Файл: Правовая статистика - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 11488

Скачиваний: 234

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2.2 Программно-методологические вопросы организации стат. наблюдения

31

2.2 Программно-методологические вопросы
организации статистического наблюдения
в правовой статистике

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Статистическое наблюдение в правовой статистике — начальный
этап статистического изучения любого правового или юридически
значимого явления, и его конечные результаты непосредственно
зависят от его правильной научной организации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К программно-методологическим вопросам организации статистического на-

блюдения в правовой статистике относятся:

• определение цели и задач наблюдения;

• установление объекта и единицы наблюдения;

• составление программы наблюдения;

• выбор вида и способа наблюдения.

Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самы-

ми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, на-
пример при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание
уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть
свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явле-
ний, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета
и отчетности.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Главной целью любого статистического наблюдения является по-
лучение достоверной информации об изучаемых явлениях и про-
цессах с целью выявления закономерностей и тенденций их раз-
вития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основной практической целью статистического наблюдения в сфере право-

охранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного пре-
ступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного
учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюде-
ния должна быть сформулирована ясно и четко.

В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть ре-

шены в ходе статистического наблюдения.

Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического ис-

следования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей пра-
воохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При
определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учиты-
вать практические возможности тех организаций, на которые возлагается стати-
стическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений [6].

В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблю-

дения.


background image

32

Глава 2. Статистическое наблюдение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Объектом статистического наблюдения в правовой статистике яв-
ляется совокупность социально-правовых явлений и процессов,
фактов или событий, которые подлежат наблюдению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Определение объекта статистического наблюдения в правовой статистике свя-

зано с определением границ.

Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район,

город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пре-
делы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения,
отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету
подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административ-
ные или иные правонарушения).

Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступ-

ление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору суда.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор

о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец
и ответчик), судебное решение.

Объектами административно-правовой статистики являются: администра-

тивные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные пра-
вонарушения, меры административной ответственности (административные взыс-
кания).

Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов,

поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице на-
блюдения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Единица наблюдения — это первичный элемент объекта статисти-
ческого наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носи-
телем юридически значимых признаков, регистрируемых при на-
блюдении.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление,

лицо, совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д.

Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первич-
ная статистическая информация. Применительно к уголовно-
правовой статистике такими источниками выступают отделе-
ния милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд,
учреждения исполнения наказаний.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

2.2 Программно-методологические вопросы организации стат. наблюдения

33

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают-
ся изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления.
В статистической отчетности органов уголовной юстиции для
измерения преступности используются три единицы: уголовное
дело 
(следственное или судебное производство), преступление
(по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, об-
виняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учи-
тывать, что субъекты преступлений могут быть несопостави-
мы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подо-
зреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый ста-
новится подсудимым 
[6].
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Важное требование статистического наблюдения в правовой ста-
тистике — сопоставимость единиц измерения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступ-

лениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превыша-
ет число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и опе-
ративной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления,
а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица,
подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными.
В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно
преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может
совершить несколько преступлений.

Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержа-

ния объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистическо-
го наблюдения составляется при организации любого статистико-правового иссле-
дования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Программа статистического наблюдения — это перечень при-
знаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблю-
дения. Другими словами, программа — это перечень четко сфор-
мулированных вопросов, на которые должны быть получены до-
стоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание
программы зависит от целей и специфики объекта исследования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Например, при изучении личности преступника программа наблюдения долж-

на содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Пра-


background image

34

Глава 2. Статистическое наблюдение

вильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности дан-
ных — залог успешно проведенного статистического исследования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на

которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмыс-
ленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых
субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при аноним-
ном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть
точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие
изучаемое явление.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основной инструмент наблюдения — это статистический форму-
ляр 
(бланк, анкета, переписной лист и т. д.), в котором отражаются
вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.
Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной

единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить ста-
тистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме
№1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после воз-
буждения уголовного дела.

В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюде-

ния, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каж-
дой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести
журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления,
в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек
первичного учета.

Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шиф-

ровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим форму-
лярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи
наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.

Стоит отменить, что характеристика признаков объектов статистического на-

блюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в докумен-
тах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выбор места проведения обследования зависит главным образом
от цели наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

2.3 Организационные формы статистического наблюдения

35

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Если речь идет о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охва-

тывает территорию всей страны.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опре-
деляется единицей наблюдения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывает-

ся на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц,
совершивших преступления, — по моменту утверждения прокурором обвинитель-
ного заключения [6].

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3 Организационные формы статистического
наблюдения: виды, способы

Правильное и своевременное решение широкого спектра организационных во-

просов наряду с тщательной их методологической проработкой обусловливает
успех любого статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Различают следующие организационные формы статистического
наблюдения: статистическая отчетность; специально организован-
ное наблюдение; регистры и мониторинг.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Cтатистическая отчетностьОтчетность, являясь главным источником

статистической информации, представляет собой официальный документ, содер-
жащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учре-
ждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений
за определенный период [2].

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую, бухгалтер-

ская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом по-
ложении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляе-