСР вводятся справочные лист-

ки об осужденных и периодические ведомости. Но справочные индивидуальные
листки, имеющие своим назначением установление рецидива, поступали в Народ-
ный комиссариат юстиции в крайне ограниченном количестве, не более 10%. Пе-
риодические же ведомости по своему содержанию не могли дать исчерпывающих
сведений.

В 1919 г. ЦСУ по соглашению с НКЮ был выработан и утвержден проект

статистического листка для обвиняемого. Учету, согласно программе собирания
материалов, должны были подлежать как все преступные деяния, так и все обви-
няемые, оправданные и осужденные.

В 1921 г. была выработана форма справочного листка об осужденных и справ-

ки об осужденном, которые должны были дать четкое представление о движении
преступности.

В период 1918–1922 гг. отделы моральной статистики (позднее переименован-

ные в отделы социальных аномалий) получали преимущественно данные ведом-
ственной статистики (НКВД, НКЮ, Наркомпроса).

С 1922 г. отделы моральной статистики по согласованию с заинтересованными

ведомствами все же вели специальный учет осужденных. На каждого осужденного
судья заполнял и подписывал статистическую карточку. Заполненные карточки на-
правлялись периодически в губстатотделы, где производилась их статистическая
обработка.

Изучению преступности как на основе документов первичного учета, так и спе-

циально проводимых исследований первые годы новой власти уделялось особое
внимание. Было выпущено много публикаций авторами, близко стоявшими к ру-
ководству уголовно-правовой статистикой в различных ведомствах или ЦСУ.

Кроме того, в издаваемых ЦСУ общестатистических сборниках регулярно пуб-

ликовались данные по моральной статистике, например в «Сборнике статистиче-
ских сведений по Союзу ССР 1918–1923 гг.», в сборнике «Итоги десятилетия Со-
ветской власти в цифрах» и многих других.

В ряде регионов страны создаются специальные учреждения по изучению пре-

ступности. Так, с 1923 до 1929 гг. «Кабинет по изучению личности преступника
и преступности» при активном участии специалистов разного профиля (кримина-
листов, психиатров, психологов и антропологов) провел ряд актуальных для того
времени исследований, результаты которых были опубликованы в издании «Пре-
ступный мир Москвы».


background image

1.4 Историческое развитие правовой статистики

25

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В 1930 г. ЦСУ было реорганизовано в статистический сек-
тор Госплана, а затем — в Центральное управление народно-
хозяйственного учета (ЦУНХУ) [6].

Статистика осужденных была передана в Наркомюст, а остальные
разделы моральной статистики рассредоточены по заинтересован-
ным ведомствам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В частности, статистика преступности разрабатывалась в Главном управле-

нии милиции СССР и Прокуратуре СССР; статистика исправительно-трудовых
учреждений — в НКЮ СССР; статистика правонарушений несовершеннолетних —
в наркомпросах союзных республик. Полностью прекратились публикации каких
бы то ни было материалов по моральной статистике.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

За органами государственной статистики сохранилась лишь функция рассмот-

рения и утверждения форм ведомственной статистики. Вне статистики оказались
товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, к ведению которых
относилось рассмотрение немалого количества дел о преступлениях и правона-
рушениях. Не было полного и систематизированного учета правонарушений, рас-
сматриваемых в административном порядке, а также других аморальных явлений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В 1948 г. было воссоздано Центральное статистическое управление.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отсутствие единого органа, синтезирующего данные о преступности, осуж-

денных, деятельности органов по борьбе с преступностью, привело к тому, что
стало невозможно получить полную картину состояния преступности в стране.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В середине 1960 г. в стране были введены новые общесоюзные
формы отчетности о состоянии преступности и борьбы с ней, под-
лежащей представлению МВД союзной республики в прокуратуру
республики.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обобщение данных этих отчетов, а также о числе лиц, содержащихся в местах

лишения свободы, было возложено на прокуратуру СССР. Приступив к обобщению
данных о состоянии преступности, Прокуратура СССР столкнулась с тем фактом,
что в органах министерств внутренних дел ввиду отсутствия системы единого
учета преступлений регистрировались не все преступления, а только те, о которых