Файл: Римское право-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10416

Скачиваний: 140

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 5

ПРАВОВОЙ СТАТУС НАСЕЛЕНИЯ

ДРЕВНЕГО РИМА

1) Общая характеристика общественного строя Древнего Рима. Обществен-

ный строй Древнего Рима в царский период

2) Общественный строй Древнего Рима в период республики

3) Общественный строй Древнего Рима в период империи

4) Правовое положение римских граждан

5) Правовое положение латинов и перегринов

6) Правовое положение рабов и вольноотпушенников

7) Институт колоната в Древнем Риме

5.1 Общая характеристика общественного строя
Древнего Рима. Общественный строй Древнего
Рима в царский период

Изучение истории римского общества, прослеживание основных закономер-

ностей его экономического, социального, политического и культурного развития
и выявление специфических, присущих только Древнему Риму черт имеет особый
интерес. Ведущие факторы древней истории получили наиболее четкое оформле-
ние и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны
первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских
войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного де-


background image

52

Лекция 5. Правовой статус населения Древнего Рима

мократического полиса к тоталитарному режиму полной власти правителя, харак-
терно значительное увеличение численности рабов, проникновение рабского труда
в различные сферы экономической жизни государства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В целом Древний Рим дал человечеству настоящую культурную
среду.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую вер-

хушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти
социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли
свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее
распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную соб-
ственность (agerpubliens).

Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не

через посредство курий.

Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа

были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находи-
лись как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сде-

лал в Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределение земель
между богатыми и бедными.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления об-

щеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием богини огня Ну-
мы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме
же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.

В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной диффе-

ренциации римляне постоянно ощущали потребность в новых землях и вели за них
войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, порой основывали
в завоеванных частях Лация колонии.

Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важней-

шей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска.
Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний
Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий
Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска.

Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима,

т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду
относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем
в 100000 медных ассов (монет); ко 2-му — те, чье имущество оценивалось, как


background image

5.1 Общая характеристика общественного строя Древнего Рима.
Общественный строй Древнего Рима в царский период

53

минимум, в 75000 ассов; к 3-му — в 50000; к 4-му — в 25000; к 5-му — в 11500
ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд — пролетариев, богатством которых было
лишь их потомство (proles).

Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых еди-

ниц, центурий (сотен): 1-й разряд — 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев,
ставших основной боевой силой, и 18 центурий конницы, всего 98 центурий; 2-
й — 22; 3-й — 20; 4-й — 22; 5-й — 30 центурий и 6-й разряд — 1 центурию, в целом
193 центурии

1

.

Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более

легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение.
На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний — центу-
риатные комиции, где центурия была голосующей единицей. Фактическое число
людей в центуриях было различным: в пролетарской — несколько сотен, а в перво-
разрядной — по нескольку десятков.

Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет

ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых
как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип, реформа
Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на
пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупности чле-
нов гентильных единиц в коллектив граждан.

Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные

собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родо-
выми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.

В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд

установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им:

1) территориального деления Рима;

2) цензового принципа деления общества;

3) общего войска из патрициев и плебеев.

Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали

троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных
у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье,
украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой зо-
лотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции — пучок розог с воткну-
тым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы.
Это был символ власти карающей, аппарата насилия, появившегося для подавле-
ния эксплуатируемых и недовольных.

Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными противоре-

чиями. Недовольны были разные люди: и немногочисленные еще рабы, и бедняки,
терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая с усиле-
нием царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах.

Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными общественными

группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых,
учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал простолюдинов на

1

Всеобщая история государства и права: учебник / под. ред. проф. К. И. Батыра. М., 1998. С. 80.


background image

54

Лекция 5. Правовой статус населения Древнего Рима

тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из во-
енной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. О ее развитии
говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Вместе с тем он
терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, пра-
вил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до
н. э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная
традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила эти события как
общенародное демократическое дело.

История царского Рима являет собой процесс роста города из разрозненных

поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления пат-
риархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования арха-
ических классов-сословий патрициев и плебеев и образования государства. Цари
с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции
представляли собой публичную власть, не совпадавшую как с организующим себя
populus, так и с широким кругом плебейства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

По признанию многих современных ученых, власть последних
римских царей аналогична раннегреческой тирании.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие

элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-
политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный го-
род-государство, а точнее — как гражданская община с античной формой собствен-
ности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной антич-
ной формы собственности складывались в Риме царского времени.

5.2 Общественный строй Древнего Рима в период
республики

509 г. до н. э. — установление республиканского строя после изгнания Таркви-

ния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не
изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась. Сочетались
аристократические и демократические черты.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруп-

пировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Та-
кого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного
строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных
авторов.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: на-

личием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновни-
ки), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми
для содержания армии, должностных лиц и т. д.


background image

5.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики

55

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Высшим государственным органом считается народное собрание.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

У народного собрания было три вида комиций:

• куриатные;

• центруриатные;

• трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые

могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали
в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тай-
ное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В пер-
вый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III века
до н. э. — предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась

в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нуж-

ном для него направлении. Состав сената пополнялся из отслуживших свой срок
магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спис-
кам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов.

Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились

в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановле-
ния — сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял
расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустрой-
ству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договоры,
договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между коман-
дующими.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистра-

тами считались цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год
(кроме диктатора, его срок полномочий — полгода, и консула во время ведения во-
енных действий).

Власть магистратов: военная власть, право заключать перемирие, созывать се-

нат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и по-
нуждать к их исполнению; право суда и назначения наказания — у диктатора, кон-
сула и претора. Диктатор мог приговорить к смертной казни без права на обжало-
вание. Приговор консула мог быть оспорен в центуриатном собрании.

Консулы — 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по граж-

данской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они
набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали пере-
мирия, распоряжались военной добычей.

Преторы — исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский)

руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III–II вв.). 2 цензора
избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для распределения их по