ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11493
Скачиваний: 235
2.3 Организационные формы статистического наблюдения
41
из четырех частей: вводной, статусной, основной и заключительной. Вводная часть
разъясняет респондентам (опрашиваемым) порядок заполнения анкеты. Статус-
ная часть содержит вспомогательные вопросы о социально-демографическом ста-
тусе опрашиваемых. Основная часть содержит вопросы, имеющие юридическое
значение и непосредственно относящиеся к теме исследования. Заключительная
часть предоставляет возможность респондентам выразить свое мнение по изуча-
емой теме в произвольной форме. Обязательной является только основная часть.
Некоторые вопросы статусной части могут настораживать опрашиваемых (напри-
мер, вопросы о данных респондентов при анонимном опросе о латентных право-
нарушениях), и в таких случаях эту часть лучше исключить из анкеты. Вводная,
статусная и заключительная части могут включаться в анкету или опускаться в за-
висимости от целей и задач исследования.
Вопросы основной части анкеты подразделяют на три вида:
• дихотомические (требуют однозначных ответов «да» или «нет»);
• открытые (предполагают ответ в произвольной форме);
• закрытые (требуют выбора одного ответа из нескольких предложенных) [1].
Некоторые вопросы могут быть закрытыми полностью или частично.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Например, на вопрос: «были ли административные правонарушения, если да,
то какие?» — могут быть предложены закрытые ответы: «нет», «да», «за наруше-
ние правил дорожного движения», «за пьянство» и частично закрытый: «за иные
правонарушения (указать какие)».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По процедуре проведения анкетирование подразделяют:
• на очное и заочное (очный опрос более качественен, но требует больших за-
трат сил и средств. Этот способ широко используется при изучении обще-
ственного мнения, например об эффективности борьбы с преступностью
или мер воспитательно-предупредительного характера);
• сплошное и выборочное (выборочный анкетный опрос позволяет исследо-
вателям сэкономить силы и средства и широко применяется при изучении
латентной преступности и виктимизации населения);
• открытое и анонимное (при изучении непосредственных причин преступ-
ности наиболее приемлемо анонимное анкетирование, позволяющее вы-
явить действительное мнение анкетируемых) [1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Интервью предполагает беседу, в ходе которой респондент отве-
чает на поставленные исследователем вопросы. На объективность
сведений, полученных в ходе интервью, влияет несколько факто-
ров: время и место опроса, подготовленность интервьюера и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
Глава 2. Статистическое наблюдение
Интервью бывает нескольких видов:
• свободное интервью представляет собой беседу, в ходе которой опрашива-
емому предлагается ряд вопросов, на которые тот отвечает в произвольной
форме (используется, чаще всего, при углубленном исследовании сложных
вопросов, например при изучении личности правонарушителей);
• стандартизированное (формальное) интервью проводится по строго опре-
деленному кругу вопросов, а ответы на вопросы должны быть четкими
и точными (например, «да» или «нет», либо «
+» или «−», либо по балльной
(1, 2, ...) системе). При проведении правовых исследований такие ответы
удобны для обобщения и анализа общественного мнения большого числа
лиц;
• панельное интервью предполагает периодическое обращение к одним и тем
же лицам в целях выяснения динамики их мнений и взглядов через опре-
деленные промежутки времени (может использоваться в криминологиче-
ских и социально-правовых исследованиях, например для изучения взгля-
дов осужденных до отбытия наказания и после);
• групповое интервью используется для криминологического изучения мне-
ний формальных и неформальных групп, но малопригодно для выявления
индивидуальных взглядов, так как выражает мнение группы (которое ча-
сто формируется под влиянием взглядов лидеров и не всегда совпадает
с мнением большинства).
В целях получения данных могут использоваться разные способы предостав-
ления отчетности: экспедиционный, корреспондентский, явочный, анкетный.
Экспедиционный (устный) способ заключается в том, что специально подготов-
ленные регистраторы на основе опроса заполняют формуляры (анкеты, перепис-
ные листы и др.), одновременно контролируя правильность получаемых ответов.
Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, веду-
щие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов на специально
разработанном бланке.
Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие
наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, раз-
водов, декларации о доходах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, при выборе того или иного способа опроса необходимо учиты-
вать: с какой точностью надо провести обследование; возможность практического
применения того или иного способа; материальные возможности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Точность, ошибки и методы контроля данных стат. наблюдения
43
2.4 Точность, ошибки и методы контроля данных
статистического наблюдения
Точность данных — важнейшее требование, предъявляемое к статистическому
наблюдению. Чем ближе значение показателей, полученных в результате статисти-
ческого наблюдения, к фактическим их значениям, тем выше точность статистиче-
ского наблюдения. Иными словами, точность характеризует степень достоверно-
сти информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Степень соответствия величины какого-либо показателя (значе-
ния какого-либо признака), определенной по материалам стати-
стического наблюдения, действительной его величине называют
точностью статистического наблюдения [1].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Точность статистического наблюдения определяется соотношением или откло-
нением данных наблюдения от фактических размеров изучаемых величин.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Расхождение между расчетным и действительным значениями
изучаемых величин, полученных при наблюдении, принято назы-
вать ошибками наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чтобы избежать ошибок наблюдения, минимизировать их, необходимо: тща-
тельно составить инструментарий наблюдения; обеспечить качественное обучение
и инструктаж персонала, который будет проводить наблюдение. Однако, учиты-
вая массовый характер статистического наблюдения и сложность его содержания,
необходимо наряду с этим организовать специальные частные или сплошные кон-
трольные проверки правильности заполнения статистических формуляров, прове-
сти логический и арифметический контроль полученных данных после окончания
сбора информации.
В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются
на три вида:
а) ошибки измерения;
б) ошибки репрезентативности;
в) ошибки регистрации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ошибки измерения (e) — разность между результатом измере-
ния величины явления (x) и истинным значением (X ): e
= x − X .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как и последующие ошибки, ошибки измерения объединяются в две группы:
1) систематические, которые при данных условиях проведения измерения
имеют вполне определенное постоянное значение (например, ошибка из-
мерительного прибора);
44
Глава 2. Статистическое наблюдение
2) случайные, которые являются результатом взаимодействия большого числа
незначительных в отдельности факторов и имеют в каждом случае различ-
ные значения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ошибки репрезентативности — расхождения между показате-
лями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вслед-
ствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно
воспроизводит (репрезентирует) совокупность генеральную, хо-
тя установление и регистрация фактов были произведены точно.
Они присущи только несплошному наблюдению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ошибки регистрации представляют собой расхождение между
сведениями, записанными в формуляры наблюдения (документы
первичного учета и статистической отчетности), и фактиче-
ским положением в исследуемой совокупности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они могут быть как в сплошном, так и в несплошном наблюдении.
Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими.
Случайные — это следствие невнимательности, небрежности при заполнении
формуляра наблюдения или подсчете итогов.
Систематические ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднаме-
ренные.
Преднамеренные ошибки — сознательные, тенденциозные искажения. К ним
относятся нарушения порядка представления государственной статистической от-
четности, выразившиеся в непредставлении отчетов и других данных, необходи-
мых для проведения статистических наблюдений, искажении отчетных данных или
нарушении сроков представления отчетов.
Для пресечения преднамеренных ошибок статистического наблюдения уста-
новлена административная ответственность (ст. 13.19 КоАП).
Непреднамеренные ошибки — неточность, возникающая в процессе статисти-
ческого наблюдения в установлении или регистрации изучаемых фактов помимо
воли и желания лица, производящего наблюдение или сообщающего сведения (т. е.
неумышленно, вследствие пропусков в записях отдельных фактов и т. п.).
Полученные в результате наблюдения данные до их обработки подвергаются
самой тщательной проверке, контролю. Контроль достоверности осуществляется
на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении фор-
муляров статистического наблюдения, составлении отчетов, разработке аналити-
ческих материалов.
Прежде всего, осуществляется так называемый внешний контроль.
Следующим этапом контроля точности информации является счетный (ариф-
метический) контроль. Он основывается на использовании количественных связей
и зависимостей между значениями различных показателей отчета. Задача такого
контроля — исправление итогов и отдельных числовых показателей. Для этих це-
Контрольные вопросы по главе 2
45
лей во всех формах статистических отчетов правоохранительных органов, судов
по многим показателям установлены контрольные арифметические равенства.
Логический (смысловой) контроль, так же как и арифметический, основывается
на знании взаимосвязей между показателями, но не количественных, а логических,
в процессе проверки ответов на вопросы программы наблюдения путем их сопо-
ставления между собой или сравнения полученных данных с другими источниками
по этому вопросу.
В целях эффективности логического и счетного контроля разрабатываются
и рассылаются на места рекомендации по заполнению статистической отчетности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Как осуществляется государственное статистическое наблюдение?
2) Что является главной целью статистического наблюдения?
3) Что такое единица измерения?
4) Назовите виды статистического наблюдения.
5) Что такое ошибка репрезентативности?