ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7710
Скачиваний: 20
51
лось введение так называемой экстраординарной когниции как более свободной
формы разбирательства споров.
Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в
области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отража-
лось действие jus gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей,
едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием jus gentium.
С особенной силой и быстротой сказалось влияние jus gentium на область дого-
ворных отношений.
3.2 Кодификация Юстиниана
Уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юри-
дическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность
и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из
них правовых норм. Это стремление в особенности усилилось в императорский
период, когда унификация правоприменения в интересах единой правовой по-
литики стала практической государственной необходимостью в собственных
интересах власти.
Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами под ру-
ководством Трибониана в 528–534 гг. по указанию самого знаменитого визан-
тийского императора Юстиниана Великого. В начале 528 г. была учреждена
государственная комиссия из 10 специалистов – «людей науки, опыта, неуто-
мимого и похвального усердия к общественному делу», как гласит официаль-
ная историческая справка о кодификации, – под руководством известного юри-
ста Трибониана. Комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в
12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали
рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был
также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам –
так называемые «50 определений», в котором систематизировался такой важ-
ный источник, как консультации правоведов. Кодификация Юстиниана пред-
ставляла собой систематизацию накопившегося правового материала с устра-
нением устаревших и противоречивых положений.
В Свод Законов Юстиниана (в средневековье названный Corpus Juris
Сivilis) вошли следующие составные части:
1. Институции – учебник по римскому праву, содержащий его основные
положения, разделенные на 4 части: о лицах, о вещах, об обязательствах, об ис-
ках. Институции представляли систематизированное изложение основ права:
52
общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических
принципов частного права. Институции Юстиниана во многом опирались на
Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан прямо
предписал, что они имеют значение обязательного свода основ права, а все тек-
стуальные правоположения имеют силу, равную другим законодательным
сборникам.
2. Дигесты, или Пандекты, (Digesta, Pandectae) – комментарии и высказы-
вания знаменитых римских юристов, содержащие, по сути, нормы права, разде-
ленные на 50 книг. В 426 г. эдиктом императора Валентиниана III сочинениям
таких юристов, как Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин была придана
сила закона. Дигесты представляли собой систематическую компиляцию ци-
тат – отрывков из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в со-
ставе Дигест насчитывают до 9 200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших
перу 39 известных юристов I–V вв. н. э., причем в большинстве случаев соста-
вители приводили справочные указания на названия и даже разделы использо-
ванных трудов. Это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции.
При обнародовании «Дигест» император Юстиниан запретил писать к ним
комментарии: они представляли официально законодательный документ не ме-
нее, чем положения законов; разрешалось только делать извлечения и перевод
на греческий язык.
3. Кодекс (Codex) – собрание более чем 4 600 императорских актов (кон-
ституций) со 117 г., разделенное на книги и титулы.
4. Новеллы (Novellae) условно считаются дополнительной четвертой ча-
стью Свода Юстиниана, содержат акты последующих императоров. Сохрани-
лись три сборника, первый из которых был составлен в 556 г. и включил
122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй
половине VI в.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. В чем заключалась деятельность римских юристов в эпоху принципа-
та?
2. Какова связь римского обычая и позднейших кодексов?
3. Что следует понимать под источником права? В каких значениях они
выступают?
53
4. В чем заключается принципиальное различие между цивильным пра-
вом и правом народов? Когда и по каким причинам эти системы права
сливаются воедино?
5. Почему мы относим respondere (консультирование) римских юристов
к источникам права?
6. Как согласовать (и возможно ли) известное выражение «разрешено
все то, что не запрещено» с сентенцией Павла (префект претория, ру-
беж II–III вв. до н. э.): «не все, что дозволено, достойно уважения»?
7. Что лежало в основе деления римского права на публичное и частное?
8. Какие системы образовали римское частное право? В связи с чем они
возникли и чем отличались друг от друга?
9. Какой круг общественных отношений регулировало римское частное
право?
10. Что понимается под термином «эдикты магистратов»?
11. Дайте характеристику обычному римскому праву, законам, сенатус-
консультам, эдиктам магистратов, конституциям императоров.
12. Какова роль римских юристов в формировании римского права?
13. Что представлял собой свод цивильного права?
