ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11488
Скачиваний: 234
2.2 Программно-методологические вопросы организации стат. наблюдения
31
2.2 Программно-методологические вопросы
организации статистического наблюдения
в правовой статистике
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статистическое наблюдение в правовой статистике — начальный
этап статистического изучения любого правового или юридически
значимого явления, и его конечные результаты непосредственно
зависят от его правильной научной организации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К программно-методологическим вопросам организации статистического на-
блюдения в правовой статистике относятся:
• определение цели и задач наблюдения;
• установление объекта и единицы наблюдения;
• составление программы наблюдения;
• выбор вида и способа наблюдения.
Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самы-
ми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, на-
пример при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание
уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть
свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явле-
ний, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета
и отчетности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Главной целью любого статистического наблюдения является по-
лучение достоверной информации об изучаемых явлениях и про-
цессах с целью выявления закономерностей и тенденций их раз-
вития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основной практической целью статистического наблюдения в сфере право-
охранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного пре-
ступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного
учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюде-
ния должна быть сформулирована ясно и четко.
В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть ре-
шены в ходе статистического наблюдения.
Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического ис-
следования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей пра-
воохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При
определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учиты-
вать практические возможности тех организаций, на которые возлагается стати-
стическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений [6].
В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблю-
дения.
32
Глава 2. Статистическое наблюдение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Объектом статистического наблюдения в правовой статистике яв-
ляется совокупность социально-правовых явлений и процессов,
фактов или событий, которые подлежат наблюдению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение объекта статистического наблюдения в правовой статистике свя-
зано с определением границ.
Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район,
город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пре-
делы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения,
отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету
подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административ-
ные или иные правонарушения).
Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступ-
ление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору суда.
Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор
о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец
и ответчик), судебное решение.
Объектами административно-правовой статистики являются: администра-
тивные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные пра-
вонарушения, меры административной ответственности (административные взыс-
кания).
Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов,
поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице на-
блюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Единица наблюдения — это первичный элемент объекта статисти-
ческого наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носи-
телем юридически значимых признаков, регистрируемых при на-
блюдении.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление,
лицо, совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д.
Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отчетная единица — это источник, откуда поступает первич-
ная статистическая информация. Применительно к уголовно-
правовой статистике такими источниками выступают отделе-
ния милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд,
учреждения исполнения наказаний.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Программно-методологические вопросы организации стат. наблюдения
33
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают-
ся изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления.
В статистической отчетности органов уголовной юстиции для
измерения преступности используются три единицы: уголовное
дело (следственное или судебное производство), преступление
(по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, об-
виняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учи-
тывать, что субъекты преступлений могут быть несопостави-
мы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подо-
зреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый ста-
новится подсудимым [6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Важное требование статистического наблюдения в правовой ста-
тистике — сопоставимость единиц измерения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступ-
лениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превыша-
ет число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и опе-
ративной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления,
а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица,
подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными.
В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно
преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может
совершить несколько преступлений.
Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержа-
ния объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистическо-
го наблюдения составляется при организации любого статистико-правового иссле-
дования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Программа статистического наблюдения — это перечень при-
знаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблю-
дения. Другими словами, программа — это перечень четко сфор-
мулированных вопросов, на которые должны быть получены до-
стоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание
программы зависит от целей и специфики объекта исследования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Например, при изучении личности преступника программа наблюдения долж-
на содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Пра-
34
Глава 2. Статистическое наблюдение
вильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности дан-
ных — залог успешно проведенного статистического исследования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на
которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмыс-
ленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых
субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при аноним-
ном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть
точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие
изучаемое явление.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основной инструмент наблюдения — это статистический форму-
ляр (бланк, анкета, переписной лист и т. д.), в котором отражаются
вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.
Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной
единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить ста-
тистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме
№1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после воз-
буждения уголовного дела.
В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюде-
ния, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каж-
дой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести
журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления,
в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек
первичного учета.
Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шиф-
ровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим форму-
лярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи
наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.
Стоит отменить, что характеристика признаков объектов статистического на-
блюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в докумен-
тах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выбор места проведения обследования зависит главным образом
от цели наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Организационные формы статистического наблюдения
35
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Если речь идет о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охва-
тывает территорию всей страны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опре-
деляется единицей наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывает-
ся на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц,
совершивших преступления, — по моменту утверждения прокурором обвинитель-
ного заключения [6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Организационные формы статистического
наблюдения: виды, способы
Правильное и своевременное решение широкого спектра организационных во-
просов наряду с тщательной их методологической проработкой обусловливает
успех любого статистического наблюдения.
Формы статистического наблюдения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Различают следующие организационные формы статистического
наблюдения: статистическая отчетность; специально организован-
ное наблюдение; регистры и мониторинг.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Cтатистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником
статистической информации, представляет собой официальный документ, содер-
жащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учре-
ждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений
за определенный период [2].
Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую, бухгалтер-
ская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом по-
ложении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляе-