ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11487
Скачиваний: 234
26
Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики
поступили сведения в органы милиции. В связи с тем, что значительная часть
уголовных дел возбуждалась непосредственно органами прокуратуры и судами,
данные о преступлениях по этим делам не могли найти отражения в отчетности
органов МВД.
Для обеспечения полноты учета и сопоставимости показателей Прокуратура
СССР утвердила в конце 1960 г. «Инструкцию о едином учете преступлений»,
обязательную как для органов прокуратуры, так и для органов МВД. Эти меро-
приятия явились начальным этапом в возрождении единого учета регистрируемых
преступлений, создании единой системы уголовно-правовой статистики как важ-
нейшей части правовой статистики.
В дальнейшем ЦСУ совместно с Прокуратурой СССР и Верховным Судом
СССР были разработаны и утверждены единые формы учета и статистической от-
четности с показателями, характеризующими состояние преступности, судимости,
следственной и судебной работы [6].
Прокуратура СССР переработала и 30 декабря 1965 г. утвердила «Инструкцию
о едином (первичном) учете преступлений». Установленные этой инструкцией пра-
вила учета преступлений распространялись как на органы прокуратуры, так и на
органы охраны общественного порядка.
Первичный учет осуществлялся путем заполнения лицами, производящими
расследование:
а) карточек на выявленные преступления;
б) карточек на лиц, совершивших преступления;
в) специального талона по уголовному делу, в котором отражались движение
каждого уголовного дела и результаты расследования.
Впоследствии была установлена единая отчетность с показателями состояния
преступности как для органов охраны общественного порядка, так и для органов
прокуратуры, заполняемая на основании указанных карточек органами МООП, на-
чиная с областного звена. Она представлялась вышестоящим органам МООП и со-
ответствующим прокуратурам.
В этот же период ЦСУ утвердило разработанный Прокуратурой СССР еди-
ный статистический отчет по ведению следствия и дознания с выделением в нем
данных по следственному аппарату прокуратуры, следственному аппарату орга-
нов охраны общественного порядка и органов дознания (милиции) и отчетности
о работе прокурора. Была усовершенствована и отчетность судов: в нее внесены
изменения, направленные на координирование показателей отчетности судов с от-
четностью прокуратуры. В отчетности судебных органов, помимо данных о числе
осужденных и оправданных судами, важное место заняли данные о мерах уголов-
ного наказания (по видам преступлений). Она включила также данные о кассаци-
онном и надзорном рассмотрении дел.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с решениями директивных органов в 1988 г. стати-
стика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Гос-
комстата СССР.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 1
27
Работа осуществлялась Отделом моральной статистики численностью пять че-
ловек в составе Управления социальной статистики, в котором постепенно стала
сосредоточиваться сводная информация о преступности, административных пра-
вонарушениях и иных негативных явлениях.
Появились возможности комплексного анализа данных правовой статистики
во взаимосвязи с соответствующими показателями других отраслей статистики;
совместно с отраслевыми министерствами (ведомствами), соответствующими на-
учными подразделениями вырабатывать единые методологические подходы при
разработке и учете отдельных показателей; используя имеющиеся в Госкомстате
опыт и базу, наладить альтернативное изучение деятельности правоохранительных
органов путем специально организованных опросов населения.
С этого времени систематически (два раза в год) анализируются и публикуются
данные о состоянии преступности и судимости в стране [6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте понятие статистики в узком смысле.
2) Что является предметом правовой статистики?
3) Задача гражданско-правовой статистики.
4) Что является объектом правовой статистики?
5) Назовите функции правовой статистики.
6) В каком году было создано Центральное статистическое управление?
7) Кто был первым русским уголовным статистиком?
8) В каком году были утверждены «Правила отчетности министерства юсти-
ции, высочайше»?
Глава 2
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его
проведения
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни,
в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые
сведения — статистические данные (информацию, под которой понимают совокуп-
ность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате стати-
стического исследования (наблюдения и научной обработки)).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статистические данные представляют собой составную часть
глобальной информационной системы, которая формируется в со-
ответствии с концепцией информатизации Российской Федера-
ции [1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственное статистическое наблюдение осуществляет-
ся путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической
информации (первичных статистических данных по формам го-
сударственного статистического наблюдения (государственной
статистической отчетности) в виде документированной инфор-
мации) в целях форсирования сводной официальной статистиче-
ской информации о социально-экономическом и демографическом
положении страны [2].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения
29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Официальная статистическая информация — часть государ-
ственных информационных ресурсов о социально-экономическом
и демографическом положении страны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Формирование информационной базы статистического исследования социаль-
ных явлений и процессов — сложный, многоступенчатый процесс.
В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы исследования:
статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработ-
ка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа
(стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).
Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся
по предварительному плану и только в своей совокупности составляют закончен-
ный вид всякого статистического исследования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статистическое наблюдение — первая стадия статистическо-
го исследования любого правового или юридически значимого явле-
ния, представляющая собой научно организованный сбор данных
о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем
регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для
последующего обобщения [1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения ис-
ходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных ре-
шений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения уста-
новленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по ка-
ким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).
Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во
многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правиль-
ной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявля-
ется ряд требований, главное из которых — достоверность и полнота исходной
информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению
дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персо-
нала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например,
преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый
характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объ-
ективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число
фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюде-
ние обязательно должно носить систематический характер, так как только непре-
рывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерно-
сти правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными
изменениями.
Важнейшее требование статистического наблюдения — сопоставимость еди-
ниц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, из-
меренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измерен-
30
Глава 2. Статистическое наблюдение
ную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступле-
ние может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько
преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистра-
ции (учета) данных, программы наблюдения и сроков и времени наблюдения (на-
пример, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела,
а лица, совершившие преступления, — по моменту утверждения прокурором обви-
нительного заключения) [6].
Содержание учета и отчетности, характер статистического наблюдения зави-
сят от его целей и задач, которые, в свою очередь, определяются исходя из по-
требностей юридической практики и возможностей тех организаций, на которые
статистическое наблюдение возлагается.
Статистика изучает массовые процессы, поэтому статистическому наблюде-
нию подлежит масса отдельных элементов интересующего нас явления. Теорети-
ческий анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющий
углубить наше понимание существа массовых процессов, как правило, базирует-
ся на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т. е. связан с необходимостью
сбора исходных данных.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы:
подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан-
ных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизи-
рованной обработке.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, ко-
торый должен содержать решение программно-методологических и организацион-
ных вопросов.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (за-
дачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков,
подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для
сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
К организационным — выбор вида и способа наблюдения, определение кру-
га лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обуче-
ние и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного уче-
та и форм статистической отчетности, установление сроков представления мате-
риалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением
статистического наблюдения.
Непосредственный сбор массовых данных — это заполнение статистических
формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических
карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их
рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), про-
водящие наблюдение [1].
Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке
подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контро-
ля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными
признаками.