Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10337
Скачиваний: 9
216
дарственному оборонному заказу, обеспечением федеральных госу-
дарственных нужд в области поддержания обороноспособности и
безопасности Российской Федерации, может осуществляться в об-
щем порядке, предусмотренном для продажи части имущества
должника во внешнем управлении (ст. 111 Федерального закона «О
банкротстве»).
При наличии в составе имущества должника имущества, изъято-
го из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом
собственника изъятого из оборота имущества.
Собственник изъятого из оборота имущества принимает от кон-
курсного управляющего это имущество или закрепляет его за дру-
гими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения
уведомления.
8.5
Банкротство
субъектов
естественных
монополий
Под субъектом естественной монополии понимается организа-
ция, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров
(работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удов-
летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, ес-
ли соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполне-
ны им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были
быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным су-
дом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об
уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной
монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч
рублей. Указанные требования должны быть подтверждены испол-
нительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем
обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй
очереди в соответствии со статьей 59 Федерального закона "Об ис-
полнительном производстве".
Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта
217
естественной монополии, наряду с лицами, определенными ст. 34
Федеральныго закона «О банкротстве», признается федеральный
орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством
Российской Федерации проводить государственную политику в от-
ношении соответствующего субъекта естественной монополии.
В случае, если должником - субъектом естественной монополии
до принятия арбитражным судом заявления о признании должника
банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействи-
тельными актов органов государственной власти об утверждении
цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или)
реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение
дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступ-
ления в законную силу решения по делу о признании недействи-
тельными соответствующих актов органов государственной власти.
Арбитражный суд может принять решение об отказе в призна-
нии должника - субъекта естественной монополии банкротом в слу-
чае, если признаны недействительными соответствующие акты го-
сударственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары
(работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях ес-
тественной монополии.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» уста-
навливает некоторые ограничения прав внешнего управляющего
при проведении процедуры внешнего управления в отношении
субъекта естественной монополии, а именно:
-
внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения
договоров должника перед потребителями, в отношении ко-
торых в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами не допускается прекраще-
ние обязательств со стороны субъектов соответствующих ес-
тественных монополий;
-
внешний управляющий не вправе отчуждать имущество
должника, представляющее собой единый технологический
комплекс субъекта естественной монополии. К указанному
имуществу относится недвижимое и иное имущество, непо-
средственно используемое для производства и (или) реализа-
218
ции товаров (работ, услуг) в условиях естественной монопо-
лии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые ис-
пользуются для исполнения договоров, связанных с деятель-
ностью должника в качестве субъекта естественной монопо-
лии.
При проведении процедур банкротства в качестве обязательного
условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта
естественной монополии, непосредственно используемого для про-
изводства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях ес-
тественной монополии, устанавливаются дополнительные условия.
Обязательными условиями договора купли-продажи имущества
должника - субъекта естественной монополии являются:
-
согласие покупателя принять на себя обязательства должника
по договорам поставки товаров, являющимся предметом ре-
гулирования законодательства о естественных монополиях;
-
принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению
доступности производимого и (или) реализуемого товара (ра-
бот, услуг) для потребителей;
-
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида
деятельности, если деятельность должника подлежит лицен-
зированию.
Имущество должника, непосредственно используемое для про-
изводства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях ес-
тественной монополии, выставляется на торги единым лотом.
При продаже непосредственно используемого для производства
и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной
монополии имущества должника путем проведения конкурса феде-
ральный орган исполнительной власти, уполномоченный Прави-
тельством Российской Федерации проводить государственную по-
литику в отношении субъектов естественной монополии, заключает
с покупателем указанного имущества должника соглашение об ис-
полнении условий конкурса.
В случае неисполнения покупателем имущества должника, не-
посредственно используемого для производства и (или) реализации
товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, обяза-
219
тельных условий, предусмотренных Законом, договор подлежит
расторжению арбитражным судом на основании заявления соответ-
ствующего федерального органа исполнительной власти.
При расторжении договора покупателю имущества за счет
средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные
на покупку имущества и осуществление за истекший период инве-
стиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в
федеральную собственность.
При продаже имущества, непосредственно используемого для
производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях
естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Россий-
ской Федерации и муниципальные образования в лице соответст-
вующих уполномоченных органов имеют право преимущественно-
го приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке,
предусмотренном для продажи предприятия должника - стратегиче-
ских предприятия или организации во внешнем управлении (п. 8, 9
ст. 195 Закона).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муни-
ципальные образования в лице соответствующих уполномоченных
органов вправе приостановить продажу имущества, непосредствен-
но используемого для производства и (или) реализации товаров (ра-
бот, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего
управления на срок не более чем три месяца для выработки пред-
ложений о восстановлении платежеспособности субъекта естест-
венной монополии.
Перепрофилирование или закрытие производства (производств),
осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, ус-
луг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке,
установленном Федеральным законом.
220
Раздел
9
Банкротство
гражданина
Федеральный закон о банкротстве содержит нормы, регули-
рующие отношения, связанные как с банкротством гражданина -
индивидуального предпринимателя, так и не являющегося таковым.
Однако положения о банкротстве граждан, не являющихся индиви-
дуальными предпринимателями, вступят в силу только со дня всту-
пления в силу Федерального закона о внесении соответствующих
изменений и дополнений в федеральные законы.
Приоритетное применение при регулировании отношений, свя-
занных с банкротством гражданина имеют нормы параграфа 1 гла-
вы Х Закона, и только при отсутствии специальных норм, относя-
щихся к банкротству гражданина, применяются правила, установ-
ленные главами I
− VIII Федерального закона.
Банкротство индивидуальных предпринимателей, прежде всего,
регулируется специальными нормами, установленными параграфа-
ми 2, 3 главы X; в субсидиарном порядке – параграфом 1 главы X и
только при отсутствии специальных норм
− главами I−VIII. Таким
образом, в отношениях, связанных с банкротством индивидуальных
предпринимателей, сначала будут применяться специальные нормы
о банкротстве этих субъектов, затем
− нормы о банкротстве граж-
дан-непредпринимателей и только после этого
− общие положения
Закона.
9.1
Заявление
о
признании
гражданина
банкротом
Заявление о признании гражданина банкротом может быть по-
дано в арбитражный суд гражданином-должником, кредитором, а
также уполномоченным органом.
Правом на подачу заявления о признании гражданина банкро-
том обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требова-
ниям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о
взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых не-
разрывно связаны с их личностью.