54
4 Защита и осуществление права в Древнем Риме
4.1 Осуществление права
Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих
для удовлетворения его положительных интересов, защищаемых правом, и в
противодействии нарушению этих прав. В случае несоблюдения кем-либо его
прав возбуждается правовая защита. В древнейший период защиту нарушенных
прав допускалось осуществлять в порядке самоуправства, которое постепенно
было заменено судебной (государственной) формой защиты – исковой
1
.
Первоначально защита частных прав осуществлялась заинтересованным
лицом путем расправы с нарушителем права. Только постепенно от самоуправ-
ства переходят к защите прав через посредство органов государства как органи-
зованного аппарата господствующего класса. Вначале вмешательство государ-
ственных органов, прежде всего царей, осуществлялось лишь в тех случаях,
когда спорящие стороны сами признавали их в качестве арбитров или избран-
ных судей и просили рассудить спор и определить, каким должно быть возме-
щение – компенсация, которую ответчик был обязан уплатить пострадавшему
вместо мести. Позднее распространился обычай, по которому цари исполняли
роль судей во всяком споре, возникающем в Риме. Они же заботились и об ис-
полнении приговора. Так начал создаваться и развиваться гражданский про-
цесс.
Границы осуществления права определялись тем, что, согласно Институ-
циям Гая, «каждый может пользоваться своим частным правом или отказывать-
ся от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное пра-
во указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права». «Никто
не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим
ему правом». В то же время утверждается: «Мы не должны дурно пользоваться
своим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их
имуществом»
2
.
В виде исключения иногда (если того требовали серьезные интересы дру-
гих лиц) устанавливалась возможность принудить субъекта к использованию
1
Дождев Д. В. Римское частное право : учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца; Инсти-
тут государства и права Российской Академии наук, Академический правовой университет. –
3-е изд., испр. и доп. – М. : Норма, 2011. – С. 42.
2
Там же. С. 44.
55
своего права. В последней четверти I в. н. э. было дано право принудить
наследника вступить в наследство, если он обязан был выдать наследство дру-
гому лицу. Закон указывает на необходимость осуществлять некоторые част-
ные права (например, сервитуты прохода и прогона скота) осмотрительно
(civiliter modo), чтобы не вредить другому праву (собственности). Но общее
воспрещение злоупотреблять правом с единственной целью вредить другим
римлянам было неизвестно.
Осуществление некоторых прав могло происходить не иначе, как задер-
живая или препятствуя вполне или отчасти осуществлению других прав. Такие
случаи назывались коллизией прав. Она разрешалась в зависимости от отноше-
ний, установленных законом между сталкивающимися правами в различных
случаях на основе конкуренции исков.
4.2 Виды судебного процесса в Древнем Риме
Право государственных судебных магистратов организовывать для раз-
решения каждого отдельного спора судебное разбирательство присяжных су-
дей, решающих дело по существу, называется юрисдикцией (jurisdictio). В тес-
ном смысле она обозначает содействие магистрата по организации суда по делу
и принадлежала только магистратам, располагавшим высшей властью
(imperium). Магистраты, которые пользовались высшей властью (консулы, пре-
торы), имели право организовывать присяжные суды по спорам частных лиц.
Когда юрисдикция сосредоточилась в руках претора, установилось формальное
понятие юрисдикции. Судебное разбирательство считалось законным (judicium
legitimum), если оно было организовано в Риме или в пределах первого мильно-
го камня от Рима (domi), между римскими гражданами, с участием одного
судьи, тоже римского гражданина.
Судьей по всем спорам вообще мог быть всякий взрослый римский граж-
данин. Обычно его выбирали из лиц, внесенных в особые списки, составлявши-
еся по соображениям политики то из сословия сенаторов (высшего по статусу в
римском обществе), то из сословия всадников (второго по статусу). Функцио-
нировал судья один или в коллегии и назначался претором индивидуально для
каждого дела. Судья, который мог решать дела по свободному усмотрению
(arbitrium), назывался arbiter и обычно назначался в тех спорах, где дело шло о
производстве оценок, установке меж, разделе.
В Древнем Риме все процессуальные акты предполагали личное действие
и присутствие тяжущихся. В 175 г. до н. э. законом Гостилия для формулярного