Файл: Правовая статистика - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 11487

Скачиваний: 234

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Глава 1. Понятие, предмет и метод правовой статистики

поступили сведения в органы милиции. В связи с тем, что значительная часть
уголовных дел возбуждалась непосредственно органами прокуратуры и судами,
данные о преступлениях по этим делам не могли найти отражения в отчетности
органов МВД.

Для обеспечения полноты учета и сопоставимости показателей Прокуратура

СССР утвердила в конце 1960 г. «Инструкцию о едином учете преступлений»,
обязательную как для органов прокуратуры, так и для органов МВД. Эти меро-
приятия явились начальным этапом в возрождении единого учета регистрируемых
преступлений, создании единой системы уголовно-правовой статистики как важ-
нейшей части правовой статистики.

В дальнейшем ЦСУ совместно с Прокуратурой СССР и Верховным Судом

СССР были разработаны и утверждены единые формы учета и статистической от-
четности с показателями, характеризующими состояние преступности, судимости,
следственной и судебной работы [6].

Прокуратура СССР переработала и 30 декабря 1965 г. утвердила «Инструкцию

о едином (первичном) учете преступлений». Установленные этой инструкцией пра-
вила учета преступлений распространялись как на органы прокуратуры, так и на
органы охраны общественного порядка.

Первичный учет осуществлялся путем заполнения лицами, производящими

расследование:

а) карточек на выявленные преступления;

б) карточек на лиц, совершивших преступления;

в) специального талона по уголовному делу, в котором отражались движение

каждого уголовного дела и результаты расследования.

Впоследствии была установлена единая отчетность с показателями состояния

преступности как для органов охраны общественного порядка, так и для органов
прокуратуры, заполняемая на основании указанных карточек органами МООП, на-
чиная с областного звена. Она представлялась вышестоящим органам МООП и со-
ответствующим прокуратурам.

В этот же период ЦСУ утвердило разработанный Прокуратурой СССР еди-

ный статистический отчет по ведению следствия и дознания с выделением в нем
данных по следственному аппарату прокуратуры, следственному аппарату орга-
нов охраны общественного порядка и органов дознания (милиции) и отчетности
о работе прокурора. Была усовершенствована и отчетность судов: в нее внесены
изменения, направленные на координирование показателей отчетности судов с от-
четностью прокуратуры. В отчетности судебных органов, помимо данных о числе
осужденных и оправданных судами, важное место заняли данные о мерах уголов-
ного наказания (по видам преступлений). Она включила также данные о кассаци-
онном и надзорном рассмотрении дел.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В соответствии с решениями директивных органов в 1988 г. стати-
стика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Гос-
комстата СССР.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Контрольные вопросы по главе 1

27

Работа осуществлялась Отделом моральной статистики численностью пять че-

ловек в составе Управления социальной статистики, в котором постепенно стала
сосредоточиваться сводная информация о преступности, административных пра-
вонарушениях и иных негативных явлениях.

Появились возможности комплексного анализа данных правовой статистики

во взаимосвязи с соответствующими показателями других отраслей статистики;
совместно с отраслевыми министерствами (ведомствами), соответствующими на-
учными подразделениями вырабатывать единые методологические подходы при
разработке и учете отдельных показателей; используя имеющиеся в Госкомстате
опыт и базу, наладить альтернативное изучение деятельности правоохранительных
органов путем специально организованных опросов населения.

С этого времени систематически (два раза в год) анализируются и публикуются

данные о состоянии преступности и судимости в стране [6].

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Дайте понятие статистики в узком смысле.

2) Что является предметом правовой статистики?

3) Задача гражданско-правовой статистики.

4) Что является объектом правовой статистики?

5) Назовите функции правовой статистики.

6) В каком году было создано Центральное статистическое управление?

7) Кто был первым русским уголовным статистиком?

8) В каком году были утверждены «Правила отчетности министерства юсти-

ции, высочайше»?


background image

Глава 2

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его
проведения

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни,

в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые
сведения — статистические данные (информацию, под которой понимают совокуп-
ность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате стати-
стического исследования (наблюдения и научной обработки)).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Статистические данные представляют собой составную часть
глобальной информационной системы, которая формируется в со-
ответствии с концепцией информатизации Российской Федера-
ции 
[1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственное статистическое наблюдение осуществляет-
ся путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической
информации (первичных статистических данных по формам го-
сударственного статистического наблюдения (государственной
статистической отчетности) в виде документированной инфор-
мации) в целях форсирования сводной официальной статистиче-
ской информации о социально-экономическом и демографическом
положении страны 
[2].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

29

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Официальная статистическая информация — часть государ-
ственных информационных ресурсов о социально-экономическом
и демографическом положении страны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Формирование информационной базы статистического исследования социаль-

ных явлений и процессов — сложный, многоступенчатый процесс.

В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы исследования:

статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработ-
ка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа
(стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).

Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся

по предварительному плану и только в своей совокупности составляют закончен-
ный вид всякого статистического исследования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Статистическое наблюдение — первая стадия статистическо-
го исследования любого правового или юридически значимого явле-
ния, представляющая собой научно организованный сбор данных
о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем
регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для
последующего обобщения 
[1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения ис-

ходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных ре-
шений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения уста-
новленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по ка-
ким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).

Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во

многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правиль-
ной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявля-
ется ряд требований, главное из которых — достоверность и полнота исходной
информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению
дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персо-
нала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например,
преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый
характер 
статистического наблюдения определяется тем, что для получения объ-
ективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число
фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюде-
ние обязательно должно носить систематический характер, так как только непре-
рывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерно-
сти правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными
изменениями.

Важнейшее требование статистического наблюдения — сопоставимость еди-

ниц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, из-
меренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измерен-


background image

30

Глава 2. Статистическое наблюдение

ную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступле-
ние может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько
преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистра-
ции (учета) данных, программы наблюдения и сроков и времени наблюдения (на-
пример, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела,
а лица, совершившие преступления, — по моменту утверждения прокурором обви-
нительного заключения) [6].

Содержание учета и отчетности, характер статистического наблюдения зави-

сят от его целей и задач, которые, в свою очередь, определяются исходя из по-
требностей юридической практики и возможностей тех организаций, на которые
статистическое наблюдение возлагается.

Статистика изучает массовые процессы, поэтому статистическому наблюде-

нию подлежит масса отдельных элементов интересующего нас явления. Теорети-
ческий анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющий
углубить наше понимание существа массовых процессов, как правило, базирует-
ся на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т. е. связан с необходимостью
сбора исходных данных.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы:
подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан-
ных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизи-
рованной обработке.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, ко-

торый должен содержать решение программно-методологических и организацион-
ных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (за-

дачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков,
подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для
сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

К организационным — выбор вида и способа наблюдения, определение кру-

га лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обуче-
ние и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного уче-
та и форм статистической отчетности, установление сроков представления мате-
риалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением
статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных — это заполнение статистических

формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических
карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их
рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), про-
водящие наблюдение [1].

Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке

подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контро-
ля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными
признаками.