ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6576
Скачиваний: 10
61
3.5 Назначение и исполнение административного
наказания
Никто не может нести административную ответственность
дважды за одно и то же административное правонарушение.
При назначении административного наказания физическому
лицу учитываются характер совершенного им административно-
го правонарушения, личность виновного, его имущественное по-
ложение, обстоятельства, смягчающие административную ответ-
ственность, и обстоятельства, отягчающие административную
ответственность.
При назначении административного наказания юридиче-
скому лицу учитываются характер совершенного им администра-
тивного правонарушения, имущественное и финансовое положе-
ние юридического лица, обстоятельства, смягчающие админист-
ративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие адми-
нистративную ответственность.
При совершении лицом двух и более административных
правонарушений административное наказание назначается за
каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных право-
нарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же ор-
ганом, должностным лицом, наказание назначается в пределах
только одной санкции.
Постановление по делу об административном правонаруше-
нии не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня
совершения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие примене-
ние административного наказания в виде дисквалификации, лицо
может быть привлечено к административной ответственности не
позднее одного года со дня совершения административного пра-
вонарушения, а при длящемся административном правонаруше-
нии — одного года со дня его обнаружения.
Лицо, которому назначено административное наказание за
совершение административного правонарушения, считается под-
вергнутым данному наказанию в течение одного года со дня
62
окончания исполнения постановления о назначении администра-
тивного наказания.
Постановление по делу об административном правонаруше-
нии обязательно для исполнения всеми органами государственной
власти, органами местного самоуправления, должностными лица-
ми, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление подлежит исполнению с момента его вступ-
ления в законную силу.
Постановление по делу об административном правонаруше-
нии вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования
постановления по делу об административном правонарушении, если
указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования
решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было
обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если
решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалова-
нию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если
решением отменяется вынесенное постановление.
В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление
по делу об административном правонарушении и (или) на после-
дующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную
силу постановление по делу об административном правонаруше-
нии направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномо-
ченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня
его вступления в законную силу.
В случае, если постановление по делу об административном
правонарушении не было обжаловано или опротестовано в уста-
новленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу,
уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех су-
ток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотре-
ния жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе,
протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Постановление о назначении административного наказания
не подлежит исполнению в случае, если это постановление не
было приведено в исполнение в течение года со дня его вступле-
ния в законную силу.
63
Раздел 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО
4.1 Понятие трудового права
4.1.1 Предмет, метод и система трудового права
Отношения, возникающие в процессе трудовой деятельно-
сти, регулируются трудовым правом. Оно регулирует трудовые
отношения всех граждан, работающих по трудовому договору
(контракту). Поэтому трудовое право, наряду с чисто трудовыми
отношениями, регулирует и некоторые другие отношения, непо-
средственно связанные с трудовыми, а именно:
–
организационные, управленческие, социальные, экономи-
ческие;
–
отношения между профсоюзными органами и админист-
рацией предприятий, учреждений, организаций, а также выше-
стоящими органами управления или хозяйственными органами и
вышестоящими профсоюзными органами по вопросам производ-
ственной деятельности, условий труда и быта трудящихся;
–
отношения по профессиональной подготовке и повыше-
нию квалификации непосредственно на производстве;
–
по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства;
–
по поводу трудоустройства граждан отдельных категорий
(инвалидов, молодежи и т.д.);
–
по материальному обеспечению рабочих и служащих и
членов их семей по государственному социальному страхованию;
–
по рассмотрению трудовых споров;
–
отношения ответственности сторон трудового правоот-
ношения.
Трудовое право имеет не только свой предмет правового ре-
гулирования, но и особый метод.
Под методом принято понимать совокупность приемов и
способов воздействия права на общественные отношения. Метод
трудового права обладает рядом характерных признаков. В тру-
довом праве положение субъектов трудового правоотношения
64
характеризуется сочетанием равенства сторон в момент заключе-
ния трудового договора и признаком властности-подчинения в
процессе трудовой деятельности.
Что представляет собой система трудового права?
Система трудового права может быть охарактеризована как
внутреннее строение трудового права, выражающееся в объеди-
нении и научно обоснованном расположении нормативного ма-
териала в определенной последовательности. В науке трудового
права принято деление всех правовых норм на две основные час-
ти — общую и особенную.
Общая часть состоит из правовых норм, носящих общий ха-
рактер, определяющих предмет и сферу действия трудового пра-
ва, его основные принципы, общие вопросы организации труда и
правового статуса субъектов этой отрасли права.
Особенную часть составляют правовые нормы, регулирую-
щие отдельные элементы трудовых и других, непосредственно
связанных с ними, общественных отношений. К ним относятся:
–
нормы, регулирующие прием на работу, переводы на дру-
гую работу, увольнение с работы. Эти нормы составляют инсти-
тут трудового права — трудовой договор;
–
нормы, устанавливающие продолжительность рабочего
времени и времени отдыха;
–
нормы, закрепляющие меру труда и вознаграждение за
труд;
–
нормы, посвященные средствам укрепления трудовой
дисциплины;
–
нормы, определяющие содержание обязанностей работ-
ников по возмещению материального ущерба и виды материаль-
ной ответственности;
–
нормы, направленные на создание безопасных условий
труда;
–
нормы, предусматривающие различные льготы рабочим и
служащим, успешно совмещающим труд с обучением;
–
нормы, определяющие порядок разрешения трудовых
споров.
Система трудового права отражена в Трудовом кодексе РФ
(ТК РФ). Отдельные положения можно найти в постановлениях
65
Правительства РФ, указах Президента, постановлениях местных
органов власти. Однако ни один из этих документов не должен
противоречить ТК РФ.
4.1.2 Трудовое правоотношение
Трудовое правоотношение можно определить как общест-
венное отношение, урегулированное нормами трудового права,
складывающееся между работником и предприятием, учреждени-
ем и организацией, в силу которого одна сторона (работник) обя-
зана выполнять работу по определенной трудовой функции с
подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а
предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать
работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, пре-
дусмотренные законодательством, коллективным договором и
соглашением сторон.
Трудовое правоотношение следует отличать от других
сходных правоотношений, например от гражданских. Граждан-
ское правоотношение возникает не в связи с процессом труда, а
только с его результатом. Вследствие этого обязанности сторон в
гражданских правоотношениях носят иной характер, чем в тру-
довых. Здесь не регулируются ни мера, ни режим труда, в отли-
чие от трудового, и исполнитель обязан представить лишь обу-
словленный договором результат труда.
Участники трудового правоотношения являются его субъек-
тами. Граждане могут выступать субъектами трудового отноше-
ния только в том случае, если они обладают трудовой праводее-
способностью.
Трудовая праводееспособность означает способность лица
иметь трудовые права, самому реализовывать их и самостоятель-
но осуществлять принятые на себя обязанности. В соответствии
со ст. 63 ТК РФ трудовая праводееспособность в качестве общего
правила возникает с 16 лет. В случае получения основного обще-
го образования либо оставления в соответствии с федеральным
законом общеобразовательного учреждения трудовой договор
могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.