Файл: Правовая статистика - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 11493

Скачиваний: 235

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2.3 Организационные формы статистического наблюдения

41

из четырех частей: вводной, статусной, основной и заключительной. Вводная часть
разъясняет респондентам (опрашиваемым) порядок заполнения анкеты. Статус-
ная 
часть содержит вспомогательные вопросы о социально-демографическом ста-
тусе опрашиваемых. Основная часть содержит вопросы, имеющие юридическое
значение и непосредственно относящиеся к теме исследования. Заключительная
часть 
предоставляет возможность респондентам выразить свое мнение по изуча-
емой теме в произвольной форме. Обязательной является только основная часть.
Некоторые вопросы статусной части могут настораживать опрашиваемых (напри-
мер, вопросы о данных респондентов при анонимном опросе о латентных право-
нарушениях), и в таких случаях эту часть лучше исключить из анкеты. Вводная,
статусная и заключительная части могут включаться в анкету или опускаться в за-
висимости от целей и задач исследования.

Вопросы основной части анкеты подразделяют на три вида:

• дихотомические (требуют однозначных ответов «да» или «нет»);

• открытые (предполагают ответ в произвольной форме);

• закрытые (требуют выбора одного ответа из нескольких предложенных) [1].

Некоторые вопросы могут быть закрытыми полностью или частично.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Например, на вопрос: «были ли административные правонарушения, если да,

то какие?» — могут быть предложены закрытые ответы: «нет», «да», «за наруше-
ние правил дорожного движения», «за пьянство» и частично закрытый: «за иные
правонарушения (указать какие)».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

По процедуре проведения анкетирование подразделяют:

• на очное и заочное (очный опрос более качественен, но требует больших за-

трат сил и средств. Этот способ широко используется при изучении обще-
ственного мнения, например об эффективности борьбы с преступностью
или мер воспитательно-предупредительного характера);

• сплошное и выборочное (выборочный анкетный опрос позволяет исследо-

вателям сэкономить силы и средства и широко применяется при изучении
латентной преступности и виктимизации населения);

• открытое и анонимное (при изучении непосредственных причин преступ-

ности наиболее приемлемо анонимное анкетирование, позволяющее вы-
явить действительное мнение анкетируемых) [1].

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Интервью предполагает беседу, в ходе которой респондент отве-
чает на поставленные исследователем вопросы. На объективность
сведений, полученных в ходе интервью, влияет несколько факто-
ров: время и место опроса, подготовленность интервьюера и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

42

Глава 2. Статистическое наблюдение

Интервью бывает нескольких видов:

• свободное интервью представляет собой беседу, в ходе которой опрашива-

емому предлагается ряд вопросов, на которые тот отвечает в произвольной
форме (используется, чаще всего, при углубленном исследовании сложных
вопросов, например при изучении личности правонарушителей);

• стандартизированное (формальное) интервью проводится по строго опре-

деленному кругу вопросов, а ответы на вопросы должны быть четкими
и точными (например, «да» или «нет», либо «

+» или «−», либо по балльной

(1, 2, ...) системе). При проведении правовых исследований такие ответы
удобны для обобщения и анализа общественного мнения большого числа
лиц;

• панельное интервью предполагает периодическое обращение к одним и тем

же лицам в целях выяснения динамики их мнений и взглядов через опре-
деленные промежутки времени (может использоваться в криминологиче-
ских и социально-правовых исследованиях, например для изучения взгля-
дов осужденных до отбытия наказания и после);

• групповое интервью используется для криминологического изучения мне-

ний формальных и неформальных групп, но малопригодно для выявления
индивидуальных взглядов, так как выражает мнение группы (которое ча-
сто формируется под влиянием взглядов лидеров и не всегда совпадает
с мнением большинства).

В целях получения данных могут использоваться разные способы предостав-

ления отчетности: экспедиционный, корреспондентский, явочный, анкетный.

Экспедиционный (устный) способ заключается в том, что специально подготов-

ленные регистраторы на основе опроса заполняют формуляры (анкеты, перепис-
ные листы и др.), одновременно контролируя правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, веду-

щие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов на специально
разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие

наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, раз-
водов, декларации о доходах.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таким образом, при выборе того или иного способа опроса необходимо учиты-

вать: с какой точностью надо провести обследование; возможность практического
применения того или иного способа; материальные возможности.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

2.4 Точность, ошибки и методы контроля данных стат. наблюдения

43

2.4 Точность, ошибки и методы контроля данных
статистического наблюдения

Точность данных — важнейшее требование, предъявляемое к статистическому

наблюдению. Чем ближе значение показателей, полученных в результате статисти-
ческого наблюдения, к фактическим их значениям, тем выше точность статистиче-
ского наблюдения. Иными словами, точность характеризует степень достоверно-
сти информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Степень соответствия величины какого-либо показателя (значе-
ния какого-либо признака), определенной по материалам стати-
стического наблюдения, действительной его величине называют
точностью статистического наблюдения 
[1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Точность статистического наблюдения определяется соотношением или откло-

нением данных наблюдения от фактических размеров изучаемых величин.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Расхождение между расчетным и действительным значениями
изучаемых величин, полученных при наблюдении, принято назы-
вать ошибками наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Чтобы избежать ошибок наблюдения, минимизировать их, необходимо: тща-

тельно составить инструментарий наблюдения; обеспечить качественное обучение
и инструктаж персонала, который будет проводить наблюдение. Однако, учиты-
вая массовый характер статистического наблюдения и сложность его содержания,
необходимо наряду с этим организовать специальные частные или сплошные кон-
трольные проверки правильности заполнения статистических формуляров, прове-
сти логический и арифметический контроль полученных данных после окончания
сбора информации.

В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются

на три вида:

а) ошибки измерения;

б) ошибки репрезентативности;

в) ошибки регистрации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ошибки измерения (e) — разность между результатом измере-
ния величины явления (x) и истинным значением (X ): e

− X .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как и последующие ошибки, ошибки измерения объединяются в две группы:

1) систематические, которые при данных условиях проведения измерения

имеют вполне определенное постоянное значение (например, ошибка из-
мерительного прибора);


background image

44

Глава 2. Статистическое наблюдение

2) случайные, которые являются результатом взаимодействия большого числа

незначительных в отдельности факторов и имеют в каждом случае различ-
ные значения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ошибки репрезентативности — расхождения между показате-
лями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вслед-
ствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно
воспроизводит (репрезентирует) совокупность генеральную, хо-
тя установление и регистрация фактов были произведены точно.
Они присущи только несплошному наблюдению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ошибки регистрации представляют собой расхождение между
сведениями, записанными в формуляры наблюдения (документы
первичного учета и статистической отчетности), и фактиче-
ским положением в исследуемой совокупности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они могут быть как в сплошном, так и в несплошном наблюдении.
Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими.
Случайные — это следствие невнимательности, небрежности при заполнении

формуляра наблюдения или подсчете итогов.

Систематические ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднаме-

ренные.

Преднамеренные ошибки — сознательные, тенденциозные искажения. К ним

относятся нарушения порядка представления государственной статистической от-
четности, выразившиеся в непредставлении отчетов и других данных, необходи-
мых для проведения статистических наблюдений, искажении отчетных данных или
нарушении сроков представления отчетов.

Для пресечения преднамеренных ошибок статистического наблюдения уста-

новлена административная ответственность (ст. 13.19 КоАП).

Непреднамеренные ошибки — неточность, возникающая в процессе статисти-

ческого наблюдения в установлении или регистрации изучаемых фактов помимо
воли и желания лица, производящего наблюдение или сообщающего сведения (т. е.
неумышленно, вследствие пропусков в записях отдельных фактов и т. п.).

Полученные в результате наблюдения данные до их обработки подвергаются

самой тщательной проверке, контролю. Контроль достоверности осуществляется
на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении фор-
муляров статистического наблюдения, составлении отчетов, разработке аналити-
ческих материалов.

Прежде всего, осуществляется так называемый внешний контроль.
Следующим этапом контроля точности информации является счетный (ариф-

метический) контроль. Он основывается на использовании количественных связей
и зависимостей между значениями различных показателей отчета. Задача такого
контроля — исправление итогов и отдельных числовых показателей. Для этих це-


background image

Контрольные вопросы по главе 2

45

лей во всех формах статистических отчетов правоохранительных органов, судов
по многим показателям установлены контрольные арифметические равенства.

Логический (смысловой) контроль, так же как и арифметический, основывается

на знании взаимосвязей между показателями, но не количественных, а логических,
в процессе проверки ответов на вопросы программы наблюдения путем их сопо-
ставления между собой или сравнения полученных данных с другими источниками
по этому вопросу.

В целях эффективности логического и счетного контроля разрабатываются

и рассылаются на места рекомендации по заполнению статистической отчетности.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Как осуществляется государственное статистическое наблюдение?

2) Что является главной целью статистического наблюдения?

3) Что такое единица измерения?

4) Назовите виды статистического наблюдения.

5) Что такое ошибка репрезентативности